Четверг, 02.05.2024, 15:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обучение и воспитание » 6. Региональный опыт развития системы обучения и воспитания.

Формирования социальной компетентности и нравственности в высшем профессиональном образовании

ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И НРАВСТВЕННОСТИ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

С.Н. Буханцева, доцент, к.э.н.,

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г.Ливны,

Е-mail: 1tvp1@rambler.ru

 

В Концепции модернизации Российского образования определена основная цель профессионального образования – подготовка компетентного квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, ответственного, свободно владеющего профессией и ориентированного в смежных областях деятельности. Это гарантирует способность выпускника вуза к эффективной работе  на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, что обеспечивает удовлетворение потребностей личности в получении высшего профессионального образования (ВПО). Приоритетным направлением достижения этой цели в новых социально-экономических условиях является компетентностно-ориентированный подход к подготовке  квалифицированных кадров. Европейским сообществом выделено восемь ключевых компетенций, определяющих профессиональную подготовку специалистов на основе социальной, коммуникативной, социально-информационной, когнитивной, специальной, культурной, предпринимательской, математической и естественно-научной компетенций.

В новых социальных условиях особую актуальность приобретает проблема формирования общекультурных компетенций и ее важной составляющей – социальной компетенции как интегрального качества подготовки специалистов в сфере управления, обеспечивающих активное влияние на межличностные отношения в социуме. Социальная компетенция – способность и готовность ответственно принимать интегральные социально-значимые решения, обладать толерантностью к различным этнокультурам в социуме. Сущность компетентностного подхода определяется совокупностью принципов, структурой и содержанием профессионального образования, организацией учебно-воспитательного процесса. С этой точки зрения формирование и развитие профессиональной компетенции, разработка и реализация  компетентностного подхода в профессиональном образовании рассматривается как средство достижения нового качества профессионально Социальная компетентность может формироваться на различных типах фундаментов.  К  числу  таких фундаментов  относится  категория  нравственности, которая в профессиональной подготовке формирует профессиональную и нравственную культуру, профессиональную и социальную зрелость выпускника. Нравственная культура (нравственность) – это объективно сознательная деятельность человека по формированию социально и профессионально значимого поведения на основе морально-мировоззренческих принципов бытия. Формирование компонентов нравственности как фундамента социальной компетентности в системе профессиональном образовании определяется социальными, производственными, психологическими и другими условиями и функциями социума.

Во «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века» подчеркивается, что в настоящее время имеет место повышенный спрос на ВПО и его широкая диверсификация наряду с осознанием решающего значения наукоемких технологий, для социально-культурного и экономического развития. К настоящему времени определились представления о развитии ВПО, которому в соответствии с Законом РФ «Об образовании» отведена системообразующая, приоритетная роль в образовательном секторе социальной сферы.

В современном быстро изменяющемся информационном обществе, которое предъявляет повышенные требования к уровню квалификации и времени обучения кадров, где необходима модернизация системы образования. Образование должно быть доступным для обучающегося в любое время и по любой специальности. Необходимо расширение набора образовательных услуг в соответствии с запросами социума и требованиями работодателей.

На протяжении последних лет в системе высшего профессионального образования проводятся работы по интеграции учебно-методического обеспечения и структурирования компетентностой модели бакалавра и магистра. Эффективное управление подготовкой специалистов, бакалавров, магистров и создания компетентностной модели обучаемого включает в себя:

- общесоциальную и личностную значимость знаний, умений, навыков, а также способов продуктивной  учебной деятельности;

- определение целей профессионально-личностного формирования в системе поведенческих и оценочных критериев;

- выявление приоритетных социальных компетенций, которые являются основой социального развития личности;

- формирование социальных компетенций как совокупности смысловых ориентаций, базирующихся на национальной и общечеловеческой культуре;

- создание комплекса психолого-педагогических условий эффективного формирования социальной компетентности и нравственности у студентов;

- формирование мотивации студентов к предстоящей социально-профессиональной деятельности;

- создание благоприятной учебной социально-профессиональной среды и положительно эмоционального отношения к обучению в вузе;

- создание системы комплексной оценки качества знаний, умений, навыков и практического использования их в профессиональной деятельности.

Методология решения системных задач и организация социально- ориентированного компетентностного обучения с целью формирования социальной компетентности выпускников вузов позволит регулировать образовательную систему и влиять на социальные процессы в обществе. Оптимизация системы ВПО детерминирует компетентностную модель выпускника в социо-культурной и производственной среде.

При проектировании системы формирования социальной компетенции студентов следует исходить из современных теорий и концепций организации учебно-воспитательного процесса: теории развивающего обучения; концепции активизации учебно-воспитательного процесса; личностно-деятельностного подхода; личностно-ориентированного профессионального образования; концепции творческого саморазвития личности. Таким образом,  социальная компетенция выпускника, в частности менеджера является вершиной социализации (процесса присвоения, освоения человеком социальных  норм и ценностных ориентиров), позволяет прогнозировать более гибкое социальное поведение индивида, комфортность его пребывания в обществе, эффективность исполнения им определенных социальных ролей, успешное функционирование в социуме.

 

Литература

1. Слесарев Ю.В. Формирование нравственного компонента социальной компетенции у студентов. // Лидерство и профессиональное образование. Научно-методический журнал. – 2010. №1. – Пенза, 2010. – С. 14-19. – 0.6 п.л.

 

Категория: 6. Региональный опыт развития системы обучения и воспитания. | Добавил: Zvyagina (17.12.2012)
Просмотров: 1959 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика