ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ
А.В. Дорофеева, преподаватель,
Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, г.Ливны,
«Забота о здоровье
– это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в
свои силы…»
В.А.
Сухомлинский
В Конвенции о правах ребенка
подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В
законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в
приоритетную задачу.
Таким образом, проблема здоровья
подростков сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что
для нас важнее – их физическое состояние или благополучие».
Значительная часть современных проблем,
отражающих сложность ситуации в системе специального образования, и требующих
скорейшего разрешения, так или иначе, связаны со здоровьем студентов, с уровнем
развития культуры здоровья не только студентов, но и педагогов.
Здоровьесбережение не может выступать в
качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в
качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Каждый урок должен
быть приятным, поэтому при проведении любой пары, я, как преподаватель, всегда
помню заповедь здоровьесберегающей технологии: «Не навреди!».
Результаты исследований, представленных на
I Российской
Ассамблее «Здоровье народов России», констатируют тот факт, что «во всех типах
и видах учебных заведений реализуется та дидактика и такое содержание
образования, которые мешают духовному и физическому развитию личности».
Личности, как студента, так и преподавателя, так как здоровье всех участников
образовательного процесса (физическое, психическое, социальное) образуют
сопряженную систему, в которой все взаимосвязано и взаимообусловлено.
Еще В.А. Сухомлинский отмечал, что
«истинной заботой о здоровье детей является не просто комплекс
санитарно-гигиенических норм, но, прежде всего, забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость
творчества».
Моя задача как преподавателя состоит в
том, чтобы создать условия для включения студента в процесс творчества и найти
методы, адекватные его психологическим особенностям, способствующие
формированию позитивного мышления, раскрытию его креативности. Только тогда в
полной мере может быть реализована идея здоровьесбережения всех участников
образовательного процесса. Методологической основой этого явления Концепция
целостного педагогического сознания, принципов информатизационного взаимодействия,
а инструментарий дают современные гуманистические педагогические техники и
технологии.
На мой взгляд, любая
личностно-ориентированная технология вправе называться здоровьесберегающей. Я
апробирую в учебном процессе элементы новых педагогических технологий, успешно
сочетая старые традиционные методы и формы занятий с современными. Умственная
деятельность всегда ведет к усталости и падению работоспособности, а это
прямопропорционально влияет на качество усвоения изучаемого материала, и,
вообще, на способность воспринимать любую информацию. Но если работа
разнообразна и интересна, то и усталость не ощущается.
Основной технологией, реализуемой мною в
образовательном процессе, является технология «критического мышления», в основе
которой лежат личностно-ориентированные, культурно-ориентированные и
деятельно-ориентированные принципы.
Итак, предлагаю прочитать название темы,
написанной на доске. Применяю прием «ключевые слова», который заключается в
том, чтобы дать определение каждого слова, входящего в состав названия темы,
ответить на вопрос: о чем пойдет речь на паре.
Информационно-коммуникативные технологии
применяются мною, в основном, на этапах изучения и обобщения материала, как
поддерживающие преподавательскую мотивацию.
Технологию «французских демаршей»
применяют на этапе конструирования знаний и рефлексии. Данная технология
ориентирует студентов на выделение существующих признаков, понятий, позволяет
оперировать этими понятиями при самостоятельном решении практических задач.
Все выше перечисленные технологии
соответствуют индивидуально-типологическим особенностям учащихся. Но применение
всех этих технологий только тогда не приносит ущерб, когда сам преподаватель
подготовлен для работы в режиме развивающей системы.
В этих случаях, я выстраиваю деятельность
с учетом необходимости сохранения и укрепления здоровья участников
педагогического процесса.
Для этого использую следующие формы
реализации здоровьесберегающих технологий:
- занятия с использованием профессиональных
методик;
- занятия с чередованием высокой и низкой
двигательной и умственной активностью.
Включаю компенсаторно-нейтрализующие
приемы (физкультминутки и психологические тренинги).
При построении уроков использую в работе
рекомендации, приемы и технологии, которые связаны со здоровьесберегающими
технологиями:
- обстановка и гигиенические условия в
кабинете должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам (температура,
свежесть воздуха, освещение, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых
раздражителей);
- норма видов учебной деятельности (на
уровне 4-7: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы,
решение примеров и задач). Однозначность утомляет. Частая же смена одной
деятельности другой требует дополнительных адаптационных условий;
- средняя продолжительность и частота
чередования различных видов учебной деятельности (15-20 минут);
- количество видов преподавания должно
быть не менее трех (словесный, наглядный, самостоятельная работа);
- следует выбирать методы, которые способствовали
бы активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся;
- должна присутствовать смена поз
учащихся, которые соответствовали бы видам работы;
- следует на паре включать вопросы,
связанные со здоровьем и здоровым образом жизни;
- наличие мотивации учебной деятельности.
Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод.
Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от
активности, интерес к изучаемому материалу;
- главное, надо помнить, что на состояние
здоровья оказывает большое влияние эмоциональная разрядка: шутка, улыбка,
музыкальная минутка, стихотворение.
Использование таких несложных приемов
приносит свои плоды. Показателем эффективности проведенного занятия считаю
состояние и вид студентов, выходящих с пары.
Внедряя элементы здоровьесберегающих
технологий в учебный процесс, я поставила перед собой следующие цели:
- создание комфортной образовательной
среды на основе индивидуально-дифференцируемого подхода к работе с учащимися;
- создание условий для успешной
социализации различных категорий учащихся с учетом состояния их физического и
морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей;
- анализ, обобщение и распространение
опыта использования здоровьесберегающих технологий на уроках математики и во
внеурочное время.
Реализация этих целей выражается в
следующих задачах:
- проведение сравнительного анализа
состояния здоровья, учебной нагрузки и объема домашнего задания тех групп, в
которых я работаю;
- формирование осознанной потребности
учащихся в здоровом образе жизни;
- педагогическая и психологическая
поддержка процесса социализации;
- повышение физической и
санитарно-гигиенической культуры;
- предупреждение (профилактика) как
внутренних, так и внешних причин неуспеваемости, развитие мотивации к обучению.
Я считаю, что здоровье учащегося в норме,
если:
- в физическом плане – здоровье позволяет
ему справляться с учебной нагрузкой, преодолевать усталость;
- в социальном плане – он коммуникабелен,
общителен;
- в эмоциональном плане – студент
уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
- в интеллектуальном плане – проявляет
хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане – признает основные
общечеловеческие ценности.
Стабильных результатов я добиваюсь
благодаря инновационным подходам к организации образовательного процесса.
Осуществляю развитие субъективности учащихся, формирование таких личностных
качеств, как самостоятельность, инициатива, способность к преобразовательной и
созидательной деятельности.
Моя цель, как преподавателя, состоит в
следующем: научить мыслить, трудиться, сформировать устойчивые качества
личности, подготовить физически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в
постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.
В заключении хочется сказать: «Заботьтесь
о здоровье учащихся, включайте психологические тренинги, динамические паузы,
шутки. И, конечно же, чаще улыбайтесь, что прямо влияет на здоровье учащихся.
Будьте для них ярким примером».
|