Четверг, 02.05.2024, 10:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обучение и воспитание » 6. Региональный опыт развития системы обучения и воспитания.

Новой школе - новые условия организации образовательного пространства

НОВОЙ ШКОЛЕ - НОВЫЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОСТРАНСТВА

 

Е.В. Плясова, зам. директора по УВР,

МБОУ «Лицей им. С.Н. Булгакова», г.Ливны,

Е-mail: plyasova-e.v@mail.ru

 

Современные социально-экономические условия и тенденции развития образования в нашей стране требуют создания  условий для  формирования человека с новым уровнем сознания.  Введение ФГОС  нового поколения определяет инновационный характер современного образования.  В соответствии с современными требованиями к качеству образования большая роль принадлежит экспериментальной деятельности.    

Эксперимент (лат.experimentum - проба, опыт) - метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. В более узком смысле - опыт, проверка гипотез.  Именно в процессе педагогического эксперимента выявляются перспективные направления развития образования.

В экспериментальной работе реализуются такие подходы, как содержательный (обращенный к содержанию изучаемых образовательных компонентов и развитию личности учащихся), логический (предусматривающий изучение педагогического явления в том состоянии его развития, которого оно достигло на момент исследования), качественный (направленный на установление своеобразия изучаемого явления, его отличия от других явлений), количественный (предполагающий анализ и оценку явлений и процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемых в величинах и числах), сущностный (направленный на выявление устойчивых характеристик, внутренних связей, механизмов и движущих сил изучаемого явления).

Проведение педагогического эксперимента  позволяет точно учесть как изучаемые внешние воздействия (варианты учебных планов, комплексы программ и учебно-методических разработок, авторская и коллективная учебная литература и т.д.), так и ответные реакции участников эксперимента (результаты мониторинга качества работы учителя и ученика, состояние здоровья учащихся и учителей и т.д.). Изучение продуктов деятельности учащихся дает возможность судить не только о развитии  умений и навыков школьников, но и позволяет сопоставить результаты работ с требованиями норм образовательного стандарта.

МБОУ "Лицей им. С.Н. Булгакова” г. Ливны активно участвует в деятельности семи  региональных экспериментальных площадок – апробируются новые направления, способствующие реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Интересным нововведением стало преподавание основ информатики и ИКТ, начиная с 1 класса. Вместе со своими учениками постигают информационное  пространство и педагоги. Учителя лицея Т.В. Белых, О.Н. Варнавская,  Л.А. Букаева создали сайты классов, где  размещена необходимая информация для родителей и обучающихся, можно найти рекомендации по подготовке домашних заданий, узнать о жизни класса, изучить методические разработки учителей, познакомиться с творчеством детей.

Другим актуальным экспериментальным направлением  в лицее является формирование социально - экономической культуры школьников посредством проведения тематических классных часов и внеурочных занятий, экскурсий: лицеисты постигают практические основы экономических знаний, необходимых каждому в повседневной жизни, – по защите прав потребителей, по основам ведения семейного бюджета, создают проекты. Занятия проходят в соответствии  с возрастными особенностями детей. Так, в начальной школе  занятия проводятся   в игровой форме, и дети с увлечением путешествуют по стране правовых знаний.

Важно, что наряду с практической значимостью, экспериментальные направления помогают решать воспитательные задачи, развивать качества патриотизма, гражданственности,  любви к Отечеству, родному языку. В рамках лицейского проекта «Одаренные дети» педагог-библиотекарь  М.В. Гуднина проводит заседания клуба «Интеллектуал», которые посвящены важным событиям в истории нашей страны, создаются исследовательские проекты.

Совместно с воспитанниками детских садов №12 и №16  с целью  реализации темы другого регионального эксперимента по развитию речи на основе поэтических текстов проводятся совместные семинары, выставки творческих работ учащихся,  заседания  «Поэтической гостиной». Ярким примером такой деятельности может служить заседание по теме «Моя милая родина», на котором лицеисты и воспитанники детских садов читали свои стихотворения, посвященные г. Ливны и Орловскому краю.

Для участия в работе экспериментальной площадки по темам «Развитие инновационной компетентности учителя в рамках регионального профессионального объединения - «Учительское единство» , «Развитие сетевого взаимодействия и освоение форматов ВКС связи – как важнейший фактор  деятельности  инновационных образовательных учреждений» лицей активно участвует в проведении сеансов Всероссийской видеоконференцсвязи. По итогам проведения ВКС в прошлом учебном году лицей вошел в число 15 наиболее эффективно работающих учреждений в рамках Всероссийского гимназического союза.  Учитель, занимающийся экспериментальной  деятельностью, постоянно повышает уровень своего профессионализма, т.к. к педагогу-исследователю предъявляются высокие требования. Педагог-исследователь должен знать основы организации инновационно-экспериментальной деятельности, в том числе в части ее нормативно-правовой базы и структуры педагогического исследования;  современные тенденции развития российской, региональной и муниципальной систем образования,  должен уметь  рационально и целенаправленно использовать новые научно-педагогические разработки и передовые достижения педагогической практики.

 

Практические  результаты экспериментальной деятельности нашли свое отражение в публикациях методических брошюр, проведении круглых столов, творческих мастерских, мастер-классов, Дней науки и искусства, семинаров, в том числе муниципального и регионального уровней, сеансов ВКС, проведения Единых  дней кафедр, форума инновационных проектов, конкретных предложений для Программы развития лицея.

В 2012 году на базе лицея прошли III муниципальные педагогические чтения «Качественное образование – будущее России» по теме «Инновационные формы обучения как путь реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Работа проводилась в пяти секциях: «Инновационная образовательная среда: тенденции и перспективы развития в рамках  введения ФГОС нового поколения», «Управление инновационными процессами  как механизм развития образовательной среды», «Миссия учителя в современном образовательном процессе», «Инновационные образовательные практики: новые возможности и реальный опыт», «Если бы я был учителем…» (секция для старшеклассников).

В ходе работы секций в педагогических чтениях выступили 40 участников, среди них представители Управления общего образования администрации города Ливны, ученики и педагоги школ города,  представители учреждений дополнительного образования детей, дошкольных образовательных учреждений.

Муниципальные педагогические чтения предоставляют широкие возможности для обмена опытом по ключевым вопросам ведения инновационной, экспериментальной деятельности. В ходе педагогических чтений рассматривались вопросы реализации национального образовательного проекта, повышения качества образования, внедрения дистанционного обучения, новых информационно–коммуникационных технологий в учебный процесс и процесс управления. Отмечалось также, что инновационный характер образования становится важнейшим инструментом в его конкуренции с другими социальными институтами. Повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодёжи, её включённости в различные образовательные сферы делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния её граждан.

Главный результат ведения инновационной деятельности в лицее, участия в экспериментальной работе региональных площадок — создание условий, способствующих развитию  личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей, повышение качества образования.

 

Литература

1. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. Краснодар, 2000

2. Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. М.: Академия, 2002.

Категория: 6. Региональный опыт развития системы обучения и воспитания. | Добавил: Zvyagina (17.12.2012)
Просмотров: 1614 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика