Среда, 15.05.2024, 17:43
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обучение и воспитание » 4. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.

Профессионально-педагогическая самореализация преподавателя высшей школы

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

 

Е.М.Дорохина, доцент, к.э.н., Т.М. Сидоренко ст. преподаватель,

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г.Ливны,

e-mail: dorekmyx@yandex.ru

 

Современная образовательная ситуация в России требует превращения высшей школы в институт воспроизводства и создания культуры как развивающейся системы духовных ценностей, технологий и творчества. Фокус педагогической действительности сместился в сторону сущностного понимания личности выпускника: признания его активности, творческих способностей, инициативности, коммуникабельности, свободы выбора, уникальности и готовности к самоизменению с учетом необходимости быстрого реагирования на изменения внешней среды жизнедеятельности. Реализовать перспективы личностного развития будущего специалиста призван вузовский преподаватель, органично сочетая высокий профессионализм, социальную зрелость и творческое начало. Требования к нему сегодня не только повысились, но и кардинально изменились.

Чрезвычайно важными сегодня становятся профессиональная компетентность, профессиональная мобильность и педагогическое мастерство вузовского преподавателя. Природа этих качеств такова, что они, являясь продуктом усвоения преподавателем профессиональных знаний и способов действий, адекватных выполнению функциональных обязанностей в соответствии с современными требованиями, не напрямую вытекают из их совокупности, а проявляются в виде его профессионально-педагогической самореализации. При этом стремление к самореализации занимает доминирующее значение среди факторов, побуждающих профессионально-педагогическую активность вузовского преподавателя.

Анализ педагогической практики высшей школы свидетельствует о том, что преподаватель не в полной мере проявляет в различных сферах педагогической деятельности имеющиеся у него профессиональные возможности. Реализация профессионально-педагогического потенциала преподавателя нередко является интуитивной, спонтанной, непрогнозируемой, что свидетельствует прежде всего о недостаточном уровне сформированности у него культуры самореализации в педагогической деятельности.

Формирование культуры профессионально-педагогической самореализации вузовского преподавателя требует от него овладения механизмами и способами осуществления потенциала самореализации, творческой активности в ее процессе и пр. Однако не всегда преподаватели целенаправленно занимаются формированием у себя профессионально-педагогических качеств и профессионального педагогического самосознания, являющихся структурными компонентами культуры профессионально-педагогической самореализации.

Сложившаяся в настоящее время в вузах культурно-образовательная среда недостаточно обеспечивает решение задач активизации и более оптимального использования внутренних ресурсов и возможностей преподавателя. Тем самым снижается его роль в развитии культурно-образовательной среды вуза в целях оптимизации профессионально-личностного развития его выпускника. В связи с этим, формирование культуры профессионально-педагогической самореализации преподавателя высшей школы является актуальной проблемой для теории и методики профессионального образования, а разработка и научное обоснование концепции формирования культуры профессионально-педагогической самореализации преподавателя высшей школы представляются необходимыми и своевременными.

Концептуальными основаниями формирования культуры профессионально-педагогической самореализации преподавателя вуза являются ценностные ориентации, стратегии и цели самореализации, профессиональное педагогическое самосознание, творческая активность.

Ценностные ориентации, иными словами, устойчивые ценностные отношения преподавателя к профессии, к студенту, к самому себе, рассматриваются как концепции и нормы, определяющие значение и смысл целей, средств, знаний, качеств и отношений, как в области педагогической деятельности, так и в области развития культуры профессонально-педагогической самореализации преподавателя вуза.

Стратегии формирования культуры профессионально-педагогической самореализации представляют собой динамическую систему перспективного и долговременного ориентирования преподавателя в различных сферах педагогической деятельности с целью ее преобразования и интеграции в культурно-образовательную среду вуза и имеют вариативный характер: стратегии творчества, стратегии порождения, стратегии осознания.

Профессиональное педагогическое самосознание отражает реальное состояние профессионально-педагогической самореализации преподавателя – познание и осмысление его роли, задач и потенциальных возможностей в различных сферах педагогической деятельности. Основополагающее значение в развитии самосознания преподавателя имеет профессиональное самопознание. К основным его способам относятся: самонаблюдение, педагогический самоанализ, педагогическая рефлексия, профессиональная самооценка и самопрогнозирование.

Творческая активность позволяет преподавателю в процессе и в результате профессионально-педагогической самореализации выходить за свои пределы и обеспечивает возможности для новых начинаний, а также преодоления ограниченности своих взглядов и противоречий самому себе прежнему, что способствует подлинному личностному росту и творческому саморазвитию.

Ведущими тенденциями, ориентирующими деятельность преподавателя на формирование культуры профессионально-педагогической самореализации, выступают: зависимость развития культуры профессионально-педагогической самореализации вузовского преподавателя от степени разработанности ее стратегии преподавателем в различных сферах педагогической деятельности; зависимость от степени сформированности его профессионально-педагогической культуры; зависимость от особенностей культурно-образовательной среды вуза. Сформулированные на основе ведущих тенденций принципы определяют тактику педагогической деятельности преподавателя в различных ее сферах: «преподаватель-учитель», «преподаватель-воспитатель», «преподаватель-методист», «преподаватель-ученый».

Эффективность профессионально-педагогической самореализации преподавателя высшей школы определяется следующими организационно-педагогическими условиями: проектированием и внедрением в практику работы вуза стратегий развития культуры профессионально-педагогической самореализации преподавателя; построением активной внутривузовской системы обучения преподавателя развитию культуры его профессионально-педагогической самореализации посредством включения в процесс ее осознанной саморегуляции; оптимальным обеспечением доступа преподавателю к необходимым для профессионального роста информационным ресурсам; приобщением преподавателя к участию в жизни культурно-образовательной среды вуза; поощрением и признанием инициативы и участия преподавателя в деятельности по обеспечению качества подготовки выпускников; содействием творческой активности преподавателя в развитии культуры его профессионально-педагогической самореализации.

Необходимыми и достаточными психолого-педагогическими условиями профессионально-педагогической самореализации преподавателя вуза являются: потребности преподавателя в профессионально-педагогической самореализации; сформированность механизма осознанного продуктивного профессионального самопознания; диалогическое взаимодействие преподавателя с Я-профессиональным и культурно-образовательной средой вуза; свободный выбор альтернатив возможностей самореализации; креативность и уникальность в педагогической деятельности; индивидуальный стиль самореализации; способности к саморегуляции и рефлексии.

Внедрение в вузовскую систему повышения квалификации технологии обучения преподавателя культуре профессионально-педагогической самореализации на основе ориентации на стратегию развития ее культуры в приоритетной для преподавателя сфере педагогической деятельности и стратегию гармонизации культуры его самореализации во всех сферах педагогической деятельности приводит к положительной динамике возможностей развития Я-профессионального преподавателя и их самоосуществления в различных сферах педагогической деятельности.

 

Литература

1. Ситникова, М.И. Управление самореализацией преподавателя высшей школы в педагогической деятельности / М.И. Ситникова // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Серия: Педагогические и психологические науки. – 2008.

Категория: 4. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. | Добавил: Zvyagina (17.12.2012)
Просмотров: 1397 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика