психолого-педагогические
аспекты обучения студентов дисциплинам математического профиля
А. Н. Поддуев, ст. преподаватель,
Мценский филиал Госуниверситета – УНПК, г.Мценск,
Е-mail: eremina2204@mail.ru
Ситуация, которая складывается в мире, характеризуется
ролью знаний как главного двигателя экономического роста, т.е. речь идет о
формировании экономики, основанной на знаниях. В этих условиях высшее
образование приобретает решающее значение для формирования интеллектуального
потенциала страны. Но знания приносят выгоду лишь тогда, когда используется в
рамках комплексной национальной инновационной системы учреждений, организаций и
процессов. Другими словами, высшее образование должно стать фактором создания
инвестиционной системы России и готовить специалистов, способных создать эту
систему. В связи с этим, со стороны общества, базирующегося на знаниях,
предъявляются к современному специалисту следующие требования: а) умение
переводить получаемые знания в инновационные технологии, превращая новые знания в конкретные предложения; б)
обеспечение доступа к глобальным источникам знаний; в) иметь мотивацию к
обучению и владеть навыками самостоятельного получения знаний и проведения научных исследований; г) владеть современными информационными технологиями и ценностями, необходимыми для
бытия в условиях сложного демократического общества, быть его ответственным
гражданином и обладать необходимыми социальными компетенциями. При этом, учебные планы должны быть: гибкими,
экономически эффективными, востребованными на рынке образовательных услуг,
сочетающими фундаментальную и инновационную подготовку специалистов по
стратегическим направлениям и в соответствии с текущими потребностями.
Математика как область знания рассматривает
математические структуры, которые могут являться моделями реальных физических,
химических, биологических, экономических, социальных и др. явлений. Изучение
моделей дает возможность исследовать процессы, протекающие в окружающем нас
мире. На фоне усложнений условий жизни
общества ускоряется рост поступающего в наше сознание объема накопленных знаний. Возникает необходимость разработки
вопросов быстрой и плотной укладки новой научной информации в длительной памяти
человеческого мозга и развитие творческих способностей человека, т.к. пока
недостаточно ясен процесс творческого акта и способности нашей интуиции
(неформализованный язык). Во многих областях науки созревает мысль о том, что
математика является тем решающим методом, который позволит сдвинуть с места решение
фундаментальных (и актуальных) проблем научного познания, играющих
исключительное значение для будущего человека. Чем грандиозные замыслы
познания, относятся ли они к макро- или
микромиру, тем более значительной становится роль математики.
Познание дисциплины не осуществляется вдруг, а
проходит ряд последовательных ступеней. Теория может носить чисто качественный
характер, в котором даже не предусмотрена сама возможность производства
количественных выводов. К таким теориям принадлежит и педагогика.
Методика преподавания той или иной дисциплины еще не
достигла научного уровня, т.е. пока не знаем как надо наиболее экономно и
эффективно учить при современных к ним требованиям. Привлечение математических
методов в науку влечет за собой и необходимость
привлечения самого стиля математического мышления; четкую формулировку
исходных положений, полноту проводимой классификации, строгость логических
заключений. Для представителей разных профессий требуется разный уровень
математических знаний. Часто к моменту выпуска специалиста методы, которым его обучали, оказываются
устаревшими. Важно, чтобы студент приобрел необходимую математическую культуру,
а она воспитывается на базе основательных знаний,- только прочный фундамент
знаний способствует развитию в себе умению пополнять свое образование
правильным использованием математического аппарата, чтобы поддерживать свою
квалификацию на нужном для работы современном уровне. Для большей части
студентов изучение математики является не самоцелью, а неизбежной необходимостью.
С другой стороны, изучение математики требует постоянного напряжения, внимания,
способности сосредоточиться; она требует настойчивости и закрепляет хорошие
навыки работы, формирует характер. Поэтому педагог обязан в индивидуальной
работе со студентами разрешать возникающие психолого-педагогические проблемы,
связанные с адаптацией к вузовской системе; оказывать помощь на содействие
развитию инициативы, навыков самостоятельной работы, уверенности в собственных
силах, поддерживать интерес и принадлежность к процессу обучения, чтобы студент
чувствовал себя полноценным участником этого процесса.
Изучение математики совершенствует общую культуру
мышления, дисциплинирует ее, приучает логически рассуждать, воспитывает
точность и обстоятельность аргументации. Математика учит не пренебрегать тем,
что имеет принципиальное значение для существа изучаемого вопроса; развивает
интеллектуальные свойства логического мышления: дедуктивное рассуждение,
способность к абстрагированию, обобщению, способность мыслить, анализировать,
критиковать; содействует приобретению рациональных качеств мысли и ее
выражению: порядок, точность, ясность, сжатость; требует воображения и интуиции.
Исследования психологов показали, что общение человека
с компьютером откладывает отпечаток на его личность: формирует привычку специфическим
способом представления информации, повышенные требования к ее структуризации,
лаконичности, модульности, наглядности и т.п. Превращении компьютера в источник
сохранения и развития образовательной среды, позволяет стимулировать
потребность в хорошей учебной книге; включить учебники, в т.ч., классические, в
современный учебный процесс; помочь ученым и педагогам запечатлеть свой
уникальный опыт для нынешних и будущих поколений учащихся и студентов.
Используя компьютер, люди привыкают жить в двух параллельных мирах. К сожалению
нормы морали и этики, прививаемые для нормальной жизни в физическом мире, не
всегда автоматически переносятся на мир виртуальный. Более того, наблюдается
обратное явление: поведение, сформированное в процессе жизнедеятельности в
виртуальном мире, переносятся в мир физический и становятся в нем нормой.
Происходит процесс, который можно условно назвать «обратной психологической
деформацией личности», связанный с нарушением системы ценностей, социальных
установок, межличностных отношений. Особенно это опасно для молодого
развивающегося и морально неокрепшего индивида.
Современные концепции образования требуют перехода к
новому стилю и формам обучения, которые должны быть направлены на развитие
главных проявлений человеческого интеллекта: способность к обучению,
размышлению, действию. Именно дисциплина действия, мышления и речи позволит
преодолеть созерцательность, рефлективность и инфантилизм. Будущее за
преподавателями, глубоко знающими свой предмет, владеющими разнообразными
методическими приемами, имеющими основательную психолого-педагогическую
подготовку. Отталкиваясь от новых
методов достижения образовательных целей, возникла кредитно-модульная система,
а вместе с ней и рабочие программы нового поколения. Модульная система дает
возможность делить учебный материал семестра на блоки. Каждый информационный
блок в виде набора фрагментов изучается студентом, анализируется и становится
для него более приемлемым, за что в результате получает кредитно-учебные баллы,
и, таким образом, учебный процесс становится равномерным и непрерывным. Для
совершенствования учебного процесса следует применять: мультимедийные, интерактивные
и синергетические комплексы. Через синергетику оказывается возможным соединение
двух взаимодополнительных способов постижения мира - постижение через образ и
через число. Визуализация синергетических знаний на компьютерах может служить в
качестве моста между гуманитарными и естественными науками, а равным образом,-
между традиционными образами культуры и новейшими достижениями науки, между
красотой произведений искусства и строгостью научных результатов. Разработка
обучающих компьютерных программ по теории самоорганизации (синергетики) проводится
в течение последних лет на основе исследований таких научных школ, как
«Института прикладной математики им.
М.В. Кельдша» и «Института математического
моделирования РАН». Использование компьютерных технологий при изучении нового
материала, что приводит в дальнейшем к лучшей адаптации личности в
информационном обществе, приближает процесс обучения к научному поиску.
Литература
1. Перминов, В.Я. Философия и основания математики /
В.Я.Перминов. - М.: «Прогресс – Традиция», 2002. – 320 с.
2. Колягин, Ю.М. Математика и развитие логического мышления
/ Ю.М.Колягин. – М.: Просвещение, 1975. – 175 с.
|