Четверг, 02.05.2024, 10:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обучение и воспитание » 6. Региональный опыт развития системы обучения и воспитания.

Практическая направленность в системе обучения при подготовке инженерных кадров для предприятий машиностроительного комплекса

ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

 

А.Л. Миронова, зав. кафедрой технологии машиностроения,

Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, г.Ливны,

Е-mail: mironova2001@yandex.ru

 

«Сегодня профессиональное образование должно в полной мере учитывать требования рынка труда XXI века, полностью соответствовать общемировым критериям качества. Для этого необходимы модернизация вузов, колледжей, техникумов и училищ, укрепление их преподавательского состава, усиление практической направленности в учебном процессе. И конечно - самое тесное взаимодействие с производством» (Премьер-министр РФ Д.А. Медведев)

В развитых странах мира особое значение придается поддержке национальных инновационных систем, связывающих науку, образование и бизнес и во многом определяющих конкурентоспособность страны на мировом рынке. Сегодня в России усилено внимание к инновациям как инструменту более полного использования научно-технического потенциала ученых.

Без квалифицированных молодых инженерных кадров невозможно создавать наукоемкие, высокоэффективные, конкурентоспособные технические системы, невозможно перейти к экономике, основанной на знаниях и высоких технологиях.

Конкурентоспособность продукции обусловливается технико-экономическими показателями, новизной, качеством, эффективностью и надежностью. Поэтому, в первую очередь, конкурентоспособность зависит от уровня подготовки инженерных работников, их ответственности, заинтересованности в результатах.

На сегодняшний день существует ряд проблем, связанных с подготовкой инженеров для высокотехнологичных отраслей промышленности.

В первую очередь, это вопрос качества инженерного образования, точнее, качества подготовки специалистов в учреждениях высшего профессионального образования, реализующих инженерные специальности.

Изменения экономических условий и реалий жизни ставят перед высшей технической школой ряд новых задач по совершенствованию инженерного образования.

Технические вузы в Российской Федерации (в числе которых и Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК) ощущают нехватку современного лабораторного оборудования, особенного стендового, на котором необходимо учить студентов. Его получение от предприятий или закупка, сопряжены с большими расходами.

Проблема материально-технического оснащения учебного процесса является одной из самых актуальных в области подготовки специалистов рабочих и технических профессий.

Современное инженерное образование предполагает необходимость регулярного (хотя бы раз в три года) обновления практической части учебной программы, ориентируясь на новейшие тенденции развития соответ­ствующей отрасли. Ведь за 5-6 лет, проходящих со дня зачисления студента в вуз и до получения им диплома об окончании, любая академическая программа, даже учитывавшая новейшие (на момент поступления) техно­логии, безнадёжно устаревает.

Развитие информационных, в том числе мультимедийных, технологий в образовании, существенно опережает оснащенность оборудованием, необходимую для взаимодействия с современными технологиями производства. Возникает опасность перехода к чисто виртуальному общению студентов с техническими устройствами, которыми им предстоит оперировать в дальнейшей практической деятельности. Такое положение связано с недостатком или отсутствием современного технологического оборудования и методического обеспечения к нему. Учебное технологическое оборудование в учреждениях профессионального образования состоит в большинстве своем из устаревших разнотипных станков, установок и приборов.

Изменения в характере и содержании труда, структурные изменения национальной экономики настоятельно требуют качественных изменений в содержании профессионального образования, усиления его ориентации на потребности рынка труда, повышения требований к выпускникам, обусловленных необходимостью подготовки к деятельности в быстро меняющихся условиях постиндустриального, информационного общества, в том числе с учетом международных тенденций развития.

Подготовка квалифицированных рабочих, специалистов среднего звена, технических специалистов и инженерного состава в настоящее время отстает от потребностей машиностроительного комплекса, станкостроения, автомобилестроения. В настоящее время в отечественной промышленности наблюдается существенный дефицит квалифицированных кадров по современным направлениям производства. В последнее десятилетие наметился серьезный разрыв между растущими потребностями промышленных предприятий и возможностями учреждений профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Одним из путей решения этой проблемы для подготовки специалистов по направлению 150900 «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств» и специальности 151001 «Технология машиностроения» на кафедре технологии машиностроения Ливенского филиала Госуниверситета-УНПК является постоянное укрепление и развитие всесторонних связей с предприятиями машиностроительного комплекса города Ливны.

На кафедре есть договоры о сотрудничестве с ведущими предприятиями города на выполнение лабораторных, практических и научно-исследовательских работ на базе предприятий города.

Преподаватели общепрофессиональных и специальных дисциплин кафедры постоянно водят студентов на экскурсии по предприятиям, студенты выполняют на базе предприятий лабораторные и практические работы, знакомясь с современным оборудованием, технологическим оснащением и инструментообеспечением предприятий.

Одним из направлений инновационного развития является научно-исследовательская работа студентов. Эта работа направленна на повышение качества подготовки специалистов, способных быстро адаптироваться к современным условиям развития техники и технологий, на развитие творческих способностей студентов, на их интеллектуальную социализацию и, как следствие повышение востребованности на рынке труда.

Научно-исследовательская работа студентов выполняется на базе предприятий с привлечением ведущих специалистов, с использованием для проведения работ оборудования и технологического оснащения предприятий.

В результате выполнения таких работ предприятие получает качественного инженерного работника, знакомого с реалиями производственного процесса, со стремлением реализовывать новые идеи, а университет – базу для знакомства студентов с практической реализацией теорий производственных процессов. Особенно остро данный вопрос встает с введением в образовательную практику стандартов третьего поколения в плане развития профессиональных компетенций.

Таким образом, обучение с систематическим целенаправленным участием студентов в научной и научно-исследовательской деятельности создает условия для становления образовательной системы, реализующей основные инновационные принципы при подготовке высококвалифицированного специалиста.

 

Литература

1.      Учебно-методические и производственные комплексы для учреждений профессионального образования / А.Л. Павлов // Стружка / – 2012. – №03. – с. 24-26.

2.      Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2001.- 221с.

 

Категория: 6. Региональный опыт развития системы обучения и воспитания. | Добавил: Zvyagina (17.12.2012)
Просмотров: 2118 | Рейтинг: 4.4/7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика