Четверг, 02.05.2024, 08:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обучение и воспитание » 6. Региональный опыт развития системы обучения и воспитания.

Региональный опыт развития культурно-образовательного пространства образовательного учреждения в малом городе

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В МАЛОМ ГОРОДЕ

 

Н.И. Фельдман, к.п.н

Карачевский филиал Госуниверситета-УНПК, г.Карачев,

Е-mail: kfostu@online.debryansk.ru

 

Университет в малом городе – университет нового типа

Жизнь в малых городах России имеет свои особенности, которые заставляют трансформировать содержание профессионального образования. В малых городах остаются работать немногие их уроженцы, причём в большинстве случаев те, у которых не получилось уехать в областной центр или столицу. Высококвалифицированных кадров здесь не хватает, поэтому многим людям приходится совмещать должности. В малом городе человеку недостаточно «только работать по специальности», здесь никто не будет заниматься его досугом. Житель малого города должен надеяться, в основном, на себя, должен понимать, что условия жизни в его городке зависят от того, как он сам живёт. Если он пойдёт на праздник – значит, в городе будет праздник. Если он будет по утрам делать зарядку – в городе будет спорт. Если он посадит дерево – город станет зелёным. Если он оборудует возле дома детскую площадку, и будет поддерживать её в приличном состоянии – в городе будут детские площадки. И при этом никто не освобождает жителя малого города от работы в его организации!

Таким образом, от жителя малого города требуется больше, чем профессиональные навыки. Он должен быть носителем, инициатором городской культуры науки, здорового образа жизни, творчества во всех направлениях деятельности. Эти навыки не появятся «сами по себе», их нужно привить. А где их привьют жителю малого города? В центральных университетах? Но там учат только профессии. На дистанционных факультетах? Но там студент вообще не видит преподавателя, а общается с ним «on-line» по узко-предметным вопросам, на обсуждение других проблем у них просто не хватает времени [1].

Получается, что традиционная система центрального профессионального образования не удовлетворяет условиям жизни в малых городах и способствует только оттоку граждан из них в крупные промышленные центры. Малым городам нужны университеты нового типа – университеты, которые учат студентов не только быть инженером, техником или рабочим, но, прежде всего, – понимать, что качество жизни в малом городе зависит только от них, что их город – это они сами. Университет нового типа должен представлять собой культурно-образовательное пространство (КОП), которое воздействует на студентов, и преподавателей сразу с нескольких сторон – учебной, научной, культурной, спортивной, общественной. Следует учесть, что развитие личности в малом городе происходит, без преувеличения, в «информационном вакууме», то есть, многие услуги, привычные для столичного жителя, здесь ограничены или вообще не доступны. При создании на основе вуза культурно-образовательного пространства малого города необходимо предусмотреть использование современных информационных технологий, расширяющих кругозор граждан и укрепляющих связи между видами их общественной деятельности.

Пример КОП вуза

Рассмотрим основные элементы культурно-образовательного пространства университета в малом городе на примере Карачевского филиала ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК». Уникальность данного образовательного учреждения заключается в том, что, с одной стороны, филиал является подразделением центрального федерального университета, обладающего высоким уровнем образовательных услуг и мощной научно-производственной базой, а с другой – имеет гибкую структуру, позволяющую учесть особенности реализации учебного процесса в малом городе с его историческими и культурными традициями.

В настоящее время КФ Госуниверситета-УНПК осуществляет подготовку студентов и учащихся по широкому спектру специальностей и направлений высшего, среднего и начального профессионального образования очной и вечерней форм обучения. Осуществляется подготовка по программам дополнительного образования и повышения квалификации. Выпускники, проявившие склонность к научной и педагогической деятельности, могут продолжить обучение в магистратуре, аспирантуре и докторантуре базового университета.

Развитие университета, как культурно-образовательного пространства, предполагает освоение всех перечисленных элементов учебного процесса с учётом особенностей малого города, чтобы функционирование вуза способствовало закреплению выпускников на рабочих местах местных предприятий. Рассмотрим важнейшие достижения в этом направлении.

Номенклатура специальностей КФ ФГОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК» сформирована с учётом ситуации на местном рынке труда и профиля промышленности города и района. Своеобразным подтверждением учёта потребностей промышленности г. Карачева и Карачевского района при формировании набора специальностей филиала является заявление представителей центра занятости о том, что с первого выпуска по настоящее время ни один выпускник не был зарегистрирован, как безработный.

Структура профессорско-преподавательского состава филиала соответствует содержанию понятия «Культурно-образовательное пространство университета». В вузе малого города недостаточно обеспечить только передачу знаний от преподавателей к студентам, нужно создать практику сохранения культурных традиций и опыта лучших представителей промышленности и городского хозяйства. В настоящее время в филиале работают около 60 преподавателей, в том числе 10 кандидатов наук, 5 доцентов. Учебный процесс на специальностях и направлениях высшего профессионального образования на 80 % обеспечен преподавателями с учёными степенями кандидата наук. К учебному процессу широко привлекаются ведущие специалисты предприятий города и руководители подразделений государственных учреждений.

Материально-техническое оснащение учебного процесса также формируется с учётом принципов создания культурно-образовательного пространства технического вуза. Одной из особенностей пополнения материальной базы филиала с учётом условий обучения специалистов в малом городе является создание возможностей для вовлечения всех участников образовательного процесса в развитие технического оснащения. Это необходимо для того, чтобы каждый студент и преподаватель мог, во-первых, как можно более полно реализовать свои творческие дарования, а во-вторых, почувствовать себя не просто «пользователем» лабораторного оборудования, а его разработчиком и изготовителем.

Методическое обеспечение учебного процесса – это та сторона образовательного процесса, в которой наиболее сложно учесть особенности малого города. Методическое обеспечение учебного процесса филиала развивается по трём основным направлениям: пополнение фонда технической библиотеки; получение доступа к Глобальным электронным информационным ресурсам; разработка учебно-методических изданий. Уникальные книги могут быть заказаны в научной библиотеке головного вуза – одной из крупнейших технических библиотек Центральной России, содержащей более 1,2 миллиона томов и имеющей лицензию на дистанционный доступ к электронным информационным ресурсам главных научных библиотек России (РГБ, ГПНТБ), электронным ресурсам Всероссийской патентно-технической библиотеки (Роспатент), электронным версиям периодических изданий Оксфордского университета, Американского химического общества и Американского института физики. Есть возможность доступа к фондам нормативной документации отдела стандартизации университета и бюллетеням изобретений патентной библиотеки.

Учебный процесс неразрывно связан с научно-исследовательской работой. В данном направлении сделаны достаточно серьёзные достижения. Первая студенческая научно-техническая конференция была проведена в 2003 году. За последующие восемь лет, благодаря усилиям преподавателей и студентов, получены результаты, имеющие и научную новизну, и практическую ценность. В настоящее время каждая кафедра имеет самостоятельное научное направление и может предложить организациям ряд инновационных проектов.

Помимо учебной, научно-исследовательской и производственной деятельности, элементами культурно-образовательного пространства университета является культурная и спортивная деятельность. В Карачевском филиале ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК» за 10 лет развития удалось создать такое культурно-образовательное пространство. Сегодня филиал университета представляет собой не только учебное заведение многоуровневого профессионального образования, но и центр науки, культуры, спорта и досуга в регионе.

В филиале создан учебно-спортивный центр, который на протяжении всего года предлагает студентам, преподавателям, сотрудникам вуза, а также всем жителям города, района и близлежащих регионов широкие возможности для занятия физкультурой и спортом. Мероприятия, проводимые в центре, призваны решить задачи глобального национального проекта «Здоровье». Действует центр культуры, который может предложить всем желающим широкие возможности для полноценного культурного развития. Центр культуры филиала включает в себя студии, команды КВН, вокальные группы хора, вокально-инструментальный ансамбль, библиотеки. Подобная структура позволяет студентам проявлять и развивать свои художественные способности в самых разнообразных направлениях: эстрадный, народный и спортивный танец; сатира и юмор; вокально-инструментальное, театральное и фольклорное направления.

Таким образом, в Карачевском филиале Госуниверситета-УНПК удалось на практике реализовать принципы создания культурно-образовательного пространства, учитывающие особенности профессионального обучения, культурной и социальной адаптации специалистов в условиях малого города России.

Инновационные технологии развития КОП

Для создания студентам малых городов условий обучения, не уступающим условиям центральных университетов, необходимо применять инновационные технологии, как современные, так и традиционные.

Инновационные технологии являются средством эффективного управления образованием, необходимым условием повышения качества и конкурентоспособности образовательной системы, инструментом целенаправленного формирования информационного пространства образования.

Реализация цели информатизации системы образования предусматривает: разработку систем хранения, обработки и передачи данных; создание депозитария электронных учебных материалов, необходимых для обеспечения учебного процесса; создание и поддержка образовательного портала университета; интеграцию электронных и традиционных учебных материалов в единую образовательную информационную среду; создание системы информационно-методического и технического сопровождения применения новых информационных технологий в образовательном процессе и управлении сферой образования; подготовку педагогических, административных и инженерно-технических кадров университета, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.

Для упорядочения процесса внедрения инновационных технологий в образовательную деятельность, в структуре филиала университета целесообразно создать специализированное подразделение. Таким подразделением может быть учебно-научно-исследовательская лаборатория  «Инновационные технологии развития культурно-образовательного пространства образовательного учреждения» (УНИЛ ИТКОП), сферой деятельности которой станет разработка и внедрение методов профессионально-личностного развития дипломированного специалиста высшего, среднего и начального профессионального образования в условиях КОП университета, расположенного в малом городе России.

 

Литература

1 Катунин, А.В. Совершенствование системы дистанционного обучения в Орловском государственном техническом университете [Текст] / А.В. Катунин [и др.] // Эффективность и качество в машиностроении и приборостроении. Матер. I рег/ науч.-техн. конф. – Карачев, Карачевский филиал ОрелГТУ, 25 мая 2010 г. – Орёл: ОрелГТУ, 2010. – С. 185-194.

Категория: 6. Региональный опыт развития системы обучения и воспитания. | Добавил: Zvyagina (17.12.2012)
Просмотров: 1657 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика