Среда, 15.05.2024, 11:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обучение и воспитание » 5. Здоровьесбережение и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.

Здоровьесбережение. Формирование здоровьесберегающей компетентности студентов и преподавателей многопрофильного колледжа ФГБОУ ВПО Орел ГАУ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МНОГОПРОФИЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА ФГБОУ ВПО ОРЕЛ ГАУ

 

П.Н. Брынцев, руководитель физического воспитания,

Многопрофильный колледж ФГБОУ ВПО Орел ГАУ

Е-mail: bryncev057@mail.ru

 

Вопросы здоровья людей и нации в целом выходят на первый план как важнейший показатель при решении внутренних и внешних задач. Здоровье детей и подростков - это фундамент, на котором формируется здоровье взрослого человека. Так как гармоничное развитие личности предполагает не только достижение высокого уровня образованности, но и сохранение и укрепление здоровья, встает вопрос о значимости зровьесберегающей деятельности в практике образования.

В связи с этим имеет смысл говорить о некоторых особенностях здоровьесберегающего образовательного процесса по следующим аспектах:

  • решение образовательных задач с учетом состояния здоровья и с целью его сохранения;

  • соблюдение паритета образованности и здоровья учащихся;

  • ориентация образовательного процесса на сотрудничество педагогов и учащихся;

  • сочетание умственной и двигательной активности на основе диагностики образовательных потребностей, уровня образованности и состояния здоровья учащихся;

  • дифференцированный подход к осуществлению образовательного процесса в зависимости от состояния здоровья и уровня образованности учащихся;

  • использование модульного подхода при проектировании содержания учебного материала;

  • проектирование образовательных технологий на основе системного использования доступными педагогу средствами сохранения здоровья учащихся.

Сущность понятия «здоровьесберегающая компетентность» проявляется в проведении профилактических мероприятий и применении здоровьесберегающих технологий людьми, знающими закономерности процесса здоровьесбережения.

Неотъемлемой частью формирования здоровьесберегающей компетентности является обучение здоровью. В процессе этого обучения должны быть сформированы:

   научное понимание сущности здоровья и здорового образа жизни; отношение к здоровью как к ценности; целостное представление о человеке;

    навыки управления своим здоровьем;

   знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей, а также различных заболеваний, понимание сущности этих явлений;

              навыки оказания первой медицинской помощи;

              культура межличностных отношений;

              навыки безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;

              стратегии и технологии саморазвития.

Достичь этого, давая отрывочные знания в рамках некоторых образовательных дисциплин, не предоставляется возможным. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что обучение здоровью необходимо строить по специально разработанной комплексной программе. Создать свою, авторскую программу содействия здоровью субъектов образовательного процесса сложно, но для эффективной работы в данном направлении необходимо. Проектируя такую программу, целесообразно обратиться не только к научным разработкам, но и к опыту других образовательных учреждений. Проанализировав такой опыт, легче создать модель, подходящую для конкретного учебного заведения, кроме того, можно сделать выводы, позволяющие избежать некоторых ошибок. Сложность нашего контингента состоит в том, что из 1215 студентов- 65% из сельской местности, проживающих во время учебы в съемных квартирах и общежитии колледжа, без контроля родителей. Последние годы среди студентов возросло число сирот и оставшихся без попечения родителей (41 человек), студентов из неполных семей. Наблюдается тенденция к увеличению социально незащищенных учащихся, а также нуждающихся в социальной поддержке. Диагностика заболеваний студентов показывает, что возросло количество хронических заболеваний, среди которых сколиоз, гастрит, сердечнососудистые заболевания, болезни органов дыхания (около 45% на 1-ых курсах и 50% на последующих курсах).

Трудно переоценить роль физической культуры и спорта в физическом и нравственном воспитании человека. В настоящее время в нашем колледже на уроках физической культуры проводится первый этап по созданию у студентов методологических элементов обучения здоровью. Этой работе уделяется огромное внимание. Спортивно-оздоровительное направление является одним из приоритетных в работе кабинета «физического воспитания». На сегодняшний день в колледже работает 6 спортивных секций: баскетбол, мини-футбол, волейбол, настольный теннис, легкая атлетика, гиревой спорт, в которых занимается порядка 130 человек разного возраста. Между тем, многие студенты колледжа занимаются в спортивных школах, в училище Олимпийского резерва города Орла еще со школьной скамьи. Их количество составляет около 150 человек.

Какие же основные задачи стоят перед группами спортивно-оздоровительной направленности в колледже?

Первоочерёдной задачей является предоставление юношам возможности полноценно и с пользой провести свой досуг, раскрыть и реализовать свои способности в том или ином виде спорта. Важным моментом является то, что в нашем колледже студенту любого возраста предоставлен богатый выбор видов спорта, которыми он хотел бы заниматься, и созданы хорошие материально-технические условия для таких занятий.

Ещё одной важной задачей спортивно-оздоровительной работы, является предоставление мощной альтернативы в виде занятий спортом подросткам пагубному влиянию дурных пристрастий: курению, алкоголю, наркотикам. Ведётся большая практическая и теоретическая работа по привлечению как можно большего числа учащихся к занятиям в спортивных секциях колледжа.

Не менее важна и собственно оздоровительная линия работы в данном направлении. Студенты, отстающие в физическом развитии, имеющие по предмету «физическая культура» недостаточный уровень подготовки, занимаясь во внеурочное время в различных секциях, не только становятся крепче физически, но и закаляются морально, становятся увереннее в своих силах, что, в свою очередь, благодатно сказывается на их успеваемости. Немаловажным фактором занятий студентами в группах спортивно - оздоровительной направленности является престижность занятий спортом, возможность достичь успеха, ярко проявить себя на соревнованиях. Такая возможность в полной мере предоставляется нашим учащимся. За победу в Спартакиаде среди учреждений среднего профессионального образования города Орла в 2011-2012 учебном году команда юношей Многопрофильного колледжа ФГБОУ ВПО Орел ГАУ награждена Почетной грамотой администрации города Орла и спортивным инвентарем. Согласно плану спортивно-массовой работы в колледже уже прошли соревнования города Орла среди учреждений среднего профессионального образования по легкоатлетическому кроссу, гиревому спорту, настольному теннису, в которых студенты колледжа завоевали первые места, а также в спортивном празднике ФПОО среди команд ССУЗов. Особенностью проведения спортивно-оздоровительной работы в колледже, работающего в режиме  полного дня, является спокойствие родителей за судьбу их ребёнка, который проживает в общежитии без их надзора, при этом они знают, что он занят полезным делом, это огромный позитивный момент и для колледжа, и для родителей.

Со студентами, освобожденными по предмету физическая культура, также проводятся лекции и самостоятельные работы по следующим тематикам:

- «Соотношение работы и отдыха для правильной организации режима дня»;

- «Климат и его влияние на здоровье человека»;

- «Спорт и здоровый образ жизни»;

- «Здоровое питание и влияние его на здоровье»;

- «Экстремальные виды спорта»;

- «Профилактика болезней»;

- «Природная среда как фактор здоровья населения»;

- «Природные катаклизмы и правила поведения в чрезвычайной ситуации»;

- «Проблемы молодежи»;

- «Здоровье и культура общения»;

- «Генетические проблемы здоровья»;

- «Технический прогресс и человеческие способности».

За  годы работы в колледже проведена огромная работа по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся всех возрастов и учащихся подготовительных курсов, которая уже приносит свои плоды, а также среди преподавателей. В колледже традиционно проводятся дни здоровья для студентов и учащихся подготовительных курсов; военно-спортивные праздники, посвященные Дню Защитника Отечества «Каждый парень-спортсмен и воин бравый»; первенства среди курсов по видам спорта; товарищеские встречи со школьными командами города и области; мастер классы для преподавателей и сотрудников колледжа, где все с огромным удовольствием принимают участие. Для преподавателей созданы секции здоровья по волейболу, настольному теннису и мини-футболу. Педагогический коллектив активно включен в работу, педагоги применяют интерактивные методы обучения здоровью на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях, куда приглашаются с лекциями сотрудники областного наркологического диспансера, противотуберкулезного диспансера, центра «СПИД». Создаются тематические вечера по ЗОЖ со студентами и преподавателями колледжа, куда также приглашаются с лекциями о  таких заболеваниях как туберкулез, СПИД, ОРВИ, спортивные врачи БУЗ ОО «Орловский областной врачебно-физкультурный диспансер». В начале года на протяжении многих лет сотрудники колледжа принимают активное участие в Спартакиаде среди профессорско-преподавательского состава и сотрудников ФГБОУ ВПО Орел ГАУ в следующих видах: шахматы, шашки, волейбол, лыжная эстафета, мини-футбол, настольный теннис, дартс, армрестлинг, перетягивание каната и занимают призовые места по всем видам спорта.

Первый шаг сделан. Мы понимаем, что, какие бы методы и технологии сохранения и укрепле­ния здоровья не использовались в колледже, ожидаемого эффекта не будет, если у студентов не сформированы потребности и привычки в осознанном и разумном отношении к здоровью, не вырабо­таны умения и навыки совершенствования своего физического и психического здоровья. Предстоит немало работы. Создание здоровой среды невозможно в одиночку, без усилий со стороны каждого, поэтому хотелось бы привлечь к реализации программы муниципальные власти, структуры, непосред­ственно отвечающие за здоровье населения, СМИ. Мы надеемся на поддержку студентов, родителей, всего педагогического коллектива.

Подводя итог вышеизложенному, подчеркнем, что все работники образовательного учреждения от директора до каждого преподавателя - должны быть компетентны в вопросах здоровьесбережения. Кроме того, в каждом учебном заведении должен быть специалист, прошедший по этим вопросам про­фессиональную подготовку и не формально, а по существу отвечающий за постановку работы в данном направлении.

 

Литература

1.     Артюхов М.В., Качан Л.Г. Здоровьеформирующее образование в крупном промышленном городе. // Валеология. № 2. – 2001.

2.     Митяева А.М. Здоровьесберегающие   образовательные   технологии.   Монография,- Орел: Орлик.2001. 200с.

3.     Митяева A.M. Педагогика здоровья: учебно-методическое пособие - Орел, ГОУ ВПО «ОГУ»2007.-413с.

Категория: 5. Здоровьесбережение и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. | Добавил: Zvyagina (17.12.2012)
Просмотров: 3486 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика