Среда, 15.05.2024, 14:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обучение и воспитание » 5. Здоровьесбережение и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.

Здоровьесберегающие технологии в преподавании математики

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ

 

А.В. Дорофеева, преподаватель,

Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, г.Ливны,

 

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

В.А. Сухомлинский

 

В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.

Таким образом, проблема здоровья подростков сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или благополучие».

Значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуации в системе специального образования, и требующих скорейшего разрешения, так или иначе, связаны со здоровьем студентов, с уровнем развития культуры здоровья не только студентов, но и педагогов.

Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Каждый урок должен быть приятным, поэтому при проведении любой пары, я, как преподаватель, всегда помню заповедь здоровьесберегающей технологии: «Не навреди!».

Результаты исследований, представленных на I Российской Ассамблее «Здоровье народов России», констатируют тот факт, что «во всех типах и видах учебных заведений реализуется та дидактика и такое содержание образования, которые мешают духовному и физическому развитию личности». Личности, как студента, так и преподавателя, так как здоровье всех участников образовательного процесса (физическое, психическое, социальное) образуют сопряженную систему, в которой все взаимосвязано и взаимообусловлено.

Еще В.А. Сухомлинский отмечал, что «истинной заботой о здоровье детей является не просто комплекс санитарно-гигиенических норм, но, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Моя задача как преподавателя состоит в том, чтобы создать условия для включения студента в процесс творчества и найти методы, адекватные его психологическим особенностям, способствующие формированию позитивного мышления, раскрытию его креативности. Только тогда в полной мере может быть реализована идея здоровьесбережения всех участников образовательного процесса. Методологической основой этого явления Концепция целостного педагогического сознания, принципов информатизационного взаимодействия, а инструментарий дают современные гуманистические педагогические техники и технологии.

На мой взгляд, любая личностно-ориентированная технология вправе называться здоровьесберегающей. Я апробирую в учебном процессе элементы новых педагогических технологий, успешно сочетая старые традиционные методы и формы занятий с современными. Умственная деятельность всегда ведет к усталости и падению работоспособности, а это прямопропорционально влияет на качество усвоения изучаемого материала, и, вообще, на способность воспринимать любую информацию. Но если работа разнообразна и интересна, то и усталость не ощущается.

Основной технологией, реализуемой мною в образовательном процессе, является технология «критического мышления», в основе которой лежат личностно-ориентированные, культурно-ориентированные и деятельно-ориентированные принципы.

Итак, предлагаю прочитать название темы, написанной на доске. Применяю прием «ключевые слова», который заключается в том, чтобы дать определение каждого слова, входящего в состав названия темы, ответить на вопрос: о чем пойдет речь на паре.

Информационно-коммуникативные технологии применяются мною, в основном, на этапах изучения и обобщения материала, как поддерживающие преподавательскую мотивацию.

Технологию «французских демаршей» применяют на этапе конструирования знаний и рефлексии. Данная технология ориентирует студентов на выделение существующих признаков, понятий, позволяет оперировать этими понятиями при самостоятельном решении практических задач.

Все выше перечисленные технологии соответствуют индивидуально-типологическим особенностям учащихся. Но применение всех этих технологий только тогда не приносит ущерб, когда сам преподаватель подготовлен для работы в режиме развивающей системы.

В этих случаях, я выстраиваю деятельность с учетом необходимости сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Для этого использую следующие формы реализации здоровьесберегающих технологий:

- занятия с использованием профессиональных методик;

- занятия с чередованием высокой и низкой двигательной и умственной активностью.

Включаю компенсаторно-нейтрализующие приемы (физкультминутки и психологические тренинги).

При построении уроков использую в работе рекомендации, приемы и технологии, которые связаны со здоровьесберегающими технологиями:

- обстановка и гигиенические условия в кабинете должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам (температура, свежесть воздуха, освещение, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей);

- норма видов учебной деятельности (на уровне 4-7: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однозначность утомляет. Частая же смена одной деятельности другой требует дополнительных адаптационных условий;

- средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (15-20 минут);

- количество видов преподавания должно быть не менее трех (словесный, наглядный, самостоятельная работа);

- следует выбирать методы, которые способствовали бы активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся;

- должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы;

- следует на паре включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни;

- наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу;

- главное, надо помнить, что на состояние здоровья оказывает большое влияние эмоциональная разрядка: шутка, улыбка, музыкальная минутка, стихотворение.

Использование таких несложных приемов приносит свои плоды. Показателем эффективности проведенного занятия считаю состояние и вид студентов, выходящих с пары.

Внедряя элементы здоровьесберегающих технологий в учебный процесс, я поставила перед собой следующие цели:

- создание комфортной образовательной среды на основе индивидуально-дифференцируемого подхода к работе с учащимися;

- создание условий для успешной социализации различных категорий учащихся с учетом состояния их физического и морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей;

- анализ, обобщение и распространение опыта использования здоровьесберегающих технологий на уроках математики и во внеурочное время.

Реализация этих целей выражается в следующих задачах:

- проведение сравнительного анализа состояния здоровья, учебной нагрузки и объема домашнего задания тех групп, в которых я работаю;

- формирование осознанной потребности учащихся в здоровом образе жизни;

- педагогическая и психологическая поддержка процесса социализации;

- повышение физической и санитарно-гигиенической культуры;

- предупреждение (профилактика) как внутренних, так и внешних причин неуспеваемости, развитие мотивации к обучению.

Я считаю, что здоровье учащегося в норме, если:

- в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, преодолевать усталость;

- в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

- в эмоциональном плане – студент уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

- в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

- в нравственном плане – признает основные общечеловеческие ценности.

Стабильных результатов я добиваюсь благодаря инновационным подходам к организации образовательного процесса. Осуществляю развитие субъективности учащихся, формирование таких личностных качеств, как самостоятельность, инициатива, способность к преобразовательной и созидательной деятельности.

Моя цель, как преподавателя, состоит в следующем: научить мыслить, трудиться, сформировать устойчивые качества личности, подготовить физически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.

В заключении хочется сказать: «Заботьтесь о здоровье учащихся, включайте психологические тренинги, динамические паузы, шутки. И, конечно же, чаще улыбайтесь, что прямо влияет на здоровье учащихся. Будьте для них ярким примером».

Категория: 5. Здоровьесбережение и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. | Добавил: Zvyagina (17.12.2012)
Просмотров: 1779 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика