Среда, 15.05.2024, 20:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обучение и воспитание » 5. Здоровьесбережение и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.

Благоприятные условия для улучшения здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения

БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

М.С. Субботина, преподаватель кафедры ПГС,

Мценский филиал ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК»,

Е-mail: subbotina-marina90@yandex.ru

 

Одной из важных проблем в современном обществе является малая способность многих выпускников вузов и сузов быстро адаптироваться в условиях рыночной экономики. Эту проблему еще больше усугубляет низкий уровень психического состояния и физического развития выпускников вузов. Образовательный процесс характеризуется стремлением к усовершенствованию учебных занятий, творческому поиску и внедрению авторских программ и новых педагогических технологий и моделей, однако, можно отметить отсутствие контроля и учета изменений в состоянии здоровья студентов. Это еще одна важная проблема, связанная с ухудшением здоровья студентов, вызвана информационной перегрузкой и неблагоприятным воздействием гиподинамии из-за недостатка времени, а в большинстве случаев, из-за нежелания найти время на занятия физическими упражнениями и спортом.

Образовательное учреждение, должно  выступать инициатором  и организатором  целенаправленной и эффективной  работы по сохранению, реабилитации и укреплению здоровья студентов  и преподавателей.

Вне  сомнения,  результативность  такой  работы  возможна  лишь  при условии тесного контакта педагогических и медицинских работников, семьи и  наличии  глубоко  продуманной  программы  по  укреплению  здоровья студентов и преподавателей.

Понятие  здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения  включает в себя формы и методы нравственно-гигиенического воспитания, условия выполнения правил и требований  психогигиены, организацию рационального питания и личной гигиены, активного двигательного режима и систематических занятий физической культурой, продуманную организацию досуга. Для  более  углубленного  изучения  психического  здоровья  и своевременной  его коррекции проводятся диагностические  срезы эмоционально-чувственной сферы как обучающихся так и взрослых.

Важнейшим фактором развития психического здоровья является создание благоприятного психологического климата и взаимоотношений преподавателей со студентами, с родителями, родителей с преподавателями.

Эффективное использование здоровьесберегающей деятельности в образовательном  учреждении,  совершенствование  системы  физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода к обучающимся,  формирование у студентов положительной мотивации к здоровому образу жизни; реализация мероприятий, сохранения и укрепления индивидуального здоровья,  увеличение  творческого  долголетия,  повышение работоспособности преподавателей и сотрудников.

Чтобы  обеспечить  результативность работы по здоровьесбережению важно создать условия:

-вовлечь обучающихся и преподавателей в систематические занятия физической культурой;

-создать  благоприятные  для  физического  и  психического  здоровья условия обучения, труда, отдыха, студентов, преподавателей и сотрудников образовательного учреждения;

-привлечь  студенческий  актив  в  качестве  организаторов  работы  по противодействию злоупотребления психоактивных веществ и популяризации здорового образа жизни;

-развивать  просветительскую  деятельность в  сфере сохранения и укрепления здоровья студентов и преподавателей;

-изучить  и  внедрить  в  практику  современные  механизмы формирования  осознанного  и  ответственного  отношения  субъектов образовательного пространства к здоровью, потребности в здоровом образе жизни и др.;

         -организовать  комплексный  мониторинг  показателей  состояния здоровья  обучающихся  и  преподавателей,  гигиенический  мониторинг организации воспитательно-образовательного процесса;

-разработать  и  внедрить  в  воспитательно-образовательный  процесс инновационные  оздоровительные  и  образовательные  технологии, ориентирующие  студентов,  преподавателей  и  сотрудников  на самосохранительное  поведение,  духовное  и  физическое  самосовершенствование;

-развивать  в  учебном заведении  традиции  массовой  физкультурно-оздоровительной  и  спортивной  работы  с  учетом  потребностей  и состояния здоровья всех участников образовательного пространства;

-организовать активный досуг участников образовательного процесса;

-разработать  и  внедрить  в  воспитательно-образовательный  процесс механизмов  воспитания  осознанного  и  ответственного  отношения  к здоровью,  личностно-значимой  мотивации  к  здоровьесберегающей деятельности др.

         Для реализации условий необходимо принять меры:

1.  Развитие материальной базы по физическому воспитанию и спорту студента. К примеру, в подчинении нашего учебного заведения находится огромный ледовый дворец, в котором студенты и преподаватели занимаются многими видами спорта. 

2.  Организация  мониторинга  состояния  здоровья  обучающихся  и преподавателей.

3.  Обеспечение  ежегодной  диспансеризации  обучающихся, преподавателей и сотрудников учебного заведения.

4.  Обеспечение проведения в установленные сроки профилактических прививок и массовой вакцинации студентов, преподавателей и сотрудников. 5.  Обеспечение работы медицинского пункта по оказанию первичной медицинской  помощи,  проведению  манипуляционных  процедур  по назначению врача обучающимся и преподавателям.

6.  Обучение каждого студента правилам санитарии гигиены для чего разработать  и  прочитать  лекции  по  основам  медицинских  знаний; осуществить просветительскую работу в области валеологической культуры. 7.   Увеличение  количества  спортивных  секций  для  удовлетворения потребности  обучающихся,  преподавателей  и  сотрудников  в  спортивно-оздоровительных занятиях.

8.  Разработка  мер  по  расширению  охвата  обучающихся  горячим питанием, ежегодное обеспечение полного освоения средств, выделяемых на эти цели.

9. Обеспечение строгого контроля за обучением учащихся и студентов и соблюдением ими правил безопасности при проведении учебных занятий с использованием  приборов  повышенной  опасности;  не  допускать использования  в  учебном заведении  неисправного  оборудования,  угрожающего здоровью студентов и преподавателей.

10.  Усиление  контроля  за  санитарным  состоянием  учебных корпусов,  за  соблюдением  обучающимися  правил  личной  гигиены,  за обеспечением  температурного  режима,  норм  освещенности  и  шума, эффективностью  действия  вентиляционных  систем  в  аудиториях, лабораториях, коридорах, местах общего пользования и других помещениях учебных корпусов.

11.  Совершенствование  учебного  процесса  по  физическому воспитанию,  в  том  числе  для  студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

12.  Обеспечение  освещения  результатов  выступления  спортивных команд  учебного заведения  через  размещение  информации  на  стендах,  сайте.

13.  Планирование  и  реализация  комплекса  мероприятий, направленных  на  формирование  и  коррекцию  отношения  обучающихся  к наркотикам  и  другим  психоактивным  веществам  (ПАВ),  формирование  у молодежи  антинаркотических  установок  и  потребности  в  здоровом  образе жизни, личной ответственности за свое поведение. 

В основе организации всех видов деятельности используется принцип индивидуально-дифференцированного  подхода  на  учебных  занятиях,  во внеучебной  деятельности,  а  также  в  самостоятельной  деятельности  при проведении  физкультурно-оздоровительных  мероприятий.  Главным итогом такой работы должно стать повышение мотивации учащихся и студентов на здоровый образ жизни.

Литература

1.  Бальсевич  В.К.  Основные  положения  «Концепции  интенсивного инновационного преобразования  национальной  системы  физкультурно-спортивного  воспитания  детей, подростков и молодежи России»/ В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 3. – С. 2.

2.  Булгакова  Н.Ж.  Научное  обоснование  инновационных  преобразований в  сфере физической культуры и спорта / Н.Ж. Булгакова // Теория и практика физической культуры. – 2001.

3.  Виленский,  М.Я.  Основные  сущности  характеристики педагогической  технологии формирования физической культуры личности/М.Я. Виленский, Г.М. Соловьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2001.

 

 

Категория: 5. Здоровьесбережение и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. | Добавил: Zvyagina (17.12.2012)
Просмотров: 1585 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика