Среда, 15.05.2024, 11:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обучение и воспитание » 5. Здоровьесбережение и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.

Формирование ценностного отношения к здоровью в физическом воспитании учащейся молодежи

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ

В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

 

С.Н. Буханцева, доцент, к.э.н., О.А. Чаплыгин доцент, к.э.н.

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г.Ливны,

Е-mail: 1tvp1@rambler.ru

 

Проблема укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных в современной России. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии здоровья детей и подростков и в настоящее время лишь 10-14 % выпускников школы могут считаться здоровыми. В связи с этим, проблема формирования здорового образа жизни, а на индивидуальном уровне – здорового стиля жизни, является одной из наиболее приоритетных в современной педагогике, поскольку связана с решением сразу двух  важнейших задач государственной политики в области образования: развития индивидуальности и формирования здоровой личности.

Целью здорового образа жизни как системы и ее системообразующим фактором является физическое и духовное здоровье человека. Основные компоненты этой системы: подсистема представлений (совокупность теоретических знаний различных аспектов здорового образа жизни, разработка и планирование концепции оздоровительной деятельности);  подсистема отношений (осознание здоровья в качестве одной из основных жизненных ценностей, потребность в его сохранении и укреплении, интерес к различным аспектам здоровья, целеполагание); подсистема стратегий и технологий (средства и способы расширения и углубления подсистемы представлений и реализации целей субъективных отношений личности).

В структуре единой системы здорового образа жизни ведущая роль принадлежит подсистеме отношений, выражающей ценностно-мотивационный компонент, определяющей уровни развития других подсистем и эффективность здорового образа жизни в целом.

Ценностное отношение – сознательная избирательная связь человека со значимыми для него объектами и явлениями, выражающая активную избирательную позицию личности, определяющую индивидуальный характер деятельности и отдельных поступков. Отношения формируются и развиваются в процессе накопления и интеграции всего жизненного опыта личности.

К наиболее значимым параметрам отношения, предполагающим его качественную и количественную оценку, относятся: модальность, отражающая положительный или отрицательный характер активных реакций человека; широта – совокупность объектов или сторон деятельности, к которым человек проявляет интерес; устойчивость, выражающая стабильность субъективного отношения во времени; осознанность, показывающая в какой степени человеком осознается потребность в конкретных объектах и явлениях; когерентность – отражающая согласованность параметров и компонентов конкретного отношения. Важнейшими параметрами являются доминантность, характеризующая место данного отношения в иерархии других отношений, и интенсивность, показывающая, с какой силой и в каких сферах проявляется отношение. В соответствии с основными сторонами психической деятельности выделяют компоненты интенсивности: перцептивно-аффективный, когнитивный, практический, поступочный. Высокая интенсивность отношения к здоровью при наличии хорошей когерентности свидетельствует о том, что отношение приобретает форму установки, т.е. готовности к здоровому образу жизни. Такое отношение и является реальным ценностным отношением к здоровью.

Именно формирование ценностного отношения к здоровью является одной из приоритетных задач в современной концепции физической культуры, основанной на принципах гуманистической педагогики и психологии. Согласно концепции основными элементами физической культуры являются культура здоровья, двигательная культура и культура телосложения, а в качестве основных показателей личностной физической культуры выступают: отношение человека к своему здоровью, своему телу как ценности; характер этого отношения; уровень знаний об организме, физическом состоянии, средствах и методах оздоровления, средства, используемые для поддержания здоровья и умения по их применению, стремление оказать помощь другим людям в деятельности по оздоровлению и физическому совершенствованию.

Совершенствование организации физического воспитания должно базироваться на учете  индивидуальных морфофункциональных и психологических особенностей человека, на обязательном соответствии содержания физической активности возрастным особенностям  и закономерностям преобразования его физического и духовного потенциала, при этом предусматривается определенная свобода выбора форм, средств и методов физкультурных занятий с целью физического совершенствования и укрепления здоровья.

Формирование ценностного отношения к здоровью происходит только в личностно ориентированном педагогическом процессе и определяется наличием трех основных факторов: ценностно-ориентационным пространством, которое достигается путем интеграции всех форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учебном заведении; ценностно-ориентационной деятельностью, специфической особенностью которой является предоставление максимально возможной свободы выбора форм, средств и степени участия, индивидуализация педагогического процесса на основе получения и учета информации о состоянии здоровья, уровне физической подготовленности, особенностях отношения к здоровью и к физической культуре и спорту; рефлексией, т.е. процессами самопознания субъектом внутренних психических состояний и эмоциональных реакций, осознания действующим субъектом того, как он воспринимается и оценивается другими участниками значимой совместной деятельности.

Организуемая таким образом ценностно-ориентационная деятельность должна включать следующие компоненты: когнитивный (формирование научных знаний о человеке, средствах и методах укрепления здоровья, развитие рефлексивных способностей – самоанализа, самопознания, самооценки); ценностно-мотивационный, включающий эмоциональную составляющую (оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностей и идеалов, формирование личностных мотивов физкультурно-оздоровительной деятельности); деятельностно-практический (развитие способностей, освоение умений и навыков, позволяющих самостоятельно заботиться о сохранении и укреплении как своего здоровья, так и здоровья других людей, умения планировать свою деятельность); диагностический (диагностика уровней физической и функциональной подготовленности, оздоровительных умений и навыков, уровня и характера отношения к здоровью).

С позиции возможности реализации факторов формирования ценностного отношения к здоровью среди различных форм организации физического воспитания в учебных заведениях предпочтение следует отдать формам внеклассной физкультурно-оздоровительной или физкультурно-спортивной работы в силу их продолжительности по времени и меньшей регламентированности. Согласуясь по целям и содержанию с программно-нормативными документами, эти формы внеклассной работы или формы дополнительного образования в совокупности с уроками физической культуры образуют общее ценностно-ориентационное пространство и представляют собой интегративные модели  более глубокого освоения государственного стандарта с учетом личностных интересов и потребностей учащихся.

Первостепенность задач формирования ценностного отношения к здоровью обусловливает необходимость исследований по определению места здоровья в иерархии общечеловеческих ценностей, факторов влияющих на формирование ценностного отношения к здоровью и отношения к физической культуре и спорту, обобщение и анализ возрастных особенностей этих отношений, выявлению закономерностей их развития, определению педагогических условий их формирования, а также наиболее эффективных моделей организации педагогического процесса с использованием указанных проектов.

При низких уровнях развития отношения к здоровью решающая роль принадлежит  перцептивно-аффективному компоненту, по мере становления отношения ведущая роль переходит к практическому компоненту, высокий уровень отношения к здоровью обеспечивается развитием в первую очередь когнитивного, практического и поступочного компонентов, что выражается в поступках и деятельности. По мере развития возрастает роль сознательной регуляции и собственной активности личности. Поскольку развитие эмоционального компонента обеспечивается за счет восприятия, то человек может выступать в роли пассивного созерцателя. Развитие когнитивного и практического, а тем более поступочного компонента связано с сознательной активностью при поиске и переработке информации, формировании мотивов деятельности и ее осуществлении. Можно сделать вывод, что эмоционально-эстетическому типу отношения к здоровью свойственна слабая побудительная активность, она актуализируется внешними мотиваторами только в каких-то конкретных ситуациях.

Отличительной чертой практического, познавательного и этического типов отношения к здоровью является наличие побудительной активности, проявляющейся в деятельности. И в зависимости от личностных потребностей и интересов она может проявляться преимущественно в практической сфере или на более высоком уровне еще и в познавательной сфере, а также в организации и привлечении к оздоровительной деятельности окружающих. Мотивы такой деятельности ценностно-смысловые, долгосрочные, часто переходящие в установку на здравосозидание. Тогда стратегической целью педагогических воздействий будет  являться развитие отношения к здоровью в направлении от эмоционально-эстетического к практическому и далее к познавательно-этическому типу, характеризующимся более высокой побудительной активностью.

Педагогическими условиями формирования ценностного отношения к здоровью в физическом воспитании учащейся молодежи являются: создание ценностно-ориентационного пространства здорового образа жизни; интеграция форм основной учебной деятельности и дополнительного образования; направленность физического воспитания на формирование потребности в здоровье и мотивов здорового образа жизни; расширение содержания физического воспитания за счет валеологических знаний, умений и навыков; учет возрастных и гендерных различий, а также общих закономерностей развития отношения к здоровью при организации педагогического процесса; комплектование учебных групп с учетом интересов учащихся к определенному виду спорта и в сфере здорового образа жизни; организация личностно-ориен­тированного физического воспитания с учетом характеристик личностного отношения к здоровью и физической культуре и спорту; стимулирование оздоровительной активности; осуществление деятельности по самооценке и планированию индивидуальной оздоровительной активности; организация игрового моделирования образцов здорового образа жизни; единство и взаимосвязь развития всех компонентов ценностного отношения к здоровью.

 

Литература

1. Пашин, А.А. Формирование ценностного отношения к здоровью в физическом воспитании школьников: монография / А.А. Пашин. – Пенза: ПГПУ, 2011. – 228 с.

2. Пашин, А.А. Структурно-динамические и типологические характеристики субъективного отношения к физической культуре и спорту / А.А. Пашин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. – 2010. – №4. – С. 161-169.

 

Категория: 5. Здоровьесбережение и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. | Добавил: Zvyagina (17.12.2012)
Просмотров: 4081 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика