Среда, 15.05.2024, 17:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обучение и воспитание » 4. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.

Использование педагогических технологий личностно-ориентированного обучения в ССУЗах в период адаптации студентов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ССУЗАХ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ

 

Е.В. Савостикова,

ФСПО, ТИ Госуниверситет-УНПК, г. Орёл,

E-mail: fspo-ti@rambler.ru

 

Происходящие изменения в системе среднего профессионального образования России связанны со стратегией достижения его иного качества. Предметом изменений становятся образовательные стандарты нового поколения на компетентностной основе, требования к общим и профессиональным компетенциям выпускников со стороны работодателей, процессы интеграции учреждений профессионального образования, внедрение информационно-коммуникационных и педагогических технологий в образовательный процесс, а также система оценки качества образования.

В связи с этим качество решения поставленных задач во многом зависит от умения правильно организовать работу со студентами, в частности, с первокурсниками.

Не случайно проблема адаптации студентов к условиям обучения в среднем профессиональном звене представляет собой одну из важных общетеоретических проблем.

Ускорение процесса адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление психолого-педагогических условий оптимизации данного процесса - чрезвычайно важные задачи. От того, как долго по времени и по различным затратам происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов, процесс их профессионального становления.

Различают некоторые формы адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в среднем специальном образовательном учреждении:

-       формальная адаптация (познавательно-информационное приспособление студентов к новому окружению, требованиям к своим обязанностям),

-       общественная адаптация (объединение групп студентов-первокурсников и интеграция этих групп со студенческим окружением в целом),

-       дидактическая адаптация (подготовка студентов к новым формам и методам учебной работы в колледже).

Специфика процесса дидактической адаптации в ссузах определяется некоторыми различиями в методах обучения, что порождает своеобразный отрицательный эффект, называемый в педагогике дидактическим барьером между преподавателем и студентом. Новая дидактическая обстановка во многом обесценивает приобретенные в средней школе способы усвоения материала. Первокурсникам недостает различных навыков и умений, которые необходимы в ссузе для успешного овладения программой. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к требованиям обучения.

Трудности адаптации - это не что иное, как трудности совмещения усилий преподавателя и студента при организации способов учения.

Взаимодействие преподавателя и студента в процессе обучения долгое время рассматривалось как система, в которой управляющие функции принадлежат преподавателю, что задерживало формирование активной позиции студента в учебном процессе. Новые социальные функции и образовательные задачи средней профессиональной школы должны воплотиться в ином отношении педагогов и студентов к целям совместной деятельности.

Одним из возможных вариантов реализации данной идеи может явиться внедрение в практику адаптивной педагогики, совмещенной с технологией модульного обучения и рейтинговой системой оценки знаний студентов.

К ведущим принципам модульного обучения относятся принципы модульности, динамичности, деятельности, гибкости, осознанной перспективы, структуризация обучения на обособленные элементы.

Модульная система организации учебно-воспитательного процесса имеет отличия принципиального характера от традиционной системы. Содержание образования представляется в законченных самостоятельных модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его применению, что значимо в период адаптации. Подбор и распределение материала по уровням сложности в зависимости от индивидуального уровня знаний позволяют студенту чувствовать свой прогресс.

К целям модульного обучения относят комфортный темп работы обучаемого, определение своих возможностей, гибкое построение содержания обучения, интеграцию различных его видов и форм, достижение высокого уровня конечных результатов.

В основе такого обучения лежат субъект-субъектные отношения между преподавателем и студентом, которые обеспечивают самостоятельность, осознанное достижение определенного уровня в учении, высокая степень адаптивности к условиям педагогического процесса.

С другой стороны, в ссузах возможно использование коллективных методов обучения, обладающих большим рядом преимуществ: формирование мотивации учения и обучения, всеобщий, всеохватывающий контроль знаний, единство воспитания и обучения и психологический комфорт в учебном коллективе, особенно на первых этапах.

При реализации таких методов обучения используются следующие  методики, применяемые в различных ситуациях: взаимопередача текста, взаимообмен знаниями, решение задач и примеров по учебным пособиям, взаимные диктанты, выполнением упражнений в парах, работа по вопросникам, изучение иностранного языка и другие.

В настоящее время в российских средних специальных учебных заведениях применяют, в основном, традиционные групповые методы обучения. К основным групповым технологиям можно отнести: классно-урочную организацию, лекционно-семинарскую систему, дидактические игры, бригадно-лабораторный метод,

Отличием коллективных методов обучения от групповых является одновременное воздействие нескольких студентов на всех остальных, а также возможности выделения рабочих групп с использованием индивидуально-психологических особенностей студентов и уровня знаний по предмету.

Также как и в модульной системе обучения в основе такого обучения лежат субъект-субъектные отношения. Обучающиеся становятся ассистентами преподавателя или самостоятельными экзаменаторами. Коллективные способы обучения своими методиками превращают каждого студента и всю учебную группу в целом в субъекты самообучения.

Вышеописанные методы обучения личностно-ориентированны и учитывают индивидуальные особенности обучаемых. Их применение значительно активизирует образовательную и воспитательную функции педагогического контроля. Факт наличия сетевого плана, графика оперативного учета (модульное обучение) организует и направляет учебную деятельность студентов, побуждает их к более активному отношению к занятиям, формирует стремление учиться в полную силу. Студента, как правило, отзывчивы на предложение выполнить задание нетрадиционным способом. Отмечается мотивация в их дальнейшем совершенствовании, как профессиональном, так и личностном. Это влечет сокращение числа пропусков занятий без уважительных причин, повышение уровня их успеваемости, сглаживаю проблем адаптационного периода студентов. Наличие модульной технологии педагогического контроля создает нужный мотивационный стимул и активизирует учебно-познавательную деятельность, дает возможность индивидуального развития студентов.

На данном этапе развития российского образования возникает необходимость оптимизировать учебный процесс на основе личностно-ориентированной, субъект-субъектной модели педагогического взаимодействия. В ней преподаватель и студент сотрудничают как равноправные партнеры общения. Задачами становятся создание условий психолого-педагогического сопровождения студентов в рамках взаимного уважения автономии каждого из субъектов общения, образование единого психологического пространства для успешного достижения конечного результата обучения.

При личностно-ориентированном обучении происходят совместная с преподавателем выработка и постановка целей и задач, определяющие стратегию и тактику как совместной с преподавателем работы, так и самообучения студента. Но такой подход к организации учебно-педагогической деятельности может быть осуществлен только при условии использования инновационных способов организации учебного процесса и форм педагогического контроля.


Литература

1.      Выготский Л.С. Психология.– М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.– 1008 с.

2.      Глинкина О.В. Адаптация первокурсника // Проф. образование, 2002. №9.

3.      Кукушкина В.С. Педагогические технологии: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2010 – 333 с.: ил.

4.      Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2005. - 216 с.: ил.

5.      Чурикова И.Э. Особенности адаптации студентов в условиях педагогического колледжа. – Рязань: РГПУ имени С.А.Есенина, 2004. – 72 с..

Категория: 4. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. | Добавил: Zvyagina (17.12.2012)
Просмотров: 3206 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика