Среда, 15.05.2024, 13:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обучение и воспитание » 4. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.

Психолого-педагогические аспекты обучения студентов дисциплинам математического профиля

психолого-педагогические аспекты обучения студентов дисциплинам математического профиля

 

А. Н. Поддуев, ст. преподаватель,

Мценский филиал Госуниверситета – УНПК, г.Мценск,

Е-mail: eremina2204@mail.ru

 

Ситуация, которая складывается в мире, характеризуется ролью знаний как главного двигателя экономического роста, т.е. речь идет о формировании экономики, основанной на знаниях. В этих условиях высшее образование приобретает решающее значение для формирования интеллектуального потенциала страны. Но знания приносят выгоду лишь тогда, когда используется в рамках комплексной национальной инновационной системы учреждений, организаций и процессов. Другими словами, высшее образование должно стать фактором создания инвестиционной системы России и готовить специалистов, способных создать эту систему. В связи с этим, со стороны общества, базирующегося на знаниях, предъявляются к современному специалисту следующие требования: а) умение переводить получаемые знания в инновационные технологии, превращая  новые знания в конкретные предложения; б) обеспечение доступа к глобальным источникам знаний; в) иметь мотивацию к обучению и владеть навыками самостоятельного получения знаний и проведения  научных исследований;  г) владеть современными информационными  технологиями и ценностями, необходимыми для бытия в условиях сложного демократического общества, быть его ответственным гражданином и обладать необходимыми социальными компетенциями.  При этом, учебные планы должны быть: гибкими, экономически эффективными, востребованными на рынке образовательных услуг, сочетающими фундаментальную и инновационную подготовку специалистов по стратегическим направлениям и в соответствии с текущими потребностями.

Математика как область знания рассматривает математические структуры, которые могут являться моделями реальных физических, химических, биологических, экономических, социальных и др. явлений. Изучение моделей дает возможность исследовать процессы, протекающие в окружающем нас мире.  На фоне усложнений условий жизни общества ускоряется рост поступающего в наше сознание объема накопленных  знаний. Возникает необходимость разработки вопросов быстрой и плотной укладки новой научной информации в длительной памяти человеческого мозга и развитие творческих способностей человека, т.к. пока недостаточно ясен процесс творческого акта и способности нашей интуиции (неформализованный язык). Во многих областях науки созревает мысль о том, что математика является тем решающим методом, который позволит сдвинуть с места решение фундаментальных (и актуальных) проблем научного познания, играющих исключительное значение для будущего человека. Чем грандиозные замыслы познания, относятся ли они к макро-  или микромиру, тем более значительной становится роль математики.

Познание дисциплины не осуществляется вдруг, а проходит ряд последовательных ступеней. Теория может носить чисто качественный характер, в котором даже не предусмотрена сама возможность производства количественных выводов. К таким теориям принадлежит и педагогика.  

Методика преподавания той или иной дисциплины еще не достигла научного уровня, т.е. пока не знаем как надо наиболее экономно и эффективно учить при современных к ним требованиям. Привлечение математических методов в науку влечет за собой и необходимость  привлечения самого стиля математического мышления; четкую формулировку исходных положений, полноту проводимой классификации, строгость логических заключений. Для представителей разных профессий требуется разный уровень математических знаний. Часто к моменту выпуска специалиста  методы, которым его обучали, оказываются устаревшими. Важно, чтобы студент приобрел необходимую математическую культуру, а она воспитывается на базе основательных знаний,- только прочный фундамент знаний способствует развитию в себе умению пополнять свое образование правильным использованием математического аппарата, чтобы поддерживать свою квалификацию на нужном для работы современном уровне. Для большей части студентов изучение математики является не самоцелью, а неизбежной необходимостью. С другой стороны, изучение математики требует постоянного напряжения, внимания, способности сосредоточиться; она требует настойчивости и закрепляет хорошие навыки работы, формирует характер. Поэтому педагог обязан в индивидуальной работе со студентами разрешать возникающие психолого-педагогические проблемы, связанные с адаптацией к вузовской системе; оказывать помощь на содействие развитию инициативы, навыков самостоятельной работы, уверенности в собственных силах, поддерживать интерес и принадлежность к процессу обучения, чтобы студент чувствовал себя полноценным участником этого процесса.

Изучение математики совершенствует общую культуру мышления, дисциплинирует ее, приучает логически рассуждать, воспитывает точность и обстоятельность аргументации. Математика учит не пренебрегать тем, что имеет принципиальное значение для существа изучаемого вопроса; развивает интеллектуальные свойства логического мышления: дедуктивное рассуждение, способность к абстрагированию, обобщению, способность мыслить, анализировать, критиковать; содействует приобретению рациональных качеств мысли и ее выражению: порядок, точность, ясность, сжатость; требует воображения и интуиции.

Исследования психологов показали, что общение человека с компьютером откладывает отпечаток на его личность: формирует привычку специфическим способом представления информации, повышенные требования к ее структуризации, лаконичности, модульности, наглядности и т.п. Превращении компьютера в источник сохранения и развития образовательной среды, позволяет стимулировать потребность в хорошей учебной книге; включить учебники, в т.ч., классические, в современный учебный процесс; помочь ученым и педагогам запечатлеть свой уникальный опыт для нынешних и будущих поколений учащихся и студентов. Используя компьютер, люди привыкают жить в двух параллельных мирах. К сожалению нормы морали и этики, прививаемые для нормальной жизни в физическом мире, не всегда автоматически переносятся на мир виртуальный. Более того, наблюдается обратное явление: поведение, сформированное в процессе жизнедеятельности в виртуальном мире, переносятся в мир физический и становятся в нем нормой. Происходит процесс, который можно условно назвать «обратной психологической деформацией личности», связанный с нарушением системы ценностей, социальных установок, межличностных отношений. Особенно это опасно для молодого развивающегося и морально неокрепшего индивида.

Современные концепции образования требуют перехода к новому стилю и формам обучения, которые должны быть направлены на развитие главных проявлений человеческого интеллекта: способность к обучению, размышлению, действию. Именно дисциплина действия, мышления и речи позволит преодолеть созерцательность, рефлективность и инфантилизм. Будущее за преподавателями, глубоко знающими свой предмет, владеющими разнообразными методическими приемами, имеющими основательную психолого-педагогическую подготовку. Отталкиваясь от  новых методов достижения образовательных целей, возникла кредитно-модульная система, а вместе с ней и рабочие программы нового поколения. Модульная система дает возможность делить учебный материал семестра на блоки. Каждый информационный блок в виде набора фрагментов изучается студентом, анализируется и становится для него более приемлемым, за что в результате получает кредитно-учебные баллы, и, таким образом, учебный процесс становится равномерным и непрерывным. Для совершенствования учебного процесса следует применять: мультимедийные, интерактивные и синергетические комплексы. Через синергетику оказывается возможным соединение двух взаимодополнительных способов постижения мира - постижение через образ и через число. Визуализация синергетических знаний на компьютерах может служить в качестве моста между гуманитарными и естественными науками, а равным образом,- между традиционными образами культуры и новейшими достижениями науки, между красотой произведений искусства и строгостью научных результатов. Разработка обучающих компьютерных программ по теории самоорганизации (синергетики) проводится в течение последних лет на основе исследований таких научных школ, как «Института  прикладной математики им. М.В. Кельдша» и  «Института математического моделирования РАН». Использование компьютерных технологий при изучении нового материала, что приводит в дальнейшем к лучшей адаптации личности в информационном обществе, приближает процесс обучения к научному поиску.

 

Литература

1. Перминов, В.Я. Философия и основания математики / В.Я.Перминов. -  М.: «Прогресс  – Традиция»,  2002. – 320 с.

2. Колягин, Ю.М. Математика и развитие логического мышления / Ю.М.Колягин. – М.: Просвещение, 1975. – 175 с.

Категория: 4. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. | Добавил: Zvyagina (17.12.2012)
Просмотров: 1404 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика