Четверг, 02.05.2024, 05:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обучение и воспитание » 6. Региональный опыт развития системы обучения и воспитания.

О необходимости технического обеспечения в инженерном образовании

О НЕОБХОДИМОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

А.М. Анохин, к.т.н., доцент,

Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, г.Ливны

 

100 лет назад по уровню развития инженерно-технического  образования Россия входила в пятерку ведущих стран мира. Отличительной чертой российского инженерного образования является мощная фундаментальная подготовка. В становление инженерных вузов России заметный вклад внесли выпускники классических университетов, заложившие высокий уровень фундаментальной подготовки по математике, физике, механике.

Больше всего инженерно-технических специалистов училось в 1980-1981 учебном году, после чего в отечественной высшей школе началась постепенная тенденция снижения доли студентов инженерно-технического профиля. Последние международные рейтинги вузов свидетельствуют об ослаблении позиций отечественного инженерного образования. В мировых рейтингах нет ни одного российского вуза сугубо технического профиля [1].

Сегодня тенденции мирового развития приводят к необходимости реформирования инженерного образования. Эти процессы затрагивают и сложившую систему подготовки инженерных кадров в Российской Федерации [2].

Внедрение в учебный процесс инновационных форм и методов обучения является актуальной задачей высшего образования. Стремительно развивающиеся компьютерные технологии представляют новые возможности  преподавания технических дисциплин. В современном техническом образовании применение мультимедийных технологий позволяет изменить методику изложения  учебного материала, значительно увеличить объем и наглядность лекционной информации в учебном процессе.

Недостатки традиционного лекционного процесса по инженерным дисциплинам хорошо известны, а именно:

·        сравнительно низкое качество выполненных вручную чертежей, схем и рисунков;

·        относительно малая информативность вследствие невозможности демонстрации реальных конструкций сложных схем;

·        меньший объем и наглядность информации по рассматриваемым темам; расположение преподавателя спиной к аудитории во время выполнения чертежей и написания формул;

·        сложности в возможностях расположения рисунков, формул на доске в разных аудиториях, зачастую плохое качество аудиторных досок и мела.

Возможности использования современного компьютера при чтении лекций и проведении практических занятий при обучении студентов:

·        интерактивный режим работы;

·        простота управления и наличие разнообразных программ;

·        легкость копирования и размножения изучаемого материала;

·        удобство хранения и передачи больших объемов информации на носителях различных типов;

·        использование в небольших аудиториях благодаря компактным размерам технического оборудования; высокое разрешение современных мониторов, позволяющих с большой точностью передавать графическую информацию, детали чертежей и схем.

При чтении лекций с использованием программы  Microsoft Power Point открывает дополнительные возможности сопровождения подачи теории значительным объемом иллюстративного материала не только в виде схем, чертежей, рисунков, фотографий, но и компьютерной анимации, видеофрагментов реальных конструкций [3].

Характерной особенностью курса «Детали машин» является то, что в нем значительное место занимают графические материалы: схемы, чертежи, рисунки.

Доцент кафедры инжиниринга технологического оборудования Национального исследовательского технологического университета МИСиС Л.В Седых использует анимацию узла тихоходного вала цилиндрического редуктора в процессе его сборки, когда на вал насаживаются все необходимые детали в соответствии с технологией сборки.

Применение персонального компьютера весьма полезно при проведении практических занятий, лабораторных работ. Именно на этих занятиях студенты получают наибольший практический опыт использования теоретических знаний при решении технических задач.

Хорошо зарекомендовал при проведении лабораторных и практических работ, а также в курсовом проектировании программный продукт APM Winmashin, в котором реализован комплексный подход к решению задач конструирования.

Он представляет собой набор инструментов, программ, баз данных, графических и других модулей, которые можно использовать для сквозного проектирования.

Так с помощью APM Winmashin можно выполнить расчет всех типов резьбовых, сварных, заклепочных соединений и деталей вращения, расчет всех типов зубчатых передач, подшипников качения и скольжения, валов и осей, пружин и других составляющих деталей машин.

В системе APM Winmashin имеется возможность выполнить весь комплекс необходимых геометрических, динамических, прочностных расчетов, и как следствие, подобрать по результатам расчета наилучшие конструкторские решения при оформлении конструкторской документации.

Благодаря мультимедийному сопровождению занятий и применению современных расчетных программных продуктов преподаватель значительно экономит учебное время, расширяется информативность лекций, студенты получают больше знаний и практических навыков.

В рамках модернизации высшего образования необходимо не сокращать, а увеличивать общеинженерную подготовку и дать вузам право самим определять ее формы и содержание, а также значительно улучшить материально техническое обеспечение учебных заведений (см.: http// www/vovr.ru/sut.htmt).

 

Литература

1.     Арефьев, А.Л. Инженерно-техническое образование в России в цифрах // Высшее образование в России.-2012.-№3.-С.122-132.

2.     Жураковский, В.М. Актуальные задачи модернизации профессионального образования  В.М. Жураковский, З.С. Сазонова // Высшее образование в России. 2010. №5. С. 4-12.

3.     Седых, Л.В. Мультимедийные технологии для обучения инженерным специальностям // Вестник высшей школы.- 2012.-№1.-С.61-63

4.     См.: Приказ Минздравсоцразвития от 24 января 2011 года №22-н. Приложение.

Категория: 6. Региональный опыт развития системы обучения и воспитания. | Добавил: Zvyagina (17.12.2012)
Просмотров: 971 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика