ФОРМИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И НРАВСТВЕННОСТИ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ
С.Н. Буханцева, доцент, к.э.н.,
Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г.Ливны,
Е-mail: 1tvp1@rambler.ru
В Концепции модернизации Российского образования определена основная
цель профессионального образования – подготовка компетентного
квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля,
конкурентоспособного на рынке труда, ответственного, свободно владеющего профессией
и ориентированного в смежных областях деятельности. Это гарантирует способность
выпускника вуза к эффективной работе на
уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту,
социальной и профессиональной мобильности, что обеспечивает удовлетворение
потребностей личности в получении высшего профессионального образования (ВПО).
Приоритетным направлением достижения этой цели в новых социально-экономических
условиях является компетентностно-ориентированный подход к подготовке квалифицированных кадров. Европейским
сообществом выделено восемь ключевых
компетенций, определяющих профессиональную подготовку
специалистов на основе социальной, коммуникативной, социально-информационной,
когнитивной, специальной, культурной, предпринимательской, математической и
естественно-научной компетенций.
В новых социальных условиях особую актуальность приобретает проблема
формирования общекультурных компетенций и ее важной составляющей – социальной
компетенции как интегрального качества подготовки специалистов в сфере
управления, обеспечивающих активное влияние на межличностные отношения в
социуме. Социальная компетенция
– способность и готовность ответственно принимать интегральные
социально-значимые решения, обладать толерантностью к различным этнокультурам в
социуме. Сущность компетентностного подхода определяется совокупностью
принципов, структурой и содержанием профессионального образования, организацией
учебно-воспитательного процесса. С этой точки зрения формирование и развитие
профессиональной компетенции, разработка и реализация компетентностного подхода в профессиональном
образовании рассматривается как средство достижения нового качества
профессионально Социальная компетентность может формироваться на различных
типах фундаментов. К числу таких фундаментов относится
категория нравственности, которая
в профессиональной подготовке формирует профессиональную и нравственную
культуру, профессиональную и социальную зрелость выпускника. Нравственная
культура (нравственность) – это объективно сознательная деятельность человека
по формированию социально и профессионально значимого поведения на основе
морально-мировоззренческих принципов бытия. Формирование компонентов
нравственности как фундамента социальной компетентности в системе профессиональном
образовании определяется социальными, производственными, психологическими и
другими условиями и функциями социума.
Во «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века» подчеркивается, что в настоящее время имеет
место повышенный спрос на ВПО и его широкая диверсификация наряду с осознанием
решающего значения наукоемких технологий, для социально-культурного и
экономического развития. К настоящему времени определились представления о
развитии ВПО, которому в соответствии с Законом РФ «Об образовании» отведена
системообразующая, приоритетная роль в образовательном секторе социальной
сферы.
В современном быстро изменяющемся информационном обществе, которое
предъявляет повышенные требования к уровню квалификации и времени обучения
кадров, где необходима модернизация системы образования. Образование должно
быть доступным для обучающегося в любое время и по любой специальности.
Необходимо расширение набора образовательных услуг в соответствии с запросами
социума и требованиями работодателей.
На протяжении последних лет в системе высшего профессионального
образования проводятся работы по интеграции учебно-методического обеспечения и
структурирования компетентностой модели бакалавра и магистра. Эффективное
управление подготовкой специалистов, бакалавров, магистров и создания
компетентностной модели обучаемого включает в себя:
- общесоциальную и личностную значимость знаний,
умений, навыков, а также способов продуктивной
учебной деятельности;
- определение целей профессионально-личностного
формирования в системе поведенческих и оценочных критериев;
- выявление приоритетных социальных компетенций,
которые являются основой социального развития личности;
- формирование социальных компетенций как совокупности
смысловых ориентаций, базирующихся на национальной и общечеловеческой культуре;
- создание комплекса психолого-педагогических условий
эффективного формирования социальной компетентности и нравственности у
студентов;
- формирование мотивации студентов к предстоящей
социально-профессиональной деятельности;
- создание благоприятной учебной
социально-профессиональной среды и положительно эмоционального отношения к
обучению в вузе;
- создание системы комплексной оценки качества знаний,
умений, навыков и практического использования их в профессиональной
деятельности.
Методология решения системных задач и
организация социально- ориентированного компетентностного обучения с целью
формирования социальной компетентности выпускников вузов позволит регулировать
образовательную систему и влиять на социальные процессы в обществе. Оптимизация
системы ВПО детерминирует компетентностную модель выпускника в социо-культурной
и производственной среде.
При проектировании
системы формирования социальной компетенции студентов следует исходить из
современных теорий и концепций организации учебно-воспитательного процесса:
теории развивающего обучения; концепции активизации учебно-воспитательного
процесса; личностно-деятельностного подхода; личностно-ориентированного
профессионального образования; концепции творческого саморазвития личности.
Таким образом, социальная компетенция
выпускника, в частности менеджера является вершиной социализации (процесса
присвоения, освоения человеком социальных
норм и ценностных ориентиров), позволяет прогнозировать более гибкое социальное
поведение индивида, комфортность его пребывания в обществе, эффективность
исполнения им определенных социальных ролей, успешное функционирование в
социуме.
Литература
1. Слесарев Ю.В.
Формирование нравственного компонента социальной компетенции у студентов. //
Лидерство и профессиональное образование. Научно-методический журнал. – 2010.
№1. – Пенза, 2010. – С. 14-19. – 0.6 п.л.
|