ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
С.Б.
Богданова, В.Н.Быкова,
ФСПО,
ТИ Госуниверситет-УНПК, г.Орел
Современное образование столкнулось со сложнейшей
проблемой – не просто обучить подрастающее поколение, но и сохранить у него
устойчивое здоровье. Оказалось, что готовность к интеллектуальным нагрузкам
связана не только с умением читать и писать, но и с уровнем здоровья ребенка. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического
развития детского организма.
Сохранение здоровья несовершеннолетнего студента
начинается, прежде всего, с организации учебно-воспитательного процесса. То
есть в первую очередь эта забота ложится на администрацию учебного заведения.
Основными факторами,
негативно воздействующими на здоровье обучающихся со стороны учебного процесса
являются:
-
перегрузка
учебных программ, интенсификация учебного процесса, т.е. необходимость в
ограниченное время изучить, усвоить, запомнить значительный объем информации из
разных областей знаний, что превышает возможности детского организма, если не
вводить его в состояние психофизиологического перенапряжения (особенно это
касается студентов 1 курса, когда им необходимо изучить сразу программу 10-11
классов);
-
несовершенство
учебных программ и технологий;
-
неоптимально
составленное расписание занятий, постоянно усиливающее утомление студентов к
концу рабочего дня, рабочей недели;
-
переполненность
групп студентами (более 20 человек) и как следствие этого невозможность
индивидуализировать интенсивность и качественные характеристики учебной
нагрузки обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей, способностей,
возможностей, состояния здоровья;
-
использование
преимущественно обучающих технологий в ущерб воспитательным;
-
недостаточная
психологическая культура учебно-воспитательного процесса;
-
несоблюдение
гигиенических требований в организации образовательного процесса;
-
воздействие шума,
посторонних звуков, хронически мешающих проведению урока, отвлекающих
студентов, вызывающих, при длительном воздействии, снижение порога наступления
состояния утомления (например, жужжание ламп дневного света; шум машин за
окном; шум из мастерских от работающих станков, если аудитория находится
рядом), недостаток освещения (слабое, тусклое, неравномерное);
-
недостаточная
продолжительность перемен, во время которых не происходит полноценного
восстановления работоспособности студентов; обучение во вторую смену;
-
недостаток
двигательной активности обучающихся;
-
неправильное
питание студентов;
-
низкий уровень
культуры здоровья студентов, их неграмотность в вопросах здоровья.
Кроме
того существуют педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие
на здоровье обучающихся. К ним относятся:
-
несоответствие
технологий обучения возрастным особенностям обучающихся;
-
профессиональные
ошибки и низкий уровень компетенции учителей;
-
авторитарный
стиль преподавания;
-
недостаточная
компетентность преподавателей в вопросах здоровья, физиологического развития
организма, здоровьесберегающих технологий;
-
недостаточное
развитие у преподавателей личностных качеств, необходимых для реализации
здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства
юмора и др.);
-
неблагополучное
состояние здоровья самих преподавателей.
Исходя из этих факторов, можно сделать вывод, что
необходимо развивать здоровьесберегающую компетентность преподавателей.
Здоровьесберегающая компетентность - интегральное качество личности,
проявляющееся в общей способности и готовности к здоровьесберегающей
деятельности в образовательной среде, основанной на интеграции знаний и опыта.
Существует устойчивая взаимосвязь между отношением
преподавателя к своему здоровью, его потребностью в ведении здорового образа
жизни, уровнем грамотности в вопросах восстановления всех аспектов здоровья и
оказанием соответствующего воспитательного воздействия на студентов. Чем ниже
уровень грамотности преподавателя в этих вопросах, тем менее он сам мотивирован
к ведению здорового образа жизни, тем меньше рассматриваемые вопросы
представлены в его воздействии на обучающихся.
О сформированности здоровьесберегающей компетентности
можно говорить тогда, когда преподаватель не только владеет знаниями о
здоровье, здоровом образе жизни, здоровьесберегающих технологиях, осознает
ценность здоровья, мотивирован к здоровьесберегающей деятельности, но и
реализует знания и умения на практике.
Из модели здоровьесберегающей компетентности видно,
что большое значение в деятельности преподавателя играет использование
здоровьесберегающих образовательных технологий. Практически
любая педагогическая технология может обладать тем или иным здоровьесберегающим
потенциалом, если она грамотно реализуется и подходит для данной педагогической
ситуации.
Рисунок
1. Модель здоровьесберегающей компетентности
Не смотря на это, существует ряд требований к занятию с точки зрения сохранения
здоровья обучающихся:
1. обстановка и гигиенические
условия в аудитории должны соответствовать норме (температура и свежесть
воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных,
неприятных звуковых раздражителей);
2. норма видов учебной
деятельности на уровне 4-7 (опрос обучающихся, письмо, чтение, слушание,
рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров
и задач);
3. средняя продолжительность и
частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут;
4. количество видов
преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не
менее трех, чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут;
5. для учебного занятия следует
выбирать методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого
самовыражения самих обучающихся;
6. на занятии должна
присутствовать смена поз обучающихся, которые соответствовали бы видам работы;
7. должны присутствовать
оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная
гимнастика, гимнастика для глаз;
8. в занятие следует включать
вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни;
9. наличие мотивации учебной
деятельности (Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный
метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от
активности, интерес к изучаемому материалу);
10. эмоциональные разрядки:
шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.
Если говорить о системе внедрения здоровьесберегающих
технологий в целом, то необходимо формировать уровень грамотности студентов и
преподавателей, особенно преподавателей, не имеющих педагогического
образования. Для этого надо организовать факультативные курс, например под
названием «А как не надо», на которых систематически прививать навыки здорового
образа жизни, поведения на рабочем и учебном месте, особенности психической деятельности
студента и преподавателя, связанной с совместной работой. Рекомендуется
проводить тренинг на восстановление нормального состояния здоровья после
напряженной учебной и рабочей деятельности студентов и преподавателей.
Для организации таких курсов необходимо привлечь
преподавателей физкультуры и психологи, а также медицинского работника.
Преподаватели физкультуры совместно с медиком могут разработать определенные
упражнения, способствующие расслаблению определенных групп мышц глаз, рук, спины,
шеи и так далее. Психологи могут оказать помощь в подборе методов и технологий
обучения в зависимости от возрастных особенностей студентов.
Например, технология психологического
сопровождения учебной группы предполагает активное участие
психологов в образовательном процессе. Считается, что психогенные нарушения
здоровья являются наиболее распространёнными среди обучающихся, и служат
основой развития большого числа различных заболеваний. Преподавателям,
освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, так как
исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для его педагогического
творчества.
Таким образом, отсутствие какой-либо профилактической
работы по внедрению здоровьесберегающих технологий, приводит к проблемам с
учебной деятельностью, освоением и усвоением знаний студентами.
Литература
1. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии в работе
учителя и школы [Текст] / Н. К. Смирнов. – М. : АРКТИ. – 2003. – 272 с.
2. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. – М.:
Московский психолого-социальный институт, 2004
3. Стяжкина В. А., Развитие здоровьесберегающей
компетентности педагога, электронный ресурс
http://www.ipkpro.ruwww.ipkpro.ru/library/method/tradnov/2012/2/Styazhkina%20V.A.doc
4. Культура здоровьесбережения
в инновационном пространстве новой школы, Материалы Международной
научно-практической конференции, Электронный ресурс, http://rebenokzdorov.3dn.ru/_ld/0/4___2012.pdf
|