ТРИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ
Золотухина Л.Н. заместитель
директора по ВР,
МБОУ СОШ №6, г.Ливны,
Е-mail:
zolotu-lyubov@yandex.ru
Одним из приоритетных направлений проекта
«НАША НОВАЯ ШКОЛА» является сохранение здоровья школьников и воспитание
здорового образа жизни у детей и подростков.
Для систематической работы в этой области в школе выбраны три магистральных направления.
Направление
первое: «Духовное здоровье – главное
богатство человека».
Без сомнения, физическое здоровье без
нравственного здоровья – это слепая сила, которую направить можно в любое русло. Поэтому программа
«Духовно-нравственного и патриотического воспитания», с 2000 года является приоритетной
в воспитательной работе нашей школы. Сохранить человеческое достоинство,
душевную теплоту, воспринимать жизнь в ее красоте и гармонии, относиться к
окружающему миру с любовью и заботой, преумножить культурно-исторического и
православное наследия, воспитать гражданское самосознание и гордость за свою
Родину, вот основные задачи, которые решает это программа.
Основные направления деятельности
программы является проведение акций: «Милосердия», «Добрых дел, «Помоги
природе», «Родничок», «Земля наш общий дом»; общешкольных творческих дел и
праздников, посвященных Рождеству, Пасхе, Дню защитников отечества, Дню музея, Дню
учителя, Дню семьи, Дню Победы.
В воспитание патриота, духовно здорового юного гражданина огромную
роль играет Музей истории школы, на базе которого проходят многие мероприятия: встречи
со знаменитыми земляками, выпускниками школы, торжественное вручение паспортов,
организация тематических выставок, обширная
поисковая работа.
Направление
второе: «Предупредить – легче, чем
лечить».
Для систематической работы по профилактике
вредных привычек в рамках общей воспитательной системы в школе
разработаны: план работы по
предупреждению правонарушений и преступлений, профилактике табококурения и
алкоголизма, токсикомании и наркомании среди учащихся, программа «Навыки сопротивления
распространению школьной наркомании»; «Навыки жизни» – профилактическая
программа ранней химической зависимости.
На первом этапе профилактической работы важная роль в
профилактике табакокурения, алкоголизма
и наркомании среди подростков отводится социально- психологической службе, классным
руководителям и учителям. Выявление и
работа с неблагополучными семьями. Выявление склонности ребенка к различным вредным привычкам, формирование комплекса мер в отношении
каждого отдельного подростка и его семьи по профилактике вредных привычек и
пропаганде здорового образа жизни,
включение его в общественную жизнь.
Традицией стало создание социального
паспорта школы, выявление и индивидуальная работа социально-психологической службы
школы с подростками и родителями,
злоупотребляющими спиртными напитками.
В школе проводится активная просветительская работа:
беседы, дискуссии, «круглые столы», тренинговые занятия с участием нарколога, эпидемиолога,
детского врача родителей, психолога и
учащихся школы.
Второй этап профилактической работы – формирование
личности и осознание ребенком ценности собственного здоровья. Задача педагога и
родителя на этом этапе должны помочь ребенку укрепить свою самооценку; научить
его переживать конфликты и справляться с ними, не прибегая к средствам зависимости.
Дети обретают навыки выражать и отстаивать свое мнение, осознавать собственные
потребности, способности, достоинства. Иначе говоря, формируется
индивидуальность с позитивными ценностными установками.
На этом этапе профилактической деятельности происходит
вовлечение подростка в общешкольные коллективные дела, спортивные секции и
кружки.
На третьем этапе по профилактике вредных привычек большое
внимание уделяется подготовке и обучению
молодежных лидеров. Учащихся, которые ведут активный здоровый образ жизни,
должны стать положительным примером для подростков «группы риска».
В школе действует детская организация «Ровесник». На
заседаниях Совета старшеклассников рассматриваются вопросы, касающиеся
профилактики вредных привычек и
нарушений школьной дисциплины, проводятся декады борьбы с вредными привычками; акции «Нет Спиду и
наркотикам!», «Будущее без наркотиков»; общешкольный конкурс агитбригад и театрализованных
представлений «Мы за здоровый образ жизни»; анкетирование об отношении к
наркотикам, алкоголизму, табакокурению «Предрасположен ли ты к наркотикам», «Пять
причин курить, и пять причин не курить»; конкурс творческих работ «Здоровье в наших руках», в
нем представлены художественные работы,
плакаты, фото, предметы прикладного творчества.
Направление третье «Я и моя безопасность».
Третье направление в работе по сохранению здоровья
наших учащихся это работа по общешкольному проекту «Я и моя безопасность»,
которая касается профилактики несчастных случаев на дороге, при пожаре, в воде.
Цель этого проекта – профилактика несчастных случаев и
обучение детей действовать в критических
ситуациях, помочь избежать несчастных случаев
Основные направления деятельности: создание детских организаций ЮИД; Юный пожарный,
Юный спасатель; инструктажи; беседы; учебные тревоги.
Все это позволяет
наладить доверительные отношения между детьми, семьей и школой. И совместными
усилиями пропагандировать здоровый образ
жизни, а в конечном итоге воспитывать личность духовно и физически здоровую.
|