Четверг, 16.05.2024, 01:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обучение и воспитание » 4. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.

Система работы по проблеме профилактики синдрома эмоционального выгорания и профессиональных деформаций у педагогов

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ У ПЕДАГОГОВ

 

Т.И. Королёва, педагог-психолог,

МБОУ «Лицей имени С.Н. Булгакова» г. Ливны,

E-mail: tatiana.koroleva2013@yandex.ru

 

В условиях модернизации образования, перехода на федеральные образовательные стандарты нового поколения организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования.

Особенности педагогической деятельности, в частности, высокие и жесткие требования к профессиональной компетентности со стороны участников образовательного процесса и общественности, цена ошибок и  длительность периода ожидания окончательных результатов педагогической деятельности, к тому же, высокий уровень неопределенности (при сходных начальных условиях и аналогичных технологиях итоговые результаты могут быть разными) и личностные установки приводят к увеличению негативных явлений в психическом здоровье педагогов.

Профессия учителя требует выдержки, самообладания, большой самоотдачи, творчества. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми, ненормированного рабочего дня педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении, снижении стрессоустойчивости.

Деятельность учителя носит исключительно активный характер, поскольку учитель, формируя, обучая, развивая и воспитывая учеников,   зачастую продолжает оставаться педагогом и вне работы. Появляются профессиональные деформации, которые выражаются в авторитаризме, педагогическом консерватизме, индифферентности, нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказывающиеся на продуктивной творческой деятельности.

Таким образом, педагог как личность и профессионал нуждается в психологическом сопровождении и в психологической поддержке.

В лицее работают 56 педагогов, из них 92 % имеют высшее образование. Уровень педагогического мастерства и профессионализма учителей высокий (86% учителей первой и второй ступени обучения имеют квалификационные высшую и первую категории, 90% учителей на 3 ступени обучения имеют высшую и первую категории). Профессионализм учителей лицея заслуженно отмечается на федеральном уровне: 6 учителей являются обладателями Премии Президента РФ в рамках реализации ПНПО «Лучший учитель РФ», один учитель – победитель регионального конкурса «Лучший учитель — 2010» и один – лауреат регионального конкурса «Лучший учитель — 2012». Средний возраст педагогов – 42 года. Имеют стаж работы до 3 лет - 3% педагогов, от 3до 10 лет – 3% педагогов, от 10 до 15 - 5% педагогов, от 15 до 20 – 30% педагогов, более 20 лет - 57% педагогов, 11% - пенсионеры. С 1996 года в лицее осуществляется психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.

Анализ возрастных и профессиональных показателей позволил спланировать работу по профилактике эмоционального выгорания и профессиональных деформаций у педагогов: на этапе вхождения в профессию, на этапе завершения педагогической деятельности и в период зрелости мастера-педагога. Изучая представления о мерах преодоления синдрома выгорания и профессиональных деформаций среди педагогов, исследователи (К. Маслач, В.В. Бойко, В.Е. Орел, А.К. Маркова, Д.Г. Трунов) сходятся во мнении, что наилучшим способом решения данной проблемы является предотвращение, профилактика возникновения этого состояния.

Цель работы педагога-психолога по проблеме эмоционального выгорания и профессиональных деформаций у педагогов – создание таких социально-психологических условий, при которых учитель чувствует себя защищенным, сохраняет свое психическое здоровье и способен самореализоваться как зрелая личность.

Поставленная цель достигается в ходе решения следующих задач:

-повышение психологической компетентности и профессионально-психологической культуры педагога;

-формирование представлений и понятий о сущности, факторах появления и проявления «эмоционального выгорания» и профессиональной усталости;

-формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом;

-диагностика индивидуально-личностных качеств педагогов, комфортности социально-психологического климата в педагогическом коллективе;

-обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, освоению приемов самовосстановления и профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний;

-профилактика развития устойчивости к психологическому стрессу;

-развитие коммуникативных способностей; способности к проектированию и конструированию эффективных средств общения;

-формирование доброжелательной атмосферы в коллективе.

Направления деятельности педагога-психолога по профилактике эмоционального выгорания и профессиональных деформаций у педагогов:

·        Диагностическое.

·        Информирование и просвещение.

·        Коррекционно-профилактическое.

·        Консультационное.

1. Диагностическое направление.

Задачи диагностики:

–изучение психологического состояния педагогов, личностных характеристик, уровня развития учителя и педагогического коллектива в целом;

–выявление проблем психологического состояния педагогов (индивидуально и по группам);

–разработка системы коррекционно-профилактических мероприятий.          

Параметры диагностических исследований: психологическая атмосфера, уровень развития коллектива, оценка и взаимооценка членов коллектива, уровень социально-коммуникативной компетентности и межличностных отношений в коллективе, эмпатии по отношению к детям, личностной тревожности педагогов, стрессоустойчивости. Предлагаемые методики:

1.Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.

2.Тест К. Томаса «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации».

3.Тест на определение уровня стрессоустойчивости.

4.Тест «Нужно ли Вам бороться со стрессом?».

5.Методика Ф. Фидлера «Психологический микроклимат коллектива».

6.Опросник социально-коммуникативной компетентности.

7.Тест САН (самочувствие, активность, настроение).

8.Шкала депрессии.

9.Диагностика личностной тревожности (методика Дж. Тейлора).

10.Опросник психических состояний учителей А.О. Прохорова.

11.Опросник самоутверждающего поведения (ОСП) (САМОАЛ Э.Шострома в модификации С.А. Лебедева).

Результаты проведенных исследований показали, что 38% педагогов имеют высокие показатели по симптомам эмоционального выгорания. Доминирующими симптомами являются неудовлетворенность собой, переживание психотравмирующих обстоятельств, психосоматические и психовегетативные нарушения, у 21% опрошенных педагогов отмечается высокая личностная тревожность.

2.Психологическое просвещение педагогов - традиционная составляющая школьной психологической практики, направленная на создание условий, в рамках которых педагоги получают профессионально и личностно значимое для них знание. Психологические знания и навыки позволяют:

-эффективно организовать процесс предметного обучения школьников на осно­ве современных достижений педагогики и психологии;

-построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на доверительных, демократичных началах;

-осмыслить свой путь в профессиональном самоопределении и

дальнейшем повышении професиионального роста;

-развивать коммуникативную компетентность учителя через общение с разны­ми участниками образовательного процесса.

Формы информирования и просвещения:

-тематические выступления на педагогических советах, совещаниях, заседаниях тематических психолого-медико-педагогических консилиумов, заседаниях кафедр, школы молодого учителя, методических площадок, психологический всеобуч, семинары, психологический коллоквиум, игры («Психологические показатели эффективности труда учителя», «Стереотипы в педагогической деятельности», «Влияние стиля общения педагога на психологический климат в классе», «Психологический портрет пятиклассника», «Разрешение конфликтных ситуаций», «Мотивы плохого поведения учеников», «Калейдоскоп педагогического общения», «Влияние психоэмоционального состояния учителя на педагогическую деятельность и результаты его труда», «Понятие и критерии психического здоровья», «Основные причины и факторы педагогического труда, ведущие к возникновению состояния эмоционального выгорания»);

-размещение рекомендаций, памяток и буклетов для педагогов на сайте лицея (http://livnylicey.narod.ru/), на стендах в учительской («Как улучшить свое самочувствие за три минуты», «Рецепт хорошего урока», «Учителю о равноправном общении с родителями», «Упражнения для снятия стресса»);

-акции («День цвета в лицее»: педагоги оценивали свое эмоциональное состояние на основе выбора цвета, итогом стало издание буклета «Десять заповедей хорошего настроения»).

3.Коррекционно-профилактическое направление ставит решение следующих задач: стимулирование самопознания, самоактуализации, позитивного самоизменения; овладение навыками саморегуляции посредством мышечной релаксации, дыхательных техник и аутогенной тренировки.

Тренинг является наиболее оптимальной формой работы с педагогами в рамках коррекционно-профилактического направления, так как включает упражнения на активное взаимодействие педагогов с целью понимания собственных психологических особенностей, возникновение устойчивой мотивации к саморазвитию. Результат этого – приобретение умения слушать и слышать себя, прислушиваться к своему состоянию, оказывать поддержку другому. На занятиях используются:

-психогимнастические упражнения («Поплавок», «Поза», «Вверх по радуге», «Маски», «Снеговик»);

-упражнения, направленные на осознание особенностей эмоциональных состояний («Изобрази эмоцию», «Угадай», «Что со мной», «Передай настроение»);

-релаксационные упражнения (Заросший сад», «Храм тишины», «Маяк»);

-упражнения на развитие навыков самоанализа («Кто Я?», «Мой герб», «Автопортрет», «Письмо самому себе», «Ярмарка качеств», незаконченные предложения);

-терапевтические метафоры и притчи, сказкотерапия («Про лягушку», «Все в твоих руках», притча о кресте, притча о счастье);

-средства арт-терапии (рисование своего эмоционального состояния, коллажирование из газет и журналов);

-проигрывание и анализ ситуаций из профессиональной деятельности («Трудный ученик», «Егоза», «Двойка»);

- упражнения и игры, направленные на сплочение педагогов и взаимное сотрудничество («Общий рисунок», «Мы похожи…», «Найди пару»).

4. Консультационное направление предполагает решение следующих задач:

-обучение положительному самоотношению и принятию себя и других;

-обучение рефлексивным умениям;

-формирование потребности в саморазвитии;

-снятие психологического напряжения.

Анализ консультативного приема педагогов показал, что наиболее востребованные запросы на оценку собственного эмоционального состояния (повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении рабочего дня; повышенная раздражительность, разочарование в профессии, тревожность, страхи); взаимоотношений с коллегами и администрацией (ухудшение отношений, конфликтные ситуации, разногласия, несправедливость); учебного процесса и учеников (дисциплина на уроке, построение взаимоотношений с отдельными учащимися, учет возрастных особенностей, гендерное обучение в рамках индивидуализации образовательного процесса).

Индивидуальные консультации проводятся для молодых педагогов, испытывающих трудности вхождения в профессию, мастеров-педагогов, участвующих в различных профессиональных конкурсах и в аттестации, для учителей, находящихся в конфликтных ситуациях с родителями, с трудными детьми, для педагогов с большим педагогическим стажем и завершающих свою деятельность в образовании.

Методы и технологии, используемые на консультации: анализ ситуаций; релаксационные упражнения; рефлексивные технологии.

Мониторинг эффективности реализации данных направлений по профилактике эмоционального выгорания и профессиональных деформаций свидетельствует о положительных изменениях в профессиональной и личностной сферах педагогов.

Результатами позитивной динамики можно считать отсутствие затруднений у аттестующихся учителей, повышение мотивации педагогов в области инновационной деятельности, снижение уровня личностной тревожности, востребованность психологических знаний среди педагогов.

Изучение мнения педагогов о психологическом микроклимате в лицее показало, что большинство учителей считают, что в коллективе благоприятная психологическая атмосфера, в значительной степени уменьшилось количество конфликтных ситуаций с детьми и родителями. Результаты анкетирования родителей показывают, что 86,3% опрошенных родителей считают лицей лучшей школой города, 89% родителей удовлетворены работой педагогов, 76% отметили отсутствие авторитаризма у педагогов по отношению к детям.   

 

Литература

1.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М., Информационно-издательский дом "Филин”, 1996 г.

2.Орлова И.В. Тренинг профессионального самопознания., Спб, "Речь”, 2006

3.Самоукина Н.А. Практический психолог в школе: лекции, консультации, тренинги. М., "ИТОН”, 1997

4.«Путь к вершине» Бобрикова Л., Щепкова Т., Дулилова Р. - Школьный психолог, №11, 2007.

5.«Уютно ли учителю в школе?» Антипова С. Школьный психолог, №41, 2003.

Категория: 4. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. | Добавил: Zvyagina (17.12.2012)
Просмотров: 3482 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика