ИННОВАЦИОННЫЕ
ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Г.И. Волченкова, преподаватель,
Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г.Ливны
Современное
общество предъявляет непростые требования к личности специалиста: высокий
образовательный уровень, гибкое мышление, профессиональная мобильность, умение
вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности.
В процессе
профессионального обучения большое значение имеет поиск путей совершенствования
подготовки высококвалификационных конкурентоспособных специалистов.
Проектирование,
изготовление и эксплуатация машин, механизмов, а также современных зданий и
сооружений связаны с изображениями: рисунками, эскизами, чертежами. Решение
этих задач - в обеспечении будущих специалистов знаниями общих методов: построения и чтения чертежей;
решения большого числа разнообразных инженерно- геометрических задач, возникающих
в процессе проектирования, конструирования, изготовления и эксплуатации
различных технических и других объектов.
Решение этих проблем во многом зависит от содержания и
технологии, будущих специалистов в системе среднего специального образования, а
в частности преподавания спецдисциплины «Инженерная графика».
Применение инновационных технологий в инженерной графике позволяет отобрать нужное
содержание и средства обучения в соответствии с программой ГОС СПС,
современными требованиями производства и требованием профессионально выбранной
специальности.
В настоящее время большинство учебных заведений
стремится модернизировать систему образования на основе широко использования
информационных и коммуникационных технологий, которые сегодня предлагают новые
перспективы и поразительные возможности для обучения. Какие бы методы не
применялись для повышения эффективности профессионального образования важно
создать такие психолого-педагогические условия, в которых студент заявит о себе как
субъект учебной деятельности.
«Инженерная графика» - один из немногих предметов, где
перед студентами целенаправленно ставятся задачи, требующие использования
наглядно-образного мышления. Огромный круг проблем наиболее оптимально решается
именно в образной форме, не требующей перекодирования исходной информации.
Кроме того, наглядно-образное мышление включает в себя универсальные элементы
для развития различных видов мышления. Инженерная графика имеет большое
значение для формирования логического, абстрактного и пространственного
мышления студентов в процессе оперирования пространственными образами плоских и
объемных предметов, решения творческих задач с конструкторским и проектным
содержанием.
Перечисленные аргументы, на наш взгляд, со своей
очевидностью показывают необходимость принятия взвешенных решений, которые не
позволят расшатать сложившуюся систему графической подготовки, а будут
направлены на её дальнейшее совершенствование.
За всю историю своего существования человечество
придумало всего несколько способов изображения реальных объектов на плоскости.
Знакомство с основными графическими способами хранения и передачи информации,
изучение графического языка издревле является основой графической культуры человека,
которая закладывается на занятиях инженерной графики.
Однако у многих инженерная графика ассоциируется с
нудным, неинтересным построением непонятных линий, окружностей, углов. Что
вызывало непонимание и неприязнь к предмету? Нужно разобраться, исправить
ошибки, но не отменять инженерную графику как предмет. Тем более сейчас, когда
специальные компьютерные программы по инженерной графики открывают широкие
просторы для творчества и создания, сводят к минимуму рутинную работу.
О том, что чертежи являются языком техники, писал еще
ХХVII веке Гаспар Монж: «…Это язык, необходимый инженеру,
создающему какой-либо проект, а также всем тем, кто должен руководить его
осуществлением, и, наконец, мастерам, которые должны сами изготавливать
различные детали». Причем лаконичный язык чертежей является единственным
способом передать размеры, формы, взаимное расположение деталей с любой
необходимой степенью точности. Вот почему графический язык чертежей занял превалирующие место в представлении
научно-технической информации, стал профессионально ориентированным языком в
инженерной деятельности. Ведь нужна именно особо высокая степень точности,
любые ошибки и неточности там кончаются авариями и катастрофами.
Среди современных технологий и методов обучения в
последнее время особое место в профессиональном образовании занимает обучение кейс–методом. Он ориентирован
на самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность студентов, в которых
студентами приобретаются коммуникативные умения. При решении общей проблемы на
занятиях общетехнических дисциплин полезным оказывается технологическое
сотрудничество, которое позволяют всем студентам полностью осмыслить и усвоить
учебный материал, дополнительную информацию, а главное, – научиться работать
совместно и самостоятельно.
Процесс обучения с использованием кейс–метода
представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе достаточно
адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и
временные затраты и вариативность обучения.
Сущность данного метода состоит в том, что учебный
материал подается студентам в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в
результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления
целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения,
выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения
знаний и его результатов.
Цели
кейс– метода заключаются в:
– активизации студентов,
что, в свою очередь, повышает эффективность профессионального обучения;
– повышении мотивации к
учебному процессу;
– овладении навыками анализа
ситуаций и нахождение оптимального
количества ситуаций;
– отработке умений работы с
информацией, в том числе умения
затребовать дополнительную
информацию, необходимую для уточнения ситуации;
– моделировании решений
данных ситуаций и в соответствии с
заданием, представлении
различных подходов к разработке планов действий, ориентированных на конечный
результат;
– принятии правильного
решения на основе группового анализа ситуации;
– приобретении навыков
четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной
форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;
– выработке навыков
критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа,
самоконтроля и самооценки.
Суть
кейс–метода
состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат
активной самостоятельной деятельности студентов по разрешению противоречий, в результате чего и
происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями
и развитие мыслительных способностей. В обучении с применением кейс–метода зона
ближайшего развития студентов расширяется до области проблемных ситуаций – области, при которой переход от незнания к
знанию перестает быть для студентов основным, он становится естественным
звеном, зоной его активного развития.
Главным условием
использования кейс–метода в обучении той или иной дисциплине, является наличие
противоречий, на основе которых формируются и формулируются проблемные
ситуации, задачи, практические задания для обсуждения и нахождения оптимального
решения студентами. Студент оказывается в состоянии затруднения, вызванного
осознанием этого противоречия, в его мышлении зарождаются вопросы, отражающие
суть возникших проблем. Разрешить возникшие трудности студент может лишь в
результате собственной познавательной или исследовательской активности.
Использование кейс–метода позволяет ввести студента в
состояние интеллектуального напряжения, вызывающего потребность в знаниях,
познавательный интерес к изучаемому материалу инженерной графики, обеспечивает
возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную
самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально
– волевые качества и формирует познавательную мотивацию.
Использования кейс–метода при обучении инженерной
графике можно применять для решения задач различных уровней сложности в
зависимости от мыслительных операций, которые будут выполнять студенты при
решении данных задач.
Например:
– деталирование сборочного чертежа, определение
неисправности технического состояния механизмов на основе анализа их устройства
по чертежам и схемам (задачи на ситуацию анализа);– вычерчивание сборочного
чертежа или чертежа общего вида по чертежам деталей (задачи на ситуацию
синтеза);
– сопоставление машин и их составных частей с
изображением на чертежах и схемах (задачи на ситуацию сравнения);
– вычертить чертежи деталей или сборочных единиц по
определенному признаку (задачи на ситуацию классификации);
– самостоятельное вычерчивание чертежа или схемы на
основе описания нового технического устройства, его принципа действия (задача
на ситуацию сравнения, аналога),
– постановка
конструктивно–технических задач на изменение конструкции (задача на ситуацию
аналога).
Конкретный способ создания проблемной ситуации и
организация самостоятельной работы зависит от ряда факторов: степени сложности
учебного материала, бюджета учебного времени, особенности конкретного
контингента студентов и др. Инженерная графика дает студентам умения и навыки,
позволяющие излагать технические идеи с помощью чертежа, а также понимать по
чертежу объекты машиностроения и принцип действия изображаемого технического изделия.
Основная цель дисциплины - выработка знаний и
навыков, необходимых специалистам для выполнения и чтения технических
чертежей, выполнения эскизов деталей, конструкторской и технической
документации производства.
Инженерная
графика - первая ступень обучения студентов, на которой изучают основные
правила выполнения и оформления конструкторской документации.
Таким
образом, полное овладение чертежом как средством выражения технической мысли и
производственными документами, достигается в результате усвоения комплекса
технических дисциплин соответствующего профиля, подкрепленного практикой
самостоятельного выполнения курсового и дипломного проектирования.
Литература
1.
Боголюбов С. К.
Инженерная графика./С.К. Боголюбов.: – М.: Машиностроение, 2008.
2.
Ковалевский, И.
Организация самостоятельной работы студента./
И. Ковалевский.: Высшее образование в России № 1, 2000,- 114-115с.
3.
Коджастирова,
Г.М. Словарь по педагогике./ Г.М.
Коджастирова, – М.: ИКЦ "МарТ”; Ростов н/Д: Изд. центр "МарТ”, 2005, – 448 с.
4.
Новые
педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под редакцией
Е.С. Полат, и др. – М.: "Академия”, 2005,- – 272 с.
5.
Педагогические
технологии / под общей редакцией В.С. Кукушкина.- М.: ИКЦ "МарТ”: - Ростов н/Д:
изд. центр "МарТ”, 2006. – 336 с.
|