БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
М.С. Субботина, преподаватель
кафедры ПГС,
Мценский филиал ФГБОУ ВПО
«Госуниверситет-УНПК»,
Е-mail:
subbotina-marina90@yandex.ru
Одной из важных проблем
в современном обществе является малая способность многих выпускников вузов и
сузов быстро адаптироваться в условиях рыночной экономики. Эту проблему еще
больше усугубляет низкий уровень психического состояния и физического развития
выпускников вузов. Образовательный процесс характеризуется стремлением к
усовершенствованию учебных занятий, творческому поиску и внедрению авторских
программ и новых педагогических технологий и моделей, однако, можно отметить отсутствие
контроля и учета изменений в состоянии здоровья студентов. Это еще одна важная
проблема, связанная с ухудшением здоровья студентов, вызвана информационной
перегрузкой и неблагоприятным воздействием гиподинамии из-за недостатка
времени, а в большинстве случаев, из-за нежелания найти время на занятия физическими
упражнениями и спортом.
Образовательное
учреждение, должно выступать инициатором и организатором целенаправленной и эффективной работы по сохранению, реабилитации и
укреплению здоровья студентов и преподавателей.
Вне сомнения,
результативность такой работы
возможна лишь при условии тесного контакта педагогических и
медицинских работников, семьи и
наличии глубоко продуманной
программы по укреплению
здоровья студентов и преподавателей.
Понятие здоровьесберегающей деятельности образовательного
учреждения включает в себя формы и
методы нравственно-гигиенического воспитания, условия выполнения правил и
требований психогигиены, организацию
рационального питания и личной гигиены, активного двигательного режима и систематических
занятий физической культурой, продуманную организацию досуга. Для более
углубленного изучения психического
здоровья и своевременной его коррекции проводятся диагностические срезы эмоционально-чувственной сферы как
обучающихся так и взрослых.
Важнейшим
фактором развития психического здоровья является создание благоприятного
психологического климата и взаимоотношений преподавателей со студентами, с
родителями, родителей с преподавателями.
Эффективное
использование здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении,
совершенствование системы физического воспитания на основе реализации
индивидуального подхода к обучающимся,
формирование у студентов положительной мотивации к здоровому образу
жизни; реализация мероприятий, сохранения и укрепления индивидуального
здоровья, увеличение творческого
долголетия, повышение работоспособности
преподавателей и сотрудников.
Чтобы обеспечить
результативность работы по здоровьесбережению важно создать условия:
-вовлечь
обучающихся и преподавателей в систематические занятия физической культурой;
-создать благоприятные
для физического и
психического здоровья условия
обучения, труда, отдыха, студентов, преподавателей и сотрудников
образовательного учреждения;
-привлечь студенческий
актив в качестве
организаторов работы по противодействию злоупотребления
психоактивных веществ и популяризации здорового образа жизни;
-развивать просветительскую деятельность в сфере сохранения и укрепления здоровья
студентов и преподавателей;
-изучить и
внедрить в практику
современные механизмы формирования осознанного
и ответственного отношения
субъектов образовательного пространства к здоровью, потребности в
здоровом образе жизни и др.;
-организовать комплексный
мониторинг показателей состояния здоровья обучающихся
и преподавателей, гигиенический
мониторинг организации воспитательно-образовательного процесса;
-разработать и
внедрить в воспитательно-образовательный процесс инновационные оздоровительные и
образовательные технологии,
ориентирующие студентов, преподавателей и
сотрудников на самосохранительное поведение,
духовное и физическое
самосовершенствование;
-развивать в учебном
заведении традиции массовой
физкультурно-оздоровительной
и спортивной работы
с учетом потребностей
и состояния здоровья всех участников образовательного пространства;
-организовать
активный досуг участников образовательного процесса;
-разработать и
внедрить в воспитательно-образовательный процесс механизмов воспитания
осознанного и ответственного отношения
к здоровью,
личностно-значимой мотивации к
здоровьесберегающей деятельности др.
Для
реализации условий необходимо принять меры:
1. Развитие материальной базы по физическому
воспитанию и спорту студента. К примеру, в подчинении нашего учебного заведения
находится огромный ледовый дворец, в котором студенты и преподаватели занимаются
многими видами спорта.
2. Организация
мониторинга состояния здоровья
обучающихся и преподавателей.
3. Обеспечение
ежегодной диспансеризации обучающихся, преподавателей и сотрудников
учебного заведения.
4. Обеспечение проведения в установленные сроки
профилактических прививок и массовой вакцинации студентов, преподавателей и
сотрудников. 5. Обеспечение работы
медицинского пункта по оказанию первичной медицинской помощи,
проведению манипуляционных процедур
по назначению врача обучающимся и преподавателям.
6. Обучение каждого студента правилам санитарии
гигиены для чего разработать и прочитать
лекции по основам
медицинских знаний; осуществить
просветительскую работу в области валеологической культуры. 7. Увеличение
количества спортивных секций
для удовлетворения потребности обучающихся,
преподавателей и сотрудников
в спортивно-оздоровительных
занятиях.
8. Разработка
мер по расширению
охвата обучающихся горячим питанием, ежегодное обеспечение
полного освоения средств, выделяемых на эти цели.
9.
Обеспечение строгого контроля за обучением учащихся и студентов и соблюдением
ими правил безопасности при проведении учебных занятий с использованием приборов
повышенной опасности; не
допускать использования в учебном заведении неисправного
оборудования, угрожающего
здоровью студентов и преподавателей.
10. Усиление
контроля за санитарным
состоянием учебных корпусов, за
соблюдением обучающимися правил
личной гигиены, за обеспечением температурного режима,
норм освещенности и
шума, эффективностью
действия вентиляционных систем
в аудиториях, лабораториях, коридорах,
местах общего пользования и других помещениях учебных корпусов.
11. Совершенствование учебного
процесса по физическому воспитанию, в
том числе для
студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской
группе.
12. Обеспечение
освещения результатов выступления
спортивных команд учебного
заведения через размещение
информации на стендах,
сайте.
13. Планирование
и реализация комплекса
мероприятий, направленных на формирование
и коррекцию отношения
обучающихся к наркотикам и
другим психоактивным веществам
(ПАВ), формирование у молодежи
антинаркотических установок и
потребности в здоровом
образе жизни, личной ответственности за свое поведение.
В основе
организации всех видов деятельности используется принцип
индивидуально-дифференцированного
подхода на учебных
занятиях, во внеучебной деятельности,
а также в
самостоятельной деятельности при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Главным итогом такой работы должно стать повышение мотивации учащихся и
студентов на здоровый образ жизни.
Литература
1. Бальсевич
В.К. Основные положения
«Концепции интенсивного инновационного
преобразования национальной системы
физкультурно-спортивного
воспитания детей, подростков и
молодежи России»/ В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 2002.
– № 3. – С. 2.
2. Булгакова
Н.Ж. Научное обоснование инновационных
преобразований в сфере физической
культуры и спорта / Н.Ж. Булгакова // Теория и практика физической культуры. – 2001.
3. Виленский,
М.Я. Основные сущности
характеристики педагогической
технологии формирования физической культуры личности/М.Я. Виленский,
Г.М. Соловьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. –
2001.
|