Четверг, 02.05.2024, 14:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обучение и воспитание » 6. Региональный опыт развития системы обучения и воспитания.

Инновационные подходы к организации самостоятельной работы студентов

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Г.И. Волченкова, преподаватель,

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г.Ливны

 

Современное общество предъявляет непростые требования к личности специалиста: высокий образовательный уровень, гибкое мышление, профессиональная мобильность, умение вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности.

В процессе профессионального обучения большое значение имеет поиск путей совершенствования подготовки высококвалификационных конкурентоспособных специалистов.

Проектирование, изготовление и эксплуатация машин, механизмов, а также современных зданий и сооружений связаны с изображениями: рисунками, эскизами, чертежами. Решение этих задач - в обеспечении будущих специалистов знаниями  общих методов: построения и чтения чертежей; решения большого числа разнообразных инженерно- геометрических задач, возникающих в процессе проектирования, конструирования, изготовления и эксплуатации различных технических и других объектов.

Решение этих проблем во многом зависит от содержания и технологии, будущих специалистов в системе среднего специального образования, а в частности преподавания спецдисциплины «Инженерная графика».

Применение инновационных технологий в  инженерной графике позволяет отобрать нужное содержание и средства обучения в соответствии с программой ГОС СПС, современными требованиями производства и требованием профессионально выбранной специальности.

В настоящее время большинство учебных заведений стремится модернизировать систему образования на основе широко использования информационных и коммуникационных технологий, которые сегодня предлагают новые перспективы и поразительные возможности для обучения. Какие бы методы не применялись для повышения эффективности профессионального образования важно создать такие психолого-педагогические  условия, в которых студент заявит о себе как субъект учебной деятельности.

«Инженерная графика» - один из немногих предметов, где перед студентами целенаправленно ставятся задачи, требующие использования наглядно-образного мышления. Огромный круг проблем наиболее оптимально решается именно в образной форме, не требующей перекодирования исходной информации. Кроме того, наглядно-образное мышление включает в себя универсальные элементы для развития различных видов мышления. Инженерная графика имеет большое значение для формирования логического, абстрактного и пространственного мышления студентов в процессе оперирования пространственными образами плоских и объемных предметов, решения творческих задач с конструкторским и проектным содержанием.

Перечисленные аргументы, на наш взгляд, со своей очевидностью показывают необходимость принятия взвешенных решений, которые не позволят расшатать сложившуюся систему графической подготовки, а будут направлены на её дальнейшее совершенствование.

За всю историю своего существования человечество придумало всего несколько способов изображения реальных объектов на плоскости. Знакомство с основными графическими способами хранения и передачи информации, изучение графического языка издревле является основой графической культуры человека, которая закладывается на занятиях инженерной графики.

Однако у многих инженерная графика ассоциируется с нудным, неинтересным построением непонятных линий, окружностей, углов. Что вызывало непонимание и неприязнь к предмету? Нужно разобраться, исправить ошибки, но не отменять инженерную графику как предмет. Тем более сейчас, когда специальные компьютерные программы по инженерной графики открывают широкие просторы для творчества и создания, сводят к минимуму рутинную работу.

О том, что чертежи являются языком техники, писал еще ХХVII веке Гаспар Монж: «…Это язык, необходимый инженеру, создающему какой-либо проект, а также всем тем, кто должен руководить его осуществлением, и, наконец, мастерам, которые должны сами изготавливать различные детали». Причем лаконичный язык чертежей является единственным способом передать размеры, формы, взаимное расположение деталей с любой необходимой степенью точности. Вот почему графический язык чертежей  занял превалирующие место в представлении научно-технической информации, стал профессионально ориентированным языком в инженерной деятельности. Ведь нужна именно особо высокая степень точности, любые ошибки и неточности там кончаются авариями и катастрофами.

Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в профессиональном образовании занимает обучение кейс–методом. Он ориентирован на самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность студентов, в которых студентами приобретаются коммуникативные умения. При решении общей проблемы на занятиях общетехнических дисциплин полезным оказывается технологическое сотрудничество, которое позволяют всем студентам полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное, – научиться работать совместно и самостоятельно.

Процесс обучения с использованием кейс–метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения.

Сущность данного метода состоит в том, что учебный материал подается студентам в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.

Цели кейс– метода заключаются в:

– активизации студентов, что, в свою очередь, повышает эффективность профессионального обучения;      

– повышении мотивации к учебному процессу;

– овладении навыками анализа ситуаций и нахождение оптимального

количества ситуаций;

– отработке умений работы с информацией, в том числе умения

затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;

– моделировании решений данных ситуаций и в соответствии с

заданием, представлении различных подходов к разработке планов действий, ориентированных на конечный результат;

– принятии правильного решения на основе группового анализа ситуации;

– приобретении навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;

– выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности студентов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. В обучении с применением кейс–метода зона ближайшего развития студентов расширяется до области проблемных ситуаций – области, при которой переход от незнания к знанию перестает быть для студентов основным, он становится естественным звеном, зоной его активного развития.

Главным условием использования кейс–метода в обучении той или иной дисциплине, является наличие противоречий, на основе которых формируются и формулируются проблемные ситуации, задачи, практические задания для обсуждения и нахождения оптимального решения студентами. Студент оказывается в состоянии затруднения, вызванного осознанием этого противоречия, в его мышлении зарождаются вопросы, отражающие суть возникших проблем. Разрешить возникшие трудности студент может лишь в результате собственной познавательной или исследовательской активности.

Использование кейс–метода позволяет ввести студента в состояние интеллектуального напряжения, вызывающего потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу инженерной графики, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества и формирует познавательную мотивацию.

Использования кейс–метода при обучении инженерной графике можно применять для решения задач различных уровней сложности в зависимости от мыслительных операций, которые будут выполнять студенты при решении данных задач.

Например:

– деталирование сборочного чертежа, определение неисправности технического состояния механизмов на основе анализа их устройства по чертежам и схемам (задачи на ситуацию анализа);– вычерчивание сборочного чертежа или чертежа общего вида по чертежам деталей (задачи на ситуацию синтеза);

– сопоставление машин и их составных частей с изображением на чертежах и схемах (задачи на ситуацию сравнения);

– вычертить чертежи деталей или сборочных единиц по определенному признаку (задачи на ситуацию классификации);

– самостоятельное вычерчивание чертежа или схемы на основе описания нового технического устройства, его принципа действия (задача на ситуацию сравнения, аналога),

– постановка конструктивно–технических задач на изменение конструкции (задача на ситуацию аналога).

Конкретный способ создания проблемной ситуации и организация самостоятельной работы зависит от ряда факторов: степени сложности учебного материала, бюджета учебного времени, особенности конкретного контингента студентов и др. Инженерная графика дает студентам умения и навыки, позволяющие излагать технические идеи с помощью чертежа, а также понимать по чертежу объекты машиностроения и принцип действия изображаемого технического изделия.

Основная цель дисциплины - выработка знаний и навыков, необходимых специалистам для выполнения и чтения технических чертежей, выполнения эскизов деталей, конструкторской и технической документации производства.

Инженерная графика - первая ступень обучения студентов, на которой изучают основные правила выполнения и оформления конструкторской документации.

Таким образом, полное овладение чертежом как средством выражения технической мысли и производственными документами, достигается в результате усвоения комплекса технических дисциплин соответствующего профиля, подкрепленного практикой самостоятельного выполнения курсового и дипломного проектирования.

 

Литература

1.        Боголюбов С. К. Инженерная графика./С.К. Боголюбов.: – М.: Машиностроение, 2008.

2.        Ковалевский, И. Организация самостоятельной работы студента./  И. Ковалевский.: Высшее образование в России № 1, 2000,- 114-115с.

3.        Коджастирова, Г.М.  Словарь по педагогике./ Г.М. Коджастирова, – М.: ИКЦ "МарТ”; Ростов н/Д: Изд. центр "МарТ”, 2005, – 448 с.

4.        Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под редакцией Е.С. Полат, и др. – М.: "Академия”, 2005,- – 272 с.

5.        Педагогические технологии / под общей редакцией В.С. Кукушкина.- М.: ИКЦ "МарТ”: - Ростов н/Д: изд. центр "МарТ”, 2006. – 336 с.

Категория: 6. Региональный опыт развития системы обучения и воспитания. | Добавил: Zvyagina (17.12.2012)
Просмотров: 3010 | Рейтинг: 3.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика