ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО
ОБУЧЕНИЯ В ССУЗАХ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ
Е.В. Савостикова,
ФСПО, ТИ Госуниверситет-УНПК, г. Орёл,
E-mail: fspo-ti@rambler.ru
Происходящие изменения в системе среднего профессионального
образования России связанны со стратегией достижения его иного качества.
Предметом изменений становятся образовательные стандарты нового поколения на
компетентностной основе, требования к общим и профессиональным компетенциям
выпускников со стороны работодателей, процессы интеграции учреждений
профессионального образования, внедрение информационно-коммуникационных и
педагогических технологий в образовательный процесс, а также система оценки
качества образования.
В связи с этим качество решения поставленных задач во
многом зависит от умения правильно организовать работу со студентами, в
частности, с первокурсниками.
Не случайно проблема адаптации студентов к условиям
обучения в среднем профессиональном звене представляет собой одну из важных
общетеоретических проблем.
Ускорение процесса адаптации первокурсников к новому
для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей
психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе
обучения, а также выявление психолого-педагогических условий оптимизации
данного процесса - чрезвычайно важные задачи. От того, как долго по времени и
по различным затратам происходит процесс адаптации, зависят текущие и
предстоящие успехи студентов, процесс их профессионального становления.
Различают некоторые формы адаптации
студентов-первокурсников к условиям обучения в среднем специальном
образовательном учреждении:
- формальная адаптация (познавательно-информационное
приспособление студентов к новому окружению, требованиям к своим обязанностям),
- общественная адаптация (объединение групп
студентов-первокурсников и интеграция этих групп со студенческим окружением в
целом),
- дидактическая адаптация (подготовка студентов к новым
формам и методам учебной работы в колледже).
Специфика процесса дидактической адаптации в ссузах
определяется некоторыми различиями в методах обучения, что порождает
своеобразный отрицательный эффект, называемый в педагогике дидактическим
барьером между преподавателем и студентом. Новая дидактическая обстановка во многом
обесценивает приобретенные в средней школе способы усвоения материала.
Первокурсникам недостает различных навыков и умений, которые необходимы в ссузе
для успешного овладения программой. Попытки компенсировать это усидчивостью не
всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится
к требованиям обучения.
Трудности адаптации - это не что иное, как трудности
совмещения усилий преподавателя и студента при организации способов учения.
Взаимодействие преподавателя и студента в процессе
обучения долгое время рассматривалось как система, в которой управляющие
функции принадлежат преподавателю, что задерживало формирование активной
позиции студента в учебном процессе. Новые социальные функции и образовательные
задачи средней профессиональной школы должны воплотиться в ином отношении
педагогов и студентов к целям совместной деятельности.
Одним из возможных вариантов реализации данной идеи
может явиться внедрение в практику адаптивной педагогики, совмещенной с
технологией модульного обучения и рейтинговой системой оценки знаний студентов.
К ведущим принципам модульного обучения относятся
принципы модульности, динамичности, деятельности, гибкости, осознанной
перспективы, структуризация обучения на обособленные элементы.
Модульная система организации учебно-воспитательного
процесса имеет отличия принципиального характера от традиционной системы.
Содержание образования представляется в законченных самостоятельных модулях,
одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его
применению, что значимо в период адаптации. Подбор и распределение материала по
уровням сложности в зависимости от индивидуального уровня знаний позволяют
студенту чувствовать свой прогресс.
К целям модульного обучения относят комфортный темп
работы обучаемого, определение своих возможностей, гибкое построение содержания
обучения, интеграцию различных его видов и форм, достижение высокого уровня
конечных результатов.
В основе такого обучения лежат субъект-субъектные
отношения между преподавателем и студентом, которые обеспечивают
самостоятельность, осознанное достижение определенного уровня в учении, высокая
степень адаптивности к условиям педагогического процесса.
С другой стороны, в ссузах возможно использование
коллективных методов обучения, обладающих большим рядом преимуществ:
формирование мотивации учения и обучения, всеобщий, всеохватывающий контроль
знаний, единство воспитания и обучения и психологический комфорт в учебном
коллективе, особенно на первых этапах.
При реализации таких методов обучения используются
следующие методики, применяемые в
различных ситуациях: взаимопередача текста, взаимообмен знаниями, решение задач
и примеров по учебным пособиям, взаимные диктанты, выполнением упражнений в
парах, работа по вопросникам, изучение иностранного языка и другие.
В настоящее время в российских средних специальных
учебных заведениях применяют, в основном, традиционные групповые методы
обучения. К основным групповым технологиям можно отнести: классно-урочную
организацию, лекционно-семинарскую систему, дидактические игры, бригадно-лабораторный
метод,
Отличием коллективных методов обучения от групповых
является одновременное воздействие нескольких студентов на всех остальных, а
также возможности выделения рабочих групп с использованием
индивидуально-психологических особенностей студентов и уровня знаний по
предмету.
Также как и в модульной системе обучения в основе
такого обучения лежат субъект-субъектные отношения. Обучающиеся становятся
ассистентами преподавателя или самостоятельными экзаменаторами. Коллективные
способы обучения своими методиками превращают каждого студента и всю учебную
группу в целом в субъекты самообучения.
Вышеописанные методы обучения личностно-ориентированны
и учитывают индивидуальные особенности обучаемых. Их применение значительно
активизирует образовательную и воспитательную функции педагогического контроля.
Факт наличия сетевого плана, графика оперативного учета (модульное обучение)
организует и направляет учебную деятельность студентов, побуждает их к более
активному отношению к занятиям, формирует стремление учиться в полную силу. Студента,
как правило, отзывчивы на предложение выполнить задание нетрадиционным
способом. Отмечается мотивация в их дальнейшем совершенствовании, как
профессиональном, так и личностном. Это влечет сокращение числа пропусков
занятий без уважительных причин, повышение уровня их успеваемости, сглаживаю
проблем адаптационного периода студентов. Наличие модульной технологии
педагогического контроля создает нужный мотивационный стимул и активизирует
учебно-познавательную деятельность, дает возможность индивидуального развития студентов.
На данном этапе развития российского образования
возникает необходимость оптимизировать учебный процесс на основе личностно-ориентированной,
субъект-субъектной модели педагогического взаимодействия. В ней преподаватель и
студент сотрудничают как равноправные партнеры общения. Задачами становятся
создание условий психолого-педагогического сопровождения студентов в рамках
взаимного уважения автономии каждого из субъектов общения, образование единого
психологического пространства для успешного достижения конечного результата
обучения.
При личностно-ориентированном обучении происходят
совместная с преподавателем выработка и постановка целей и задач, определяющие
стратегию и тактику как совместной с преподавателем работы, так и самообучения
студента. Но такой подход к организации учебно-педагогической деятельности
может быть осуществлен только при условии использования инновационных способов
организации учебного процесса и форм педагогического контроля.
Литература
1. Выготский Л.С. Психология.– М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,
2000.– 1008 с.
2. Глинкина О.В. Адаптация первокурсника // Проф.
образование, 2002. №9.
3. Кукушкина В.С. Педагогические технологии: учебное
пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2010 – 333 с.: ил.
4. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия,
2005. - 216 с.: ил.
5. Чурикова И.Э. Особенности адаптации студентов в
условиях педагогического колледжа. – Рязань: РГПУ имени С.А.Есенина, 2004. – 72
с..
|