Четверг, 16.05.2024, 05:43
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обучение и воспитание » 4. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.

Педагогические аспекты подготовки специалистов СПО

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТОВ СПО

 

Т.А. Пучкова, преподаватель,

Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, Ливны,

 

Успехи российского технического образования, построенного на таких основополагающих принципах, как глубокая  фундаментальная подготовка и обучение на основе науки признаны во всем мире. Инженерная педагогика не ограничивается отражением только педагогических явлений, а имеет интегрированный характер. Ее предметом выступает процесс обучения, воспитания, развития, направленный на подготовку специалиста в области техники, технологий, личности, профессионала. Техническое  образование трудно отнести только к системе « человек – техника». Так как приходится иметь дело с системами « человек – природа», « человек- знак», « человек- человек».

Цель современного образования – подготовить конкурентоспособную личность.

Конкурентоспособность – это обобщенный показатель, характеризующий уровень профессиональной, социальной и личностной компетенции выпускника. Выпускник должен обладать высоким уровнем общего образования, общей и профессиональной культурой, стремиться расширять свой кругозор, углублять научно- технические и экономические знания. В этом помогает участие студентов в научно практических конференциях, олимпиадах, выполнение ИРС, реальных дипломных проектов. Совершенствовать профессиональное мастерство помогает производственная практика, выполнение лабораторных работ, курсовых проектов, практических работ. При выполнении практических и лабораторных работ студенты развивают такие навыки, как: владение полученными знаниями, личностный настрой на самостоятельную интеллектуальную деятельность, системность мышления, умение решать профессиональные задачи, умение искать, обрабатывать информацию, самообразовываться, умение работать в команде.

Современный специалист для успешной профессиональной реализации должен уметь работать в команде. При подготовке к «Неделе науки» над одной темой работают несколько человек, они осуществляют поиск материала, оформляют ИРС, презентации, назначают докладчика.

При выполнении лабораторных работ ребята работают в группах по 3-4 человека, им ставиться задача, которая выполняется  и работа защищается. Это дает возможность более слабым ребятам подтягиваться за более подготовленными и восполнять пробелы в знаниях, так как в группе никому не дадут прохлаждаться, каждому нужно будет выполнить свою часть работу. Планирование исследовательской работы  помогает не только самообразовываться студенту, но и преподавателю.

Вместе со студентами мы изучаем научную литературу, публикации в официальных журналах. Современный педагог должен постоянно быть в поиске, владеть основами педагогики, психологии, проявлять интерес к событиям в стране, мире, осваивать этические ценности, укреплять свое здоровье.


 

Рисунок 1. Выполнение исследовательской работы и представление доклада на НПК «Неделя Науки. Ливны 2012»

         «Воспитатель должен быть воспитан». Преподавая технические дисциплины, мы должны постоянно повышать свой профессиональный уровень, быть компетентными в сфере своего предмета, владеть навыками педагогической коммуникации, дискуссионной и речевой культурой. Сейчас педагогу необходимо наличие системы информационной поддержки (Мультимедийное  оборудование позволяет осуществлять презентации, показывать видеоролики с новинками отечественного машиностроения, работы в производственных условиях изучаемого оборудования). Посещение преподавателями кафедры выставок в Москве дает возможность повысить профессиональные навыки, приобрести наглядные пособия, видеоролики. Сейчас педагог должен демонстрировать со студентами определенный тип отношений:

1.     Познавательный (исследовательская работа).

2.     Созидательный (выполнение курсовых и дипломных проектов).

Образовательный (проведение лекций на высоком профессиональном уровне).  

На эффективность образовательной деятельности влияют и личностные качества преподавателя, его творческая активность, умение и желание работать со студентами, педагогический такт, доброжелательность, высокий уровень общей и профессиональной культуры, обладать широтой кругозора. Мы всегда должны помнить, что сегодня современный студент должен быть квалифицирован, уметь самообучаться. (самостоятельная работа студента, выполнение практических работ, тестовых заданий).

Самостоятельная работа студента играет не последнюю роль в становлении современного специалиста. Проработка некоторых лекционных вопросов, подготовка рефератов, выполнение курсовых проектов дает возможность студенту научиться искать информацию в учебной, справочной, научной литературе. Сегодня студент должен уметь адаптироваться в новых технологических условиях, решать междисциплинарные задачи в условиях интенсивного развития техники и технологий. На нашей выпускающей кафедре все предметы изучаются в тесной взаимосвязи.


Рисунок 2. Работа по дисциплине «Технологическая оснастка» и представление результатов работы на конференции

Поэтому мы педагоги должны на лекциях помогать студентам,  пользоваться  уже полученными знаниями, применять их для изучения другого предмета. Потому что, в рамках будущей профессиональной деятельности им придется непрерывно углублять предметные и междисциплинарные знания.

Наша профессия это постоянный труд над собой, так как в мире все очень быстро меняется. Наука не стоит на месте. Латинский афоризм звучит так: «Трудись, как муравей, если хочешь быть уподобен пчеле».

 

                        Литература

1. Медведев. В. О сохранении и развитии научно – педагогических школ инженерных вузов./ В. Медведев. – Высшее образование в России – 2007-№2- с24

2. Чигиринская. Н.Стратегия инженерного образования: Междисциплинарный подход./ Н.Чигиринская.- Высшее образование в России.-2007-№2-с36-40.

3. Осипов.П.Инженер как педагог, воспитатель./ П.Осипов.-Высшее образование в России.-2008-№8-с43-45.

4. Читалин.Н. Проблема обновления содержания и технологий высшего технического образования./ Н.Читалин, А.Чугунов, Е Матучин.- Высшее образование в России.-2007-№8-с30-35.

5. Зарипова.В.М. «Интеллект» для развития навыков инженерного творчества./ В.М.Зарипова,Е.С.Цырульников, А.А.Киселев. -Практика высшей школы.-2012-№1-с58-60.

 

Категория: 4. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. | Добавил: Zvyagina (17.12.2012)
Просмотров: 2068 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика