Четверг, 02.05.2024, 12:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обучение и воспитание » 6. Региональный опыт развития системы обучения и воспитания.

Научно-техническое творчество молодежи: подготовка инженеров должна начинаться в школе

Научно-техническое творчество молодежи: подготовка инженеров должна начинаться в школе

 

С.В. Киселева, ст. преподаватель,

Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, г.Ливны,

Е-mail: kiselev_sergey60@mail.ru

 

Руководством Российской Федерации поставлены четкие стратегические задачи перехода от сырьевой экономики к инновационной, её модернизации и технологическому развитию. Несомненно, именно этот путь должен обеспечить достойное место России в современном мире – мире ХХI века. Без сильного, передового машиностроения наша промышленность, наша экономика в целом, не будут конкурентоспособными, не будут полноценными. России не удастся уйти от чрезмерной сырьевой зависимости, провести глубинную инновационную перестройку экономики.«... сфера образования имеет важнейшее значение для страны, для граждан. Она определяет жизненные перспективы каждого конкретного человека, а, значит, и будущее всего государства» (Президент РФ Путин В. В.).

В России наблюдается острая нехватка технических специалистов. Компании охотятся за первоклассными инженерами, конструкторами а также работниками рабочих специальностей сварщиками, монтажниками, станочниками, порой предлагая зарплаты больше, чем жалования менеджеров среднего звена.

Ни для кого не секрет, что нынешняя молодежь по-прежнему предпочитает получать высшее образование по специальностям экономист, юрист, финансист, менеджер, чем учиться в техническом ВУЗе техникуме или ПТУ, а затем идти работать на производство. Однако экономический рост зависит далеко не только от финансистов и менеджеров, а от развития реального сектора экономики, в котором трудятся простые рабочие. При этом крупные компании как раз испытывают острую нехватку «технарей».

«Главным результатом модернизации школы должны стать соответствие школьного образования целям опережающего развития общества... Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.» (Премьер-министр РФ  Медведев ДА).

Реализация принципов непрерывного образования, а также актуальные тенденции развития общества и экономики в Российской Федерации, диктуют необходимость адаптации системы профессионального образования к требованиям современной экономики и рынка труда, что в свою очередь приводит к необходимости широкомасштабного внедрения профессиональной специализации уже в старших и средних классах общеобразовательных учебных заведений.

Процессы, происходящие в современном мире, - глобализация, построение экономики, основанной на знаниях, формирование информационного общества - выдвигают на первый план новые проблемы. Происходит взрывной рост объёма информации, постоянно возникают новые научные направления, быстро меняются научные приоритеты, непрерывно создаются новые технологии. В этой ситуации роль научно-технического развития молодежи в формировании кадров для инноваций становится первостепенной.

Сегодня выбор профессий неразрывно связан со знакомством с новыми технологиями, поэтому программы научно-технической направленности  должны реализовываться начиная со школьной скамьи.

Задача высших и средних учебных заведений в плане реализации этих идей по мнению Ассоциации технических университетов России:

-«…среди первоочередных мер по улучшению инженерно-технического образования в стране и повышению его престижности должно быть налаживание системы технологической подготовки школьников и улучшение их профессиональной ориентации, увеличение количества школьных олимпиад технической направленности, укрепление связей средних общеобразовательных учебных заведений с техническими вузами и расширение целевого набора студентов, … В рамках же модернизации высшего образования необходимо не сокращать, а увеличивать общеинженерную и фундаментальную подготовку и дать вузам право самим определять её формы и содержание, а также значительно улучшить материально-техническое обеспечение учебных заведений». (Инженерно-техническое образование в России в цифрах / А. Л. Арефьев, М. А. Арефьев // Высшее образование в России / . – 2012. – № 03. – С. 122-131. )

В соответствии со стратегией модернизации образования его развитие связано с дифференциацией. Одним из механизмов, которого является профильное обучение. На современном этапе развития образования профильная школа становится одним из ключевых приоритетов инноваций. Профильное обучение позволяет, прежде всего, учитывать интересы, склонности и способности обучаемого. Оно является средством дифференциации образования.

Основными направлениями работы в системе ранней профессиональной ориентации учащихся может стать создание единых унифицированных программ и учебно-методических пособий по профильным для ВУЗа предметам. Обеспечение углубленной подготовки по основополагающим дисциплинам, проведение адаптационных курсов «Введение в специальность», организация специализированных классов с привлечением профессорско-преподавательских кадров высшего и среднего учебного заведения, организация семинаров, привлечение школьных учителей к вузовской науке, написанию программ и методических пособий.

Образовательная деятельность должна быть направлена на выявление и развитие творческой активности и творческой одаренности детей и формирование устойчивой мотивации на познавательную и творческую деятельность.

Существовавшая в советский период весьма эффективная система профессиональной ориентации молодежи (в том числе многочисленные школы и кружки научно-технического творчества и т.п.), после 1992 года оказалась в России ненужной и была почти полностью демонтирована. Этому способствовала деградация большинства отраслей промышленного производства, что резко снизило спрос на инженерно-технические кадры и радикальное изменение ценностных ориентаций российских юношей и девушек: технические профессии и систематический труд на производстве, в НИИ или КБ утратили в их глазах какую-либо привлекательность. Это подтверждает и последняя компания приёма в вузы в 2010/2011 году: максимальное число заявок на одно бюджетное место было на специальности «экономика и управление» - 29, а также на гуманитарные науки (15), сферу обслуживания (12), социальные науки (12), информационную безопасность (11) и здравоохранение (10). Среднее число заявок на одно бюджетное место по специальностям инженерно-технического профиля, как правило, не превышало 5.

Во многих технических вузах преподаватели сталкиваются с тем, что студенты-первокурсники не имеют достаточной подготовки по базовым предметам и это создает большие сложности в учебном процессе. О тревожной ситуации в этой области свидетельствуют результаты последнего (2009 года) международного исследования уровня знаний школьников в возрасте 15 лет (получивших основное среднее образование), в области родного языка, математики и естественных наук (Program for International Students Assesment, сокр. - PISA). По показателю математической грамотности и решению математических задач российские учащиеся заняли 38-е место (хотя ещё 10 лет назад по результатам этого же исследования занимали 24-е место), по естествознанию - 39-е место, а по знанию родного языка - 43-е место (среди представителей 65 стран, в каждой их которых обследовалось от 5 до 10 тысяч учащихся). Причём обследование выявило, что основная масса российских старшеклассников (71,5%) смогла показать результаты лишь 2-го (порогового) уровня (в системе показателей PISA - 6 уровней: 1-й - низший, 6-й - высший), а доля одарённых детей среди учащихся средней школы (кто может решать самые трудные задачи) - лишь 5%.

Несмотря на все объективные трудности стоящие перед преподавателями кафедры технологии машиностроения, нами предпринимаются определенные шаги по улучшению создавшейся ситуации.

С целью изучения приоритетных направлений научных исследований, проводимых на промышленных предприятиях города Ливны, а также с целью повышения уровня актуальности и практической значимости проводимых научно-исследовательских работ преподавательского состава кафедры и студенческих научных работ, в марте 2012 года коллективом кафедры при поддержке Научного общества филиала был проведен Круглый стол с участием ведущих специалистов предприятий и организаций г. Ливны. Тема заседания - «Приоритетные направления научных исследований на промышленных предприятиях г. Ливны как основа формирования НИР ППС и НИРС на кафедре технологии машиностроения Ливенского филиала Госуниверситета - УНПК»

Кафедра технологии машиностроения провела профориентационные классные часы для учащихся 9 - 11 профильных классов. Данное мероприятие проводилось согласно плана, составленного совместно с администрацией г. Ливны, администрациями школ и кафедрой в рамках декады профориентационной работы проводимой в городе.

Острый кадровый голод заставил промышленные предприятия взглянуть на кадровую политику с новых ракурсов. Во время встреч с руководителями предприятий и администрации города были намечены основные направления, которые необходимо осветить во время встреч со школьниками. Была проведена огромная работа по сбору материала по истории предприятий, проработаны материалы презентаций.

Классные часы проведены во всех школах города принимающая сторона обеспечивала всем необходимым, мультимедийной установкой, экраном, колонками. Мероприятие рассчитано на 45-50 минут состояло из презентаций представляющих наш город, историю предприятий, достижения предприятий города на данный момент, и информация о кафедре. К работе привлекали также ответственного секретаря приемной комиссии, для того, чтобы познакомить с условиями приема в учебные заведения среднего и высшего образования.

В состав группы входили преподаватели высшей и средней школы, привлекались студенты и бывшие выпускники. Никто из принимавших участие в каждом конкретном мероприятии, не оставался в стороне от происходящего, каждый проявил высокий профессионализм, умение работать с любой аудиторией, удерживать ее внимание. Немалую роль в выполнении этой задачи играла грамотная подача информации, заинтересованность каждого участника в происходящем.

Традиционно мероприятие начиналось с демонстрации слайдов о нашей малой родине- городе Ливны. Школьников интересовала информация о предприятиях нашего города, об истории их становления , о том, чем живут они сейчас. Преподаватели кафедры рассказали также и о направлениях и специальностях подготовки, о перспективах трудоустройства выпускников. Теплая задушевная атмосфера, не могла оставить никого равнодушными.

Подобный опыт полезен не только школьникам, но и преподавателям, ведь только в живом общении можно узнать о чаяниях и интересах друг друга. Прекрасные традиции в сочетании с высоким качеством образования - это то, что отличает нашу кафедру, К данным мероприятиям был также изготовлен раздаточный материал. В календариках и буклетах максимально информативно представлена важная информация. Кстати информация о каждом визите в школу оперативно размещалась на сайте филиала и кафедры в новостях (по адресу http://lfguunpk.narod2.ru/tm/main.htm) в свою очередь школы также освещали это мероприятие на своих сайтах. В рамках декады проводились мероприятия всеми структурными подразделениями, заводы организовывали экскурсии, классные руководители и работники филиала – классные часы, и пожалуй впервые в нашем городе это проводилось массово и централизовано администрацией города. Мы ощутили сопричастность к одному большому делу, важному не только для нас, но и для города и страны. Хотелось бы, чтобы такие инициативы продолжались и получали все большее распространение.

На всех заводах нашего города происходит модернизация, внедряются новые современные технологии, осваиваются современнейшие программные продукты. Ежегодно рынок труда испытывает потребность в наших специалистах. Кафедра технологии машиностроения – одна из мощнейших, выпускающих кафедр нашего учебного заведения. Наш коллектив показал готовность к новым начинаниям, креативным идеям, и возможности заглядывать в будущее, а оно, несомненно, за развитием машиностроительной отрасли нашей страны.

 

 

Литература

1.Инженерно-техническое образование в России в цифрах / А. Л. Арефьев, М. А. Арефьев // Высшее образование в России / . – 2012. – № 03. – С. 122-131.

Категория: 6. Региональный опыт развития системы обучения и воспитания. | Добавил: Zvyagina (17.12.2012)
Просмотров: 2151 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика