Среда, 15.05.2024, 07:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обучение и воспитание » 5. Здоровьесбережение и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.

Проблемы применения здоровьесберегающих технологий

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

С.Б. Богданова, В.Н.Быкова,

ФСПО, ТИ Госуниверситет-УНПК, г.Орел

 

Современное образование столкнулось со сложнейшей проблемой – не просто обучить подрастающее поколение, но и сохранить у него устойчивое здоровье. Оказалось, что готовность к интеллектуальным нагрузкам связана не только с умением читать и писать, но и с уровнем здоровья ребенка. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.

Сохранение здоровья несовершеннолетнего студента начинается, прежде всего, с организации учебно-воспитательного процесса. То есть в первую очередь эта забота ложится на администрацию учебного заведения.

Основными факторами, негативно воздействующими на здоровье обучающихся со стороны учебного процесса являются:

-        перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса, т.е. необходимость в ограниченное время изучить, усвоить, запомнить значительный объем информации из разных областей знаний, что превышает возможности детского организма, если не вводить его в состояние психофизиологического перенапряжения (особенно это касается студентов 1 курса, когда им необходимо изучить сразу программу 10-11 классов);

-        несовершенство учебных программ и технологий;

-        неоптимально составленное расписание занятий, постоянно усиливающее утомление студентов к концу рабочего дня, рабочей недели;

-        переполненность групп студентами (более 20 человек) и как следствие этого невозможность индивидуализировать интенсивность и качественные характеристики учебной нагрузки обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей, способностей, возможностей, состояния здоровья;

-        использование преимущественно обучающих технологий в ущерб воспитательным;

-        недостаточная психологическая культура учебно-воспитательного процесса;

-        несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;

-        воздействие шума, посторонних звуков, хронически мешающих проведению урока, отвлекающих студентов, вызывающих, при длительном воздействии, снижение порога наступления состояния утомления (например, жужжание ламп дневного света; шум машин за окном; шум из мастерских от работающих станков, если аудитория находится рядом), недостаток освещения (слабое, тусклое, неравномерное);

-        недостаточная продолжительность перемен, во время которых не происходит полноценного восстановления работоспособности студентов; обучение во вторую смену;

-        недостаток двигательной активности обучающихся;

-        неправильное питание студентов;

-        низкий уровень культуры здоровья студентов, их неграмотность в вопросах здоровья.

Кроме того существуют педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье обучающихся. К ним относятся:

-        несоответствие технологий обучения возрастным особенностям обучающихся;

-        профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей;

-        авторитарный стиль преподавания;

-        недостаточная компетентность преподавателей в вопросах здоровья, физиологического развития организма, здоровьесберегающих технологий;

-        недостаточное развитие у преподавателей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.);

-        неблагополучное состояние здоровья самих преподавателей.

Исходя из этих факторов, можно сделать вывод, что необходимо развивать здоровьесберегающую компетентность преподавателей. Здоровьесберегающая компетентность - интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к здоровьесберегающей деятельности в образовательной среде, основанной на интеграции знаний и опыта.

Существует устойчивая взаимосвязь между отношением преподавателя к своему здоровью, его потребностью в ведении здорового образа жизни, уровнем грамотности в вопросах восстановления всех аспектов здоровья и оказанием соответствующего воспитательного воздействия на студентов. Чем ниже уровень грамотности преподавателя в этих вопросах, тем менее он сам мотивирован к ведению здорового образа жизни, тем меньше рассматриваемые вопросы представлены в его воздействии на обучающихся.

О сформированности здоровьесберегающей компетентности можно говорить тогда, когда преподаватель не только владеет знаниями о здоровье, здоровом образе жизни, здоровьесберегающих технологиях, осознает ценность здоровья, мотивирован к здоровьесберегающей деятельности, но и реализует знания и умения  на практике.

Из модели здоровьесберегающей компетентности видно, что большое значение в деятельности преподавателя играет использование здоровьесберегающих образовательных технологий. Практически любая педагогическая технология может обладать тем или иным здоровьесберегающим потенциалом, если она грамотно реализуется и подходит для данной педагогической ситуации.


Рисунок 1. Модель здоровьесберегающей компетентности

 

Не смотря на это, существует ряд требований к занятию с точки зрения сохранения здоровья обучающихся:

1.      обстановка и гигиенические условия в аудитории должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей);

2.      норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 (опрос обучающихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач);

3.      средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут;

4.      количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех, чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут;

5.      для учебного занятия следует выбирать методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся;

6.      на занятии должна присутствовать смена поз обучающихся, которые соответствовали бы видам работы;

7.      должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз;

8.      в занятие следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни;

9.      наличие мотивации учебной деятельности (Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу);

10. эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.

Если говорить о системе внедрения здоровьесберегающих технологий в целом, то необходимо формировать уровень грамотности студентов и преподавателей, особенно преподавателей, не имеющих педагогического образования. Для этого надо организовать факультативные курс, например под названием «А как не надо», на которых систематически прививать навыки здорового образа жизни, поведения на рабочем и учебном месте, особенности психической деятельности студента и преподавателя, связанной с совместной работой. Рекомендуется проводить тренинг на восстановление нормального состояния здоровья после напряженной учебной и рабочей деятельности студентов и преподавателей.

Для организации таких курсов необходимо привлечь преподавателей физкультуры и психологи, а также медицинского работника. Преподаватели физкультуры совместно с медиком могут разработать определенные упражнения, способствующие расслаблению определенных групп мышц глаз, рук, спины, шеи и так далее. Психологи могут оказать помощь в подборе методов и технологий обучения в зависимости от возрастных особенностей студентов.

Например, технология психологического сопровождения учебной группы предполагает активное участие психологов в образовательном процессе. Считается, что психогенные нарушения здоровья являются наиболее распространёнными среди обучающихся, и служат основой развития большого числа различных заболеваний. Преподавателям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, так как исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для его педагогического творчества.

Таким образом, отсутствие какой-либо профилактической работы по внедрению здоровьесберегающих технологий, приводит к проблемам с учебной деятельностью, освоением и усвоением знаний студентами.

 

Литература

1.     Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы [Текст] / Н. К. Смирнов. – М. : АРКТИ. – 2003. – 272 с.

2.     Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004

3.     Стяжкина В. А., Развитие здоровьесберегающей компетентности педагога, электронный ресурс

http://www.ipkpro.ruwww.ipkpro.ru/library/method/tradnov/2012/2/Styazhkina%20V.A.doc

4.     Культура здоровьесбережения в инновационном пространстве новой школы, Материалы Международной научно-практической конференции, Электронный ресурс,  http://rebenokzdorov.3dn.ru/_ld/0/4___2012.pdf

Категория: 5. Здоровьесбережение и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. | Добавил: Zvyagina (17.12.2012)
Просмотров: 9023 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика