«ЗДЕСЬ ОТЧИЙ ДОМ И ЗДЕСЬ МОЁ НАЧАЛО»
М.В. Гуднина,
педагог-библиотекарь,
МБОУ «Лицей им. С. Н.
Булгакова», г.Ливны,
Е-mail: mari.gudnina@yandex.ru
Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для
формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой,
творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить
индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему миру. Нужно,
чтобы приобретаемые учащимися знания становились не только более
осознанными и прочными, но и переходили бы в убеждения, смыкались бы с
нравственно-эстетическими идеалами. Эта проблема неразрывно связана с
требованием времени: воспитывать людей, обладающих широким кругозором, способных
самостоятельно приобретать знания. Известно, что комплексное воздействие на все
стороны личности человека может оказывать
книга. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение,
дает гигантский объем разнообразной информации. Но для того чтобы это
воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного»,
подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе деятельности
Библиотечно-информационного центра
(БИЦ) лицея.
В образовательном пространстве лицея особое значение имеет
содержательность библиотечно-библиографического обслуживания. Библиотека лицея
функционирует как библиотечно-информационный центр с элементами медиатеки.
Библиотечно-информационный центр лицея - это центр интеллектуального
развития лицеиста и воспитатель его души.
Одним из приоритетных направлений деятельности библиотечно-информационного центра лицея является литературное краеведение.
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал
«первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик
родной природы — все это, прошедшее через сознание, становится частью
человеческой судьбы.
Занятия
краеведением являются важным источником патриотическою воспитания учащихся,
расширения их жизненного кругозора. Краеведение вводит учащихся в мир природы и
человеческих отношений. Это не только углубляет представления школьников об
истоках литературы, но и расширяет их
кругозор. В этом случае ярче предстает сам процесс литературного произведения,
зримее выступает, так называемый «первоэлемент» литературы — слово. Книги писателей-земляков раскрывают красоту
окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во
время экскурсий и походов по родному краю. Близость к природе убеждает учащихся
беречь ее богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений.
Школьники становятся ее добрыми друзьями и защитниками. Любовь к природе у
людей, способных понимать ее живую красоту, постепенно сливается с чувством
Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения. Большую роль в
пропаганде краеведческих знаний сыграл проект «Здесь отчий дом и здесь моё
начало».
Актуальность темы данного проекта состоит, прежде
всего, в том, что литературное краеведение, являясь составной частью
библиотечного краеведения, пропагандирует
лучшие в идейно-художественном отношении произведения, в которых нашла яркое
отражение жизнь Ливенского края, и тем самым,
содействует воспитанию у читателя чувства связи с родной землей, со
своей «малой родиной», знакомит читателя с историей литературы края, воссоздает
панораму современной литературной жизни,
рассказывает о лучших людях края — земляках и уроженцах, оставивших
значительный след в литературе.
Предмет исследования – литературное краеведение, то есть изучение жизни
и творчества местных писателей, родившихся в крае и тесно с ним связанных,
изучение жизни и творчества писателей-классиков в плане
регионально-краеведческих связей, исследование современной литературной жизни в
крае и история развития литературы в
крае, отражение региона в художественной литературе.
Объект исследования – деятельность в области литературного краеведения библиотеки
лицея.
Цель проекта - роль литературного
краеведения в пропаганде лучших в идейно-художественном отношении произведений,
в которых нашла яркое отражение жизнь Ливенского края, в приобщении читателей,
особенно молодежи, к истокам народной культуры, к культурным и духовным
ценностям своего народа.
Задачи
проекта:
- формирование
представлений о литературе родного края как о культурном феномене; - осмысление литературы родного края как
особой формы освоения культурных традиций Орловщины;
- формирование
эстетического вкуса на примере творчества писателей-земляков.
Участниками
проекта являются читатели БИЦ лицея.
Ожидаемыми
результатами проекта должны стать:
1. Пробуждение чувства патриотизма, любви к
родному краю.
2. Развитие
творческих способностей читателей.
3. Формирование
культурно - исторического сознания
читателей лицеистов.
4.
Интеллектуальное и духовное развитие личности читателя.
5. Самостоятельное создание новых документов первичной или вторичной информации
по литературному краеведению; написание сценариев массовых мероприятий
краеведческой тематики, разработка методических пособий.
Нормативно-правовая база по литературному
краеведению представлена
● Закон РФ « Об образовании»;
● Национальная образовательная инициатива
«НАША НОВАЯ ШКОЛА»;
● Государственная программа патриотического
воспитания граждан Российской Федерации на
2007-2012гг.;
● Закон Орловской области «Об образовании в
Орловской области»;
● Комплексная программа нравственного и
патриотического воспитания граждан в Орловской области;
• Закон РФ «О библиотечном деле».
Осуществлять
данный проект помогают следующие ресурсы:
1.
Фонд краеведческой литературы.
Книжный фонд по
литературному краеведению, насчитывает почти
300 экземпляров книг, брошюр, периодических изданий. Это
литературоведческие документы, в том числе издания произведений современных
ливенских авторов (Ф. Ковалева, Г.
Рыжкина, Н. Провалова, М. Беляева, Ю.
Бондарева, О. Сафоновой, Ю. Гритченко, Ю. Воробьева, А. Смирных, Н. Барабанова
и других). Источники печатных изданий по литературному
краеведению: издания местной периодической печати;библиографические указатели и
календари знаменательных дат.
Краеведческие
ресурсы библиотеки лицея являются открытыми и общедоступными.
Успех всех
видов работы по литературному
краеведению – справочно-библиографического обслуживания читателей, информации о
краеведческих изданиях, индивидуальной и массовой рекомендации литературы о
своём городе, районе зависит от качества краеведческого
справочно-библиографического аппарата, от полноты и чёткости отражения в нём
сведений о краеведческой литературе.
2.
Справочно-библиографический
аппарат по литературному краеведению:
- универсальная картотека «Наш
город. Наша область»;
- тематическая картотека «Люби и знай свой край»;
- фонд справочных и библиографических пособий по литературному краеведению;
- архив выполненных библиографических справок по литературному краеведению;
- тематические и библиографические папки «Литературные Ливны» и
«Творчество наших читателей».
Универсальная
картотека «Наш город. Наша область»
-
«Писатели и поэты Ливенского края»;
-
«Их имена связаны с Ливенским краем»;
-
«Поэзия»;
-
«Литературная критика»;
-
«Литературная жизнь района до 1917 года»;
-
«Фольклор края. Сказители»;
-
«Ливенский край в художественной литературе».
В работе по
литературному краеведению, активно используются такие библиографические пособия
как биобиблиографический словарь
«Писатели Орловского края», библиографические указатели «Тургенев и Орловский
край», «Н.С. Лесков и Орловский край», «Бунин и Орловский край»,
«Празднично-обрядовая культура Орловского края», биобиблиографический словарь
«Деятели книжной культуры Орловского края», биобиблиографический справочник
«Орловские краеведы», Памятка читателю «Леонид Андреев», указатель литературы
«Леонид Афонин» и другие.
Справочный
фонд постоянно пополняется различными тематическими альбомами, папками-досье:
- «Ливны
литературные»;
-
«Поэтические Ливны»;
- «Писатели и
Ливенский край»;
- «Пушкин и
Орловский край»;
- Паустовский
и Ливенский край;
-
Литературными тропинками отчего края»;
«День
рождения поэта. Встреча с М. Беляевым»;
- «Поэты на
войне и о войне»;
- Времена
года поэтической строкой» и другие.
Выполнение
отдельных краеведческих справок литературоведческого характера связано с
просмотром большого количества источников (не только краеведческих). Запросы на
одну и ту же тему нередко повторяются. Учитывая эти обстоятельства, в
библиотеке считают целесообразным предусмотреть в составе краеведческого
справочно-библиографического аппарата архив выполненных справок, отбирая в него
именно справки сложные по выполнению и повторяющиеся в запросах читателей.
Архив выполненных справок ведется, в том числе, и в электронном варианте, создается база данных
по литературному краеведению. Так, в папке «Краеведение» выделены тематические
и персональные папки:
- «Стихи
местных поэтов»;
- «Ф.В.
Ковалев»;
- «М.
Беляев»;
- «С.
Леонов»;
- «Ю.
Воробьев»;
- «В.
Лихачев»;
-
«Паустовский и Ливны».
3. Литературное
краеведение непосредственно связанно с патриотическим, нравственным,
эстетическим воспитанием и подчинено решению этих задач.
Основные направления литературного
краеведения:
- Массовая работа
(литературные вечера, вечера-встречи, вечера-портреты, конференции, устные
журналы, литературные часы, часы поэзии, премьеры книг и т.д.).
-
Информационно-библиографическая деятельность (сбор данных для досье, введение в
компьютер полнотекстовых баз данных, выполнение справок, организация картотек
по тематике).
-
Издательская деятельность (выпуск библиографических пособий, буклетов,
дайджестов, библиодайджестов, информационных списков, факт-листов и т.д.).
Создание при клубе «Интеллектуал»
блока «Родники»; Создание биобиблиографических пособий по творчеству
ливенцев, в том числе и учащихся лицея;
исследования «Пушкин и Ливны
и «Меня потомство будет знать» (Жизнь и
судьба А. И. Клушина). В рамках клуба
прошли следующие мероприятия: «Поэтические Ливны» вечер-встреча с
О.М. Сафоновой «Дай испить мне твоей чистоты»; «Отсюда всё мое начало»; Вечер-встреча
с ливенским поэтом Г. Кобылкиным. В
номинации «Человек и природа» он стал победителем Всероссийского литературного
конкурса молодых авторов «Ступени-2». Вечер-портрет «С вами я навеки связан»,
посвященный 75-летию со дня рождения ливенского поэта М. Беляева. Премьера книги-альбома «Ливны» о
городе и районе и др.
Библиотечное литературное краеведение сегодня
становится сферой деятельности, где через множественность форм, и, прежде
всего, семантику зрелищно-игровых образов, происходит соединение «дней нынешних
и дней минувших», срастание, накопление, перерабатывание в единое целое
«высокой» и массовой, в том числе народной культуры. Литературное краеведение
является «духовным склеиванием своих
собственных структур и связей», позволяющем человеку, особенно юному стать
осознанным субъектом развития страны, участвовать в осуществлении ее
национальной идеи, быть достойным гражданином и патриотом.
|