Среда, 15.05.2024, 18:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обучение и воспитание » 5. Здоровьесбережение и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.

«Здесь отчий дом и здесь моё начало»

«ЗДЕСЬ ОТЧИЙ ДОМ И ЗДЕСЬ МОЁ НАЧАЛО»

 

М.В. Гуднина, педагог-библиотекарь,

МБОУ «Лицей им. С. Н. Булгакова», г.Ливны,

Е-mail: mari.gudnina@yandex.ru

 

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему миру.      Нужно,  чтобы приобретаемые учащимися знания становились не только более осознанными и прочными, но и переходили бы в убеждения, смыкались бы с нравственно-эстетическими идеалами. Эта проблема неразрывно связана с требованием времени: воспитывать людей, обладающих широким кругозором, способных самостоятельно приобретать знания. Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать  книга. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, дает гигантский объем разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе деятельности Библиотечно-информационного центра  (БИЦ)  лицея.

В образовательном пространстве лицея особое значение имеет содержательность библиотечно-библиографического обслуживания. Библиотека лицея функционирует как библиотечно-информационный центр с элементами медиатеки.  

Библиотечно-информационный центр лицея - это центр интеллектуального развития лицеиста и воспитатель его души.

Одним из приоритетных направлений деятельности  библиотечно-информационного центра  лицея является литературное краеведение.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы — все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы.

Занятия краеведением являются важным источником патриотическою воспитания учащихся, расширения их жизненного кругозора. Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений. Это не только углубляет представления школьников об истоках  литературы, но и расширяет их кругозор. В этом случае ярче предстает сам процесс литературного произведения, зримее выступает, так называемый «первоэлемент» литературы — слово.  Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время экскурсий и походов по родному краю. Близость к природе убеждает учащихся беречь ее богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Школьники становятся ее добрыми друзьями и защитниками. Любовь к природе у людей, способных понимать ее живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения. Большую роль в пропаганде краеведческих знаний сыграл проект «Здесь отчий дом и здесь моё начало».

Актуальность темы данного проекта состоит, прежде всего, в том, что литературное краеведение, являясь составной частью библиотечного краеведения,  пропагандирует лучшие в идейно-художественном отношении произведения, в которых нашла яркое отражение жизнь Ливенского края, и тем самым,  содействует воспитанию у читателя чувства связи с родной землей, со своей «малой родиной», знакомит читателя с историей литературы края, воссоздает панораму  современной литературной жизни, рассказывает о лучших людях края — земляках и уроженцах, оставивших значительный след в литературе.

Предмет исследования – литературное краеведение, то есть изучение жизни и творчества местных писателей, родившихся в крае и тесно с ним связанных, изучение жизни и творчества писателей-классиков в плане регионально-краеведческих связей, исследование современной литературной жизни в крае и  история развития литературы в крае, отражение региона в художественной литературе.

Объект исследования – деятельность в области литературного краеведения библиотеки лицея.

Цель  проекта - роль литературного краеведения в пропаганде лучших в идейно-художественном отношении произведений, в которых нашла яркое отражение жизнь Ливенского края, в приобщении читателей, особенно молодежи, к истокам народной культуры, к культурным и духовным ценностям своего народа.

Задачи проекта:

- формирование представлений о литературе родного края как о культурном феномене;  - осмысление литературы родного края как особой формы освоения культурных традиций Орловщины;

- формирование эстетического вкуса на примере творчества писателей-земляков.

Участниками проекта являются читатели  БИЦ лицея.

Ожидаемыми результатами проекта должны стать:

1. Пробуждение чувства патриотизма, любви к родному краю.

2. Развитие творческих способностей читателей.

3. Формирование культурно - исторического сознания  читателей лицеистов.

4. Интеллектуальное и духовное развитие личности читателя.

5.  Самостоятельное создание новых  документов первичной или вторичной информации по литературному краеведению; написание сценариев массовых мероприятий краеведческой тематики, разработка методических пособий.

 Нормативно-правовая база по литературному краеведению представлена

● Закон РФ « Об образовании»;

● Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»;

● Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на   2007-2012гг.;

● Закон Орловской области «Об образовании в Орловской области»;

● Комплексная программа нравственного и патриотического воспитания граждан в Орловской области;

Закон РФ «О библиотечном деле».

Осуществлять данный проект помогают следующие ресурсы:

1.                 Фонд краеведческой литературы.

Книжный фонд по литературному краеведению, насчитывает почти  300 экземпляров книг, брошюр, периодических изданий. Это литературоведческие документы, в том числе издания произведений современных ливенских авторов   (Ф. Ковалева, Г. Рыжкина, Н. Провалова, М.  Беляева, Ю. Бондарева, О. Сафоновой, Ю. Гритченко, Ю. Воробьева, А. Смирных, Н. Барабанова и других).  Источники  печатных изданий по литературному краеведению: издания местной периодической печати;библиографические указатели и календари знаменательных дат.

Краеведческие ресурсы библиотеки лицея являются открытыми и общедоступными.

Успех всех видов работы  по литературному краеведению – справочно-библиографического обслуживания читателей, информации о краеведческих изданиях, индивидуальной и массовой рекомендации литературы о своём городе, районе зависит от качества краеведческого справочно-библиографического аппарата, от полноты и чёткости отражения в нём сведений о краеведческой литературе. 

2.    Справочно-библиографический аппарат по литературному краеведению:

-  универсальная картотека «Наш город. Наша область»;

- тематическая картотека «Люби и знай свой край»;

- фонд справочных и библиографических пособий  по литературному краеведению;

- архив выполненных библиографических справок по литературному краеведению;

- тематические и библиографические папки «Литературные Ливны» и «Творчество наших читателей». 

Универсальная картотека «Наш город. Наша область»

- «Писатели и поэты Ливенского края»;

- «Их имена связаны с Ливенским краем»;

- «Поэзия»;

- «Литературная критика»;

- «Литературная жизнь района до 1917 года»;

- «Фольклор края. Сказители»;

- «Ливенский край в художественной литературе».

В работе по литературному краеведению, активно используются такие библиографические пособия как биобиблиографический  словарь «Писатели Орловского края», библиографические указатели «Тургенев и Орловский край», «Н.С. Лесков и Орловский край», «Бунин и Орловский край», «Празднично-обрядовая культура Орловского края», биобиблиографический словарь «Деятели книжной культуры Орловского края», биобиблиографический справочник «Орловские краеведы», Памятка читателю «Леонид Андреев», указатель литературы «Леонид Афонин» и другие.

Справочный фонд постоянно пополняется различными тематическими альбомами, папками-досье:

- «Ливны литературные»;

- «Поэтические Ливны»;

- «Писатели и Ливенский край»;

- «Пушкин и Орловский край»;

- Паустовский и  Ливенский край;

- Литературными  тропинками  отчего края»;

«День рождения поэта. Встреча с М. Беляевым»;

- «Поэты на войне и о войне»;

- Времена года поэтической строкой» и другие.

Выполнение отдельных краеведческих справок литературоведческого характера связано с просмотром большого количества источников (не только краеведческих). Запросы на одну и ту же тему нередко повторяются. Учитывая эти обстоятельства, в библиотеке считают целесообразным предусмотреть в составе краеведческого справочно-библиографического аппарата архив выполненных справок, отбирая в него именно справки сложные по выполнению и повторяющиеся в запросах читателей. Архив выполненных справок ведется, в том числе, и  в электронном варианте, создается база данных по литературному краеведению. Так, в папке «Краеведение» выделены тематические и персональные папки: 

- «Стихи местных поэтов»;

- «Ф.В. Ковалев»;

- «М. Беляев»;

- «С. Леонов»;

- «Ю. Воробьев»;

- «В. Лихачев»;

- «Паустовский и Ливны».

3.   Литературное краеведение непосредственно связанно с патриотическим, нравственным, эстетическим воспитанием и подчинено решению этих задач.

Основные направления литературного краеведения:

- Массовая работа (литературные вечера, вечера-встречи, вечера-портреты, конференции, устные журналы, литературные часы, часы поэзии, премьеры книг и т.д.).

- Информационно-библиографическая деятельность (сбор данных для досье, введение в компьютер полнотекстовых баз данных, выполнение справок, организация картотек по тематике).

- Издательская деятельность (выпуск библиографических пособий, буклетов, дайджестов, библиодайджестов, информационных списков, факт-листов и т.д.).

Создание при клубе «Интеллектуал»  блока «Родники»; Создание биобиблиографических пособий по творчеству ливенцев, в том числе и учащихся лицея;  исследования «Пушкин и  Ливны и  «Меня потомство будет знать» (Жизнь и судьба А. И. Клушина).  В рамках клуба прошли следующие мероприятия:  «Поэтические Ливны» вечер-встреча с О.М. Сафоновой «Дай испить мне твоей чистоты»; «Отсюда всё мое начало»; Вечер-встреча с  ливенским поэтом Г. Кобылкиным. В номинации «Человек и природа» он стал победителем Всероссийского литературного конкурса молодых авторов «Ступени-2». Вечер-портрет «С вами я навеки связан», посвященный 75-летию со дня рождения ливенского поэта  М. Беляева. Премьера книги-альбома «Ливны» о городе и районе и др.

Библиотечное литературное краеведение сегодня становится сферой деятельности, где через множественность форм, и, прежде всего, семантику зрелищно-игровых образов, происходит соединение «дней нынешних и дней минувших», срастание, накопление, перерабатывание в единое целое «высокой» и массовой, в том числе народной культуры. Литературное краеведение является  «духовным склеиванием своих собственных структур и связей», позволяющем человеку, особенно юному стать осознанным субъектом развития страны, участвовать в осуществлении ее национальной идеи, быть достойным гражданином и патриотом.  

 

Категория: 5. Здоровьесбережение и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. | Добавил: Zvyagina (17.12.2012)
Просмотров: 1766 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика