ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МНОГОПРОФИЛЬНОГО
КОЛЛЕДЖА ФГБОУ ВПО ОРЕЛ ГАУ
П.Н. Брынцев, руководитель физического воспитания,
Многопрофильный колледж ФГБОУ ВПО Орел ГАУ
Е-mail: bryncev057@mail.ru
Вопросы здоровья людей и нации в целом выходят на первый
план как важнейший показатель при решении внутренних и внешних задач. Здоровье
детей и подростков - это фундамент, на котором формируется здоровье взрослого
человека. Так как гармоничное развитие личности предполагает не только достижение высокого уровня
образованности, но и сохранение и укрепление
здоровья, встает вопрос о значимости зровьесберегающей деятельности в практике
образования.
В связи с этим имеет смысл говорить о некоторых особенностях
здоровьесберегающего образовательного процесса по следующим аспектах:
- решение образовательных задач с учетом состояния здоровья и с целью его
сохранения;
-
- соблюдение паритета образованности и
здоровья учащихся;
-
- ориентация образовательного процесса на
сотрудничество педагогов и учащихся;
-
- сочетание умственной и
двигательной активности на основе диагностики
образовательных потребностей, уровня образованности
и состояния здоровья учащихся;
-
- дифференцированный подход к осуществлению образовательного
процесса в зависимости от состояния здоровья и уровня образованности учащихся;
-
- использование модульного подхода при
проектировании содержания учебного материала;
-
- проектирование образовательных технологий
на основе системного использования доступными педагогу средствами сохранения
здоровья учащихся.
Сущность понятия «здоровьесберегающая компетентность»
проявляется в проведении профилактических мероприятий
и применении здоровьесберегающих технологий людьми, знающими закономерности
процесса здоровьесбережения.
Неотъемлемой частью формирования здоровьесберегающей
компетентности является обучение здоровью. В процессе этого обучения должны
быть сформированы:
• научное
понимание сущности здоровья и здорового образа жизни; отношение к здоровью
как к ценности; целостное представление о человеке;
• навыки управления своим здоровьем;
• знания
в области профилактики вредных привычек и зависимостей, а также различных
заболеваний, понимание сущности этих явлений;
•
навыки оказания первой
медицинской помощи;
•
культура межличностных
отношений;
•
навыки безопасного
поведения в различных жизненных ситуациях;
•
стратегии и технологии
саморазвития.
Достичь этого, давая отрывочные знания в рамках некоторых
образовательных дисциплин, не предоставляется
возможным. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что обучение здоровью
необходимо строить по специально разработанной комплексной программе. Создать
свою, авторскую программу содействия здоровью субъектов образовательного
процесса сложно, но для эффективной работы в данном направлении необходимо.
Проектируя такую программу, целесообразно обратиться не только к научным
разработкам, но и к
опыту других образовательных учреждений. Проанализировав такой опыт, легче
создать модель, подходящую для конкретного учебного заведения, кроме того, можно
сделать выводы, позволяющие избежать некоторых ошибок. Сложность нашего
контингента состоит в том, что из 1215 студентов- 65% из сельской
местности, проживающих во время учебы в съемных квартирах и общежитии колледжа,
без контроля родителей. Последние годы среди студентов возросло число сирот и оставшихся без попечения
родителей (41 человек), студентов из неполных семей.
Наблюдается тенденция к увеличению социально незащищенных учащихся, а также
нуждающихся в социальной поддержке. Диагностика
заболеваний студентов показывает, что возросло количество хронических заболеваний,
среди которых сколиоз, гастрит, сердечнососудистые заболевания, болезни органов
дыхания
(около 45% на 1-ых курсах и 50% на последующих курсах).
Трудно
переоценить роль физической культуры и спорта в физическом и нравственном
воспитании человека. В настоящее
время в нашем колледже на уроках физической культуры проводится первый этап по созданию у студентов
методологических элементов обучения здоровью. Этой работе уделяется
огромное внимание. Спортивно-оздоровительное направление является одним из
приоритетных в работе кабинета «физического воспитания». На сегодняшний день в
колледже работает 6 спортивных секций: баскетбол, мини-футбол, волейбол,
настольный теннис, легкая атлетика, гиревой спорт, в которых занимается порядка
130 человек разного возраста. Между тем, многие студенты колледжа занимаются в
спортивных школах, в училище Олимпийского резерва города Орла еще со школьной
скамьи. Их количество составляет около 150 человек.
Какие
же основные задачи стоят перед группами спортивно-оздоровительной
направленности в колледже?
Первоочерёдной
задачей является предоставление юношам возможности полноценно и с пользой
провести свой досуг, раскрыть и реализовать свои способности в том или ином
виде спорта. Важным моментом является то, что в нашем колледже студенту любого
возраста предоставлен богатый выбор видов спорта, которыми он хотел бы
заниматься, и созданы хорошие материально-технические условия для таких
занятий.
Ещё
одной важной задачей спортивно-оздоровительной работы, является предоставление
мощной альтернативы в виде занятий спортом подросткам пагубному влиянию дурных
пристрастий: курению, алкоголю, наркотикам. Ведётся большая практическая и
теоретическая работа по привлечению как можно большего числа учащихся к
занятиям в спортивных секциях колледжа.
Не
менее важна и собственно оздоровительная линия работы в данном направлении.
Студенты, отстающие в физическом развитии, имеющие по предмету «физическая
культура» недостаточный уровень подготовки, занимаясь во внеурочное время в
различных секциях, не только становятся крепче физически, но и закаляются
морально, становятся увереннее в своих силах, что, в свою очередь, благодатно
сказывается на их успеваемости. Немаловажным фактором занятий студентами в группах
спортивно - оздоровительной направленности является престижность занятий
спортом, возможность достичь успеха, ярко проявить себя на соревнованиях. Такая
возможность в полной мере предоставляется нашим учащимся. За победу в
Спартакиаде среди учреждений среднего профессионального образования города Орла
в 2011-2012 учебном году команда юношей Многопрофильного колледжа ФГБОУ ВПО
Орел ГАУ награждена Почетной грамотой администрации города Орла и спортивным
инвентарем. Согласно плану спортивно-массовой работы в колледже уже прошли
соревнования города Орла среди учреждений среднего профессионального
образования по легкоатлетическому кроссу, гиревому спорту, настольному теннису,
в которых студенты колледжа завоевали первые места, а также в спортивном
празднике ФПОО среди команд ССУЗов. Особенностью проведения спортивно-оздоровительной
работы в колледже, работающего в режиме
полного дня, является спокойствие родителей за судьбу их ребёнка,
который проживает в общежитии без их надзора, при этом они знают, что он занят
полезным делом, это огромный позитивный момент и для колледжа, и для родителей.
Со
студентами, освобожденными по предмету физическая культура, также проводятся
лекции и самостоятельные работы по следующим тематикам:
-
«Соотношение работы и отдыха для правильной организации режима дня»;
-
«Климат и его влияние на здоровье человека»;
-
«Спорт и здоровый образ жизни»;
-
«Здоровое питание и влияние его на здоровье»;
-
«Экстремальные виды спорта»;
-
«Профилактика болезней»;
-
«Природная среда как фактор здоровья населения»;
-
«Природные катаклизмы и правила поведения в чрезвычайной ситуации»;
-
«Проблемы молодежи»;
-
«Здоровье и культура общения»;
-
«Генетические проблемы здоровья»;
-
«Технический прогресс и человеческие способности».
За годы работы в колледже проведена огромная
работа по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся всех возрастов и
учащихся подготовительных курсов, которая уже приносит свои плоды, а также
среди преподавателей. В колледже
традиционно проводятся дни здоровья для студентов и учащихся подготовительных
курсов; военно-спортивные праздники, посвященные Дню Защитника Отечества
«Каждый парень-спортсмен и воин бравый»; первенства среди курсов по видам
спорта; товарищеские встречи со школьными командами города и области; мастер
классы для преподавателей и сотрудников колледжа, где все с огромным
удовольствием принимают участие. Для преподавателей созданы секции здоровья по
волейболу, настольному теннису и мини-футболу. Педагогический коллектив активно
включен в работу, педагоги применяют интерактивные методы обучения здоровью на
уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях, куда приглашаются с лекциями
сотрудники областного наркологического диспансера, противотуберкулезного
диспансера, центра «СПИД». Создаются тематические вечера по ЗОЖ со студентами и
преподавателями колледжа, куда также приглашаются с лекциями о таких заболеваниях как туберкулез, СПИД, ОРВИ,
спортивные врачи БУЗ ОО «Орловский областной врачебно-физкультурный диспансер».
В начале года на протяжении многих лет сотрудники колледжа принимают активное
участие в Спартакиаде среди профессорско-преподавательского состава и
сотрудников ФГБОУ ВПО Орел ГАУ в следующих видах: шахматы, шашки, волейбол,
лыжная эстафета, мини-футбол, настольный теннис, дартс, армрестлинг, перетягивание
каната и занимают призовые места по всем видам спорта.
Первый шаг сделан. Мы понимаем, что, какие бы методы и
технологии сохранения и укрепления
здоровья не использовались в колледже, ожидаемого эффекта не будет, если у
студентов не сформированы потребности и привычки в осознанном и разумном
отношении к здоровью, не выработаны умения и навыки совершенствования своего
физического и психического здоровья. Предстоит немало работы. Создание здоровой
среды невозможно в одиночку, без усилий со стороны каждого, поэтому хотелось бы
привлечь к реализации программы муниципальные власти, структуры, непосредственно
отвечающие за здоровье населения, СМИ. Мы надеемся на поддержку студентов,
родителей, всего педагогического коллектива.
Подводя итог вышеизложенному, подчеркнем, что все работники
образовательного учреждения от директора до каждого преподавателя - должны быть
компетентны в вопросах здоровьесбережения. Кроме того, в каждом учебном
заведении должен быть специалист, прошедший по этим вопросам профессиональную
подготовку и не формально, а по
существу отвечающий за постановку работы в данном направлении.
Литература
1. Артюхов М.В., Качан Л.Г.
Здоровьеформирующее образование в крупном промышленном городе. // Валеология. №
2. – 2001.
2.
Митяева А.М. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Монография,- Орел: Орлик.2001. 200с.
3.
Митяева A.M. Педагогика здоровья: учебно-методическое пособие - Орел, ГОУ
ВПО «ОГУ»2007.-413с.
|