ПРАКТИЧЕСКАЯ
НАПРАВЛЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ ДЛЯ
ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
А.Л. Миронова, зав.
кафедрой технологии машиностроения,
Ливенский филиал
Госуниверситета-УНПК, г.Ливны,
Е-mail: mironova2001@yandex.ru
«Сегодня
профессиональное образование должно в полной мере учитывать требования рынка
труда XXI века, полностью соответствовать общемировым критериям
качества. Для этого необходимы модернизация вузов, колледжей, техникумов и училищ, укрепление их преподавательского
состава, усиление практической направленности в учебном процессе. И конечно - самое тесное взаимодействие
с производством» (Премьер-министр РФ
Д.А. Медведев)
В развитых странах мира особое значение придается
поддержке национальных инновационных систем, связывающих науку, образование и
бизнес и во многом определяющих конкурентоспособность страны на мировом рынке.
Сегодня в России усилено внимание к инновациям как инструменту более полного
использования научно-технического потенциала ученых.
Без квалифицированных молодых инженерных кадров
невозможно создавать наукоемкие, высокоэффективные, конкурентоспособные
технические системы, невозможно перейти к экономике, основанной на знаниях и
высоких технологиях.
Конкурентоспособность продукции обусловливается
технико-экономическими показателями, новизной, качеством, эффективностью и надежностью.
Поэтому, в первую очередь, конкурентоспособность зависит от уровня подготовки
инженерных работников, их ответственности, заинтересованности в результатах.
На сегодняшний день существует ряд проблем, связанных
с подготовкой инженеров для высокотехнологичных отраслей промышленности.
В первую очередь, это вопрос качества инженерного
образования, точнее, качества подготовки специалистов в учреждениях высшего
профессионального образования, реализующих инженерные специальности.
Изменения экономических условий и реалий жизни ставят
перед высшей технической школой ряд новых задач по совершенствованию
инженерного образования.
Технические вузы в Российской Федерации (в числе которых и Ливенский
филиал Госуниверситета-УНПК) ощущают нехватку современного лабораторного
оборудования, особенного стендового, на котором необходимо учить студентов. Его
получение от предприятий или закупка, сопряжены с большими расходами.
Проблема
материально-технического оснащения учебного процесса является одной из самых
актуальных в области подготовки специалистов рабочих и технических профессий.
Современное инженерное образование предполагает необходимость регулярного
(хотя бы раз в три года) обновления практической части учебной программы,
ориентируясь на новейшие тенденции развития соответствующей отрасли.
Ведь за 5-6 лет, проходящих со дня зачисления студента в вуз и до
получения им диплома об окончании, любая академическая программа, даже учитывавшая
новейшие (на момент поступления) технологии, безнадёжно устаревает.
Развитие информационных, в том числе мультимедийных, технологий в
образовании, существенно опережает оснащенность оборудованием, необходимую для
взаимодействия с современными технологиями производства. Возникает опасность
перехода к чисто виртуальному общению студентов с техническими устройствами,
которыми им предстоит оперировать в дальнейшей практической деятельности. Такое
положение связано с недостатком или отсутствием современного технологического
оборудования и методического обеспечения к нему. Учебное технологическое
оборудование в учреждениях профессионального образования состоит в большинстве
своем из устаревших разнотипных станков, установок и приборов.
Изменения в характере и содержании труда, структурные изменения
национальной экономики настоятельно требуют качественных изменений в содержании
профессионального образования, усиления его ориентации на потребности рынка
труда, повышения требований к выпускникам, обусловленных необходимостью
подготовки к деятельности в быстро меняющихся условиях постиндустриального,
информационного общества, в том числе с учетом международных тенденций
развития.
Подготовка
квалифицированных рабочих, специалистов среднего звена, технических специалистов
и инженерного состава в настоящее время отстает от потребностей
машиностроительного комплекса, станкостроения, автомобилестроения. В настоящее
время в отечественной промышленности наблюдается существенный дефицит
квалифицированных кадров по современным направлениям производства. В последнее
десятилетие наметился серьезный разрыв между растущими потребностями
промышленных предприятий и возможностями учреждений профессионального
образования по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего
звена.
Одним из путей решения этой проблемы для подготовки специалистов по
направлению 150900 «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных
производств» и специальности 151001 «Технология машиностроения» на кафедре
технологии машиностроения Ливенского филиала Госуниверситета-УНПК является
постоянное укрепление
и развитие всесторонних связей с предприятиями машиностроительного комплекса
города Ливны.
На кафедре есть договоры о сотрудничестве с ведущими
предприятиями города на выполнение лабораторных, практических и
научно-исследовательских работ на базе предприятий города.
Преподаватели общепрофессиональных и специальных
дисциплин кафедры постоянно водят студентов на экскурсии по предприятиям,
студенты выполняют на базе предприятий лабораторные и практические работы,
знакомясь с современным оборудованием, технологическим оснащением и
инструментообеспечением предприятий.
Одним из направлений инновационного развития является
научно-исследовательская работа студентов. Эта работа направленна на повышение качества подготовки специалистов,
способных быстро адаптироваться к современным условиям развития техники и
технологий, на развитие творческих способностей студентов, на их
интеллектуальную социализацию и, как следствие повышение востребованности на
рынке труда.
Научно-исследовательская
работа студентов выполняется на базе предприятий с привлечением ведущих
специалистов, с использованием для проведения работ оборудования и
технологического оснащения предприятий.
В результате выполнения таких работ предприятие
получает качественного инженерного работника, знакомого с реалиями
производственного процесса, со стремлением реализовывать новые идеи, а
университет – базу для знакомства студентов с практической реализацией теорий
производственных процессов. Особенно остро данный вопрос встает с введением в
образовательную практику стандартов третьего поколения в плане развития
профессиональных компетенций.
Таким образом, обучение с систематическим
целенаправленным участием студентов в научной и научно-исследовательской
деятельности создает условия для становления образовательной системы,
реализующей основные инновационные принципы при подготовке
высококвалифицированного специалиста.
Литература
1. Учебно-методические и производственные комплексы для
учреждений профессионального образования / А.Л. Павлов // Стружка / – 2012. –
№03. – с. 24-26.
2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная
интерпретация: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.И.
Загвязинский. – М.: Академия, 2001.- 221с.
|