ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО
ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ
В ФИЗИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
С.Н. Буханцева, доцент,
к.э.н., О.А. Чаплыгин доцент, к.э.н.
Ливенский филиал
Госуниверситета – УНПК, г.Ливны,
Е-mail: 1tvp1@rambler.ru
Проблема укрепления здоровья подрастающего
поколения является одной из наиболее актуальных в современной России.
Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о
неудовлетворительном состоянии здоровья детей и подростков и в настоящее время
лишь 10-14 % выпускников школы могут считаться здоровыми. В связи с этим,
проблема формирования здорового образа жизни, а на индивидуальном уровне –
здорового стиля жизни, является одной из наиболее приоритетных в современной
педагогике, поскольку связана с решением сразу двух важнейших задач государственной политики в
области образования: развития индивидуальности и формирования здоровой
личности.
Целью здорового образа жизни как системы и
ее системообразующим фактором является физическое и духовное здоровье человека.
Основные компоненты этой системы: подсистема представлений (совокупность
теоретических знаний различных аспектов здорового образа жизни, разработка и
планирование концепции оздоровительной деятельности); подсистема отношений (осознание здоровья в
качестве одной из основных жизненных ценностей, потребность в его сохранении и
укреплении, интерес к различным аспектам здоровья, целеполагание); подсистема
стратегий и технологий (средства и способы расширения и углубления подсистемы
представлений и реализации целей субъективных отношений личности).
В структуре единой системы здорового
образа жизни ведущая роль принадлежит подсистеме отношений, выражающей
ценностно-мотивационный компонент, определяющей уровни развития других
подсистем и эффективность здорового образа жизни в целом.
Ценностное отношение – сознательная
избирательная связь человека со значимыми для него объектами и явлениями,
выражающая активную избирательную позицию личности, определяющую индивидуальный
характер деятельности и отдельных поступков. Отношения формируются и
развиваются в процессе накопления и интеграции всего жизненного опыта личности.
К наиболее значимым параметрам отношения,
предполагающим его качественную и количественную оценку, относятся:
модальность, отражающая положительный или отрицательный характер активных
реакций человека; широта – совокупность объектов или сторон деятельности, к
которым человек проявляет интерес; устойчивость, выражающая стабильность
субъективного отношения во времени; осознанность, показывающая в какой степени
человеком осознается потребность в конкретных объектах и явлениях;
когерентность – отражающая согласованность параметров и компонентов конкретного
отношения. Важнейшими параметрами являются доминантность, характеризующая место
данного отношения в иерархии других отношений, и интенсивность, показывающая, с
какой силой и в каких сферах проявляется отношение. В соответствии с основными
сторонами психической деятельности выделяют компоненты интенсивности:
перцептивно-аффективный, когнитивный, практический, поступочный. Высокая
интенсивность отношения к здоровью при наличии хорошей когерентности
свидетельствует о том, что отношение приобретает форму установки, т.е.
готовности к здоровому образу жизни. Такое отношение и является реальным ценностным
отношением к здоровью.
Именно формирование ценностного отношения
к здоровью является одной из приоритетных задач в современной концепции
физической культуры, основанной на принципах гуманистической педагогики и
психологии. Согласно концепции основными элементами физической культуры
являются культура здоровья, двигательная культура и культура телосложения, а в
качестве основных показателей личностной физической культуры выступают:
отношение человека к своему здоровью, своему телу как ценности; характер этого
отношения; уровень знаний об организме, физическом состоянии, средствах и
методах оздоровления, средства, используемые для поддержания здоровья и умения
по их применению, стремление оказать помощь другим людям в деятельности по
оздоровлению и физическому совершенствованию.
Совершенствование организации физического
воспитания должно базироваться на учете
индивидуальных морфофункциональных и психологических особенностей человека,
на обязательном соответствии содержания физической активности возрастным
особенностям и закономерностям
преобразования его физического и духовного потенциала, при этом
предусматривается определенная свобода выбора форм, средств и методов физкультурных
занятий с целью физического совершенствования и укрепления здоровья.
Формирование ценностного отношения к
здоровью происходит только в личностно ориентированном педагогическом процессе
и определяется наличием трех основных факторов: ценностно-ориентационным
пространством, которое достигается путем интеграции всех форм физкультурно-оздоровительной
и спортивной работы в учебном заведении; ценностно-ориентационной
деятельностью, специфической особенностью которой является предоставление
максимально возможной свободы выбора форм, средств и степени участия,
индивидуализация педагогического процесса на основе получения и учета
информации о состоянии здоровья, уровне физической подготовленности,
особенностях отношения к здоровью и к физической культуре и спорту; рефлексией,
т.е. процессами самопознания субъектом внутренних психических состояний и
эмоциональных реакций, осознания действующим субъектом того, как он
воспринимается и оценивается другими участниками значимой совместной деятельности.
Организуемая таким образом
ценностно-ориентационная деятельность должна включать следующие компоненты:
когнитивный (формирование научных знаний о человеке, средствах и методах
укрепления здоровья, развитие рефлексивных способностей – самоанализа,
самопознания, самооценки); ценностно-мотивационный, включающий эмоциональную
составляющую (оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностей и
идеалов, формирование личностных мотивов физкультурно-оздоровительной
деятельности); деятельностно-практический (развитие способностей, освоение
умений и навыков, позволяющих самостоятельно заботиться о сохранении и
укреплении как своего здоровья, так и здоровья других людей, умения планировать
свою деятельность); диагностический (диагностика уровней физической и
функциональной подготовленности, оздоровительных умений и навыков, уровня и характера
отношения к здоровью).
С позиции возможности реализации факторов
формирования ценностного отношения к здоровью среди различных форм организации
физического воспитания в учебных заведениях предпочтение следует отдать формам
внеклассной физкультурно-оздоровительной или физкультурно-спортивной работы в
силу их продолжительности по времени и меньшей регламентированности. Согласуясь
по целям и содержанию с программно-нормативными документами, эти формы
внеклассной работы или формы дополнительного образования в совокупности с
уроками физической культуры образуют общее ценностно-ориентационное
пространство и представляют собой интегративные модели более глубокого освоения государственного стандарта
с учетом личностных интересов и потребностей учащихся.
Первостепенность задач формирования
ценностного отношения к здоровью обусловливает необходимость исследований по
определению места здоровья в иерархии общечеловеческих ценностей, факторов
влияющих на формирование ценностного отношения к здоровью и отношения к
физической культуре и спорту, обобщение и анализ возрастных особенностей этих
отношений, выявлению закономерностей их развития, определению педагогических
условий их формирования, а также наиболее эффективных моделей организации
педагогического процесса с использованием указанных проектов.
При низких уровнях развития отношения к
здоровью решающая роль принадлежит
перцептивно-аффективному компоненту, по мере становления отношения ведущая
роль переходит к практическому компоненту, высокий уровень отношения к здоровью
обеспечивается развитием в первую очередь когнитивного, практического и
поступочного компонентов, что выражается в поступках и деятельности. По мере развития
возрастает роль сознательной регуляции и собственной активности личности.
Поскольку развитие эмоционального компонента обеспечивается за счет восприятия,
то человек может выступать в роли пассивного созерцателя. Развитие когнитивного
и практического, а тем более поступочного компонента связано с сознательной
активностью при поиске и переработке информации, формировании мотивов
деятельности и ее осуществлении. Можно сделать вывод, что
эмоционально-эстетическому типу отношения к здоровью свойственна слабая
побудительная активность, она актуализируется внешними мотиваторами только в
каких-то конкретных ситуациях.
Отличительной чертой практического,
познавательного и этического типов отношения к здоровью является наличие
побудительной активности, проявляющейся в деятельности. И в зависимости от
личностных потребностей и интересов она может проявляться преимущественно в
практической сфере или на более высоком уровне еще и в познавательной сфере, а
также в организации и привлечении к оздоровительной деятельности окружающих.
Мотивы такой деятельности ценностно-смысловые, долгосрочные, часто переходящие
в установку на здравосозидание. Тогда стратегической целью педагогических
воздействий будет являться развитие
отношения к здоровью в направлении от эмоционально-эстетического к
практическому и далее к познавательно-этическому типу, характеризующимся более
высокой побудительной активностью.
Педагогическими условиями формирования
ценностного отношения к здоровью в физическом воспитании учащейся молодежи
являются: создание ценностно-ориентационного пространства здорового образа
жизни; интеграция форм основной учебной деятельности и дополнительного
образования; направленность физического воспитания на формирование потребности
в здоровье и мотивов здорового образа жизни; расширение содержания физического
воспитания за счет валеологических знаний, умений и навыков; учет возрастных и
гендерных различий, а также общих закономерностей развития отношения к здоровью
при организации педагогического процесса; комплектование учебных групп с учетом
интересов учащихся к определенному виду спорта и в сфере здорового образа
жизни; организация личностно-ориентированного физического воспитания с учетом
характеристик личностного отношения к здоровью и физической культуре и спорту;
стимулирование оздоровительной активности; осуществление деятельности по самооценке
и планированию индивидуальной оздоровительной активности; организация игрового
моделирования образцов здорового образа жизни; единство и взаимосвязь развития
всех компонентов ценностного отношения к здоровью.
Литература
1. Пашин, А.А. Формирование ценностного
отношения к здоровью в физическом воспитании школьников: монография / А.А.
Пашин. – Пенза: ПГПУ, 2011. – 228 с.
2. Пашин, А.А. Структурно-динамические и
типологические характеристики субъективного отношения к физической культуре и
спорту / А.А. Пашин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. –
2010. – №4. – С. 161-169.
|