ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Е.М.Дорохина, доцент, к.э.н., Т.М. Сидоренко ст.
преподаватель,
Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г.Ливны,
e-mail: dorekmyx@yandex.ru
Современная образовательная ситуация в России
требует превращения высшей школы в институт воспроизводства и создания культуры
как развивающейся системы духовных ценностей, технологий и творчества. Фокус педагогической действительности сместился в
сторону сущностного понимания личности выпускника: признания его активности,
творческих способностей, инициативности, коммуникабельности, свободы выбора,
уникальности и готовности к самоизменению с учетом необходимости быстрого
реагирования на изменения внешней среды жизнедеятельности. Реализовать перспективы
личностного развития будущего специалиста призван
вузовский преподаватель, органично сочетая высокий профессионализм, социальную
зрелость и творческое начало. Требования к
нему сегодня не только повысились, но и кардинально изменились.
Чрезвычайно важными сегодня становятся
профессиональная компетентность, профессиональная мобильность и педагогическое
мастерство вузовского преподавателя. Природа этих качеств такова, что они,
являясь продуктом усвоения преподавателем профессиональных знаний и способов
действий, адекватных выполнению функциональных обязанностей в соответствии с
современными требованиями, не напрямую вытекают из их совокупности, а
проявляются в виде его профессионально-педагогической самореализации. При этом стремление к самореализации занимает
доминирующее значение среди факторов, побуждающих профессионально-педагогическую
активность вузовского преподавателя.
Анализ педагогической
практики высшей школы свидетельствует о том, что преподаватель не в полной мере
проявляет в различных сферах педагогической деятельности имеющиеся у него
профессиональные возможности. Реализация профессионально-педагогического
потенциала преподавателя нередко является интуитивной, спонтанной,
непрогнозируемой, что свидетельствует прежде всего о недостаточном уровне
сформированности у него культуры самореализации в педагогической деятельности.
Формирование культуры
профессионально-педагогической самореализации вузовского преподавателя требует
от него овладения механизмами и способами осуществления потенциала самореализации,
творческой активности в ее процессе и пр. Однако не всегда преподаватели
целенаправленно занимаются формированием у себя профессионально-педагогических
качеств и профессионального педагогического самосознания, являющихся
структурными компонентами культуры профессионально-педагогической самореализации.
Сложившаяся в настоящее
время в вузах культурно-образовательная среда недостаточно обеспечивает решение
задач активизации и более оптимального использования внутренних ресурсов и
возможностей преподавателя. Тем самым снижается его роль в развитии
культурно-образовательной среды вуза в целях оптимизации
профессионально-личностного развития его выпускника. В связи с этим,
формирование культуры профессионально-педагогической самореализации преподавателя
высшей школы является актуальной проблемой для теории и методики
профессионального образования, а разработка и научное обоснование концепции
формирования культуры профессионально-педагогической самореализации преподавателя
высшей школы представляются необходимыми и своевременными.
Концептуальными основаниями
формирования культуры профессионально-педагогической самореализации
преподавателя вуза являются ценностные ориентации, стратегии и цели
самореализации, профессиональное педагогическое самосознание, творческая активность.
Ценностные ориентации, иными словами,
устойчивые ценностные отношения преподавателя к профессии, к студенту, к самому
себе, рассматриваются как концепции и нормы, определяющие значение и смысл
целей, средств, знаний, качеств и отношений, как в области педагогической
деятельности, так и в области развития культуры профессонально-педагогической
самореализации преподавателя вуза.
Стратегии
формирования культуры профессионально-педагогической самореализации
представляют собой динамическую систему перспективного и долговременного
ориентирования преподавателя в различных сферах педагогической деятельности с
целью ее преобразования и интеграции в культурно-образовательную среду вуза и
имеют вариативный характер: стратегии творчества, стратегии порождения,
стратегии осознания.
Профессиональное
педагогическое самосознание отражает реальное состояние
профессионально-педагогической самореализации преподавателя – познание и осмысление
его роли, задач и потенциальных возможностей в различных сферах педагогической
деятельности. Основополагающее значение в развитии самосознания преподавателя
имеет профессиональное самопознание. К основным его способам относятся:
самонаблюдение, педагогический самоанализ, педагогическая рефлексия,
профессиональная самооценка и самопрогнозирование.
Творческая
активность позволяет преподавателю
в процессе и в результате профессионально-педагогической самореализации
выходить за свои пределы и обеспечивает возможности для новых начинаний, а
также преодоления ограниченности своих взглядов и противоречий самому себе
прежнему, что способствует подлинному личностному росту и творческому саморазвитию.
Ведущими тенденциями, ориентирующими деятельность
преподавателя на формирование культуры профессионально-педагогической
самореализации, выступают: зависимость развития культуры
профессионально-педагогической самореализации вузовского преподавателя от
степени разработанности ее стратегии преподавателем в различных сферах
педагогической деятельности; зависимость от степени сформированности его
профессионально-педагогической культуры; зависимость от особенностей культурно-образовательной среды вуза.
Сформулированные на основе ведущих
тенденций принципы определяют тактику педагогической деятельности преподавателя
в различных ее сферах: «преподаватель-учитель», «преподаватель-воспитатель»,
«преподаватель-методист», «преподаватель-ученый».
Эффективность
профессионально-педагогической самореализации преподавателя высшей школы
определяется следующими организационно-педагогическими условиями:
проектированием и внедрением в практику работы вуза стратегий развития культуры
профессионально-педагогической самореализации преподавателя; построением
активной внутривузовской системы обучения преподавателя развитию культуры его
профессионально-педагогической самореализации посредством включения в процесс
ее осознанной саморегуляции; оптимальным
обеспечением доступа преподавателю к необходимым для профессионального
роста информационным ресурсам; приобщением преподавателя к участию в жизни культурно-образовательной
среды вуза; поощрением и признанием инициативы и участия преподавателя в
деятельности по обеспечению качества подготовки выпускников; содействием
творческой активности преподавателя в развитии культуры его
профессионально-педагогической самореализации.
Необходимыми и достаточными
психолого-педагогическими условиями профессионально-педагогической
самореализации преподавателя вуза являются: потребности преподавателя в
профессионально-педагогической самореализации; сформированность механизма
осознанного продуктивного профессионального самопознания; диалогическое
взаимодействие преподавателя с Я-профессиональным и культурно-образовательной
средой вуза; свободный выбор альтернатив возможностей самореализации;
креативность и уникальность в педагогической деятельности; индивидуальный стиль
самореализации; способности к саморегуляции и рефлексии.
Внедрение в
вузовскую систему повышения квалификации технологии обучения преподавателя
культуре профессионально-педагогической самореализации на основе ориентации на
стратегию развития ее культуры в приоритетной для преподавателя сфере
педагогической деятельности и стратегию гармонизации культуры его
самореализации во всех сферах педагогической деятельности приводит к
положительной динамике возможностей развития Я-профессионального преподавателя
и их самоосуществления в различных сферах педагогической деятельности.
Литература
1. Ситникова, М.И. Управление самореализацией
преподавателя высшей школы в педагогической деятельности / М.И. Ситникова //
Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Серия:
Педагогические и психологические науки. – 2008.
|