ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
Л.А. Букаева, учитель начальных классов,
МБОУ «Лицей им. С.Н.Булгакова», г. Ливны
Е-mail: ludmila.liv@yandex.ru
Актуальность использования
индивидуально-дифференцированного обучения
связана с тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению
не у всех школьников одинаковый. Обучающиеся по-разному овладевают знаниями,
умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу
специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних,
обладает индивидуальными особенностями.
Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала,
темп овладения им, прочность и осмысленность знаний, уровень развития ребенка
зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей
и способностей детей, обусловленных многими факторами, в том числе
особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, физическим
развитием.
Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно
стоит задача – нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий,
усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы
возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого
ребенка при классно-урочной форме обучения.
Система дидактических принципов, разработанная в программе «Гармония», наиболее полно позволяет
реализовать технологию дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам.
Индивидуализация и дифференциация обучения – работа сложная и кропотливая,
требующая постоянного наблюдения, анализа и учета результатов. Мною
выделены 4 этапа работы над этой
проблемой:
I этап. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.
II этап. Выделение различных групп обучающихся на основе
полученных данных.
III этап. Подбор дифференцированных заданий для
выделенных групп детей.
IV этап. Отслеживание динамики индивидуального развития.
I этап работы
по реализации дифференцированного и индивидуального подхода в обучении был
начат с проведения различных диагностик.
В 2011 году в
1-ом классе мною совместно с психологом школы проведена диагностика готовности
к школьному обучению, которая помогла мне выявить уровень развития внимания,
памяти, мышления каждого первоклассника. Диагностика позволила определить, в каком состоянии у каждого маленького
ученика произношение звуков, речь,
тонкая моторика и координация движений рук, выявлены особенности поведенческих
реакций.
Были проведены следующие диагностики:
1.Исследование уровня
готовности к школьному обучению. (Методика изучения словесно -
логического мышления
Э. Ф. Замбацявичене)
Гистограмма №1 .Уровень готовности
обучающихся 1 « А» класса Выяснилось, что 4% учащихся имеют высокий уровень
готовности к школьному обучению, 48% -
средний уровень, у 28% - уровень ниже среднего и 20% учащихся - на низком
уровне готовности к школьному обучению.
Как видно из таблицы, примерно половина обучающихся имеют ниже среднего и низкий
уровень готовности к обучению в школе. Исходя
из этого, была спланирована помощь ученикам, соответствующая характеру
отставания.
2. Таблица 1. Результаты исследования типов
темперамента. Тест "Формула темперамента" (А.Белов)
Тип
|
Характеристика
|
Кол-во обучающихся
|
холерик
|
сильный
неуравновешенный
подвижный
|
4 чел (20%)
|
сангвиник
|
сильный
уравновешенный
подвижный
|
7 чел (24%)
|
флегматик
|
сильный
уравновешенный
инертный
|
9 чел (36%)
|
меланхолик
|
слабый
неуравновешенный
инертный
|
5 чел (20%)
|
20% - это холерики. Холерики отличаются
вспыльчивостью, неуравновешенностью, импульсивностью характера.
24% -
сангвиники. Сангвиники – способны к быстрому переключению внимания и
деятельности.
36% - флегматики. Флегматики – трудно приспосабливаются
к новой обстановке и испытывают определенные трудности в общении. Замкнуты,
медлительны.
20% - меланхолики. Меланхолики – неуверенны в себе,
чрезмерно обидчивы, отличаются низкой работоспособностью и быстрой
утомляемостью.
3. Гистограмма
№2 Определение репрезентативных систем (ведущий канал восприятия, переработки и
хранения информации). Методика: тест Б.А. Левиса, Ф. Пукелика В классе 48% учащихся – аудиалы.
Аудиалы воспринимают информацию на слух, у них быстрая
реакция, необходима быстрая смена видов деятельности, задачи решают устно, закрепление
нового для них с помощью учебника или
дополнительной литературы.
32% - визуалы. Визуалы воспринимают информацию
зрительно. Первоначальное знакомство с материалом по учебнику, в ходе
объяснения рекомендуется использовать записи на доске большими печатными
буквами. Этим учащимся требуется время на обдумывание полученной информации.
Задачи решают письменно.
20% детей – кинестеты. Кинестеты воспринимают
информацию деятельностно, для них на уроке должен быть раздаточный материал для
практических действий.
4. Гистограмма № 3 Диагностика развития внимания: Субтест теста интеллекта Р.Амтхауэра «Кодирование» 5. Гистограмма № 4 .Диагностика развития памяти:
Методика «10 слов» А.Р.Лурия
6. Гистограмма № 5. Диагностика развития мышления: Ахутина
Т.В. Тест «Исследование мышления».
II этап работы по проблеме. На основании результатов обследования обучающиеся были
нами распределены в три группы:
1 группа обучающихся
характеризуется слабой подготовленностью к школе, недостаточной
сформированностью психических процессов или необходимых общеучебных умений. Они
нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя.
2 группа
обучающихся характеризуется достаточной
подготовленностью к школе, владением основным обязательным объемом знаний и умений.
Этим учащимся требуется определенная помощь со стороны учителя при обобщении
изученного.
3 группа
обучающихся имеют высокую степень подготовки к школе, выраженную познавательную
мотивацию, способность к творчеству при выполнении заданий.
III этап работы. Полученные результаты позволяют планировать работу с
учетом индивидуальных особенностей учеников. Приведу примеры
дифференцированного подхода на уроках обучения грамоте.
Наиболее остро вопрос индивидуальных различий школьников
стоит на уроках обучения грамоте в 1-ом классе. Очень важно организовать работу
детей таким образом, чтобы ни одна минута 35-минутного урока не пропала даром,
чтобы не потерять ни самых читающих детей, ни тех, кто начал знакомиться с буквами только в школе. Это
позволяет повышать учебную мотивацию всех обучающихся: умеющие читать дети не
только переживают ситуацию успеха, но и совершенствуют умение читать, а дети ,только
начавшие знакомство с буквами, осознают престижность получаемых знаний и
умений, учатся слушать и отвечать на вопросы по услышанному.
Рассмотрим пример дифференцированного подхода на уроке обучения грамоте по «Букварю» (Соловейчик
М.С., Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С.). Эту учебную книгу можно с успехом
использовать и в классах, где все дети уже читают, и в классах с нечитающими детьми, и в смешанных классах.
Каждый разворот страниц данного учебника составляет
один урок. Например, стр.44-45. Тема «Согласные
звуки [м],[м] буква «M». Левая страница предназначена для нечитающих детей, а
правая – для читающих.
После знакомства с новыми звуками и буквой М, заполнения звуковой схемы-человечка, читающим детям предлагается самостоятельно прочитать на доске ключевые слова, на правой
странице учебника прочитать заглавие, рассмотреть иллюстрации к тексту, сделать
предположение о содержании текста, а затем самостоятельно и про себя прочитать
текст и проверить свои предположения. А
в это время нечитающая группа детей работает под руководством учителя по левой
странице, упражняясь в чтении столбиков слогов, слов и предложения. Когда данный этап работы
закончен, обе группы детей работают по правой странице. Текст читается вслух по предложениям или по
абзацам. Для нечитающих детей может быть дано задание: найти и прочитать
знакомые слова, провести их звуко-буквенный анализ.
Такой подход к обучению чтению позволяет к
концу букварного периода добиться хороших результатов в скорости чтения у всех
обучающихся.
Сравним результаты. В первой таблице отражены данные в ходе
опроса на начало 1-го класса:
7.Таблица 2. Проверка сформированности навыков чтения
(октябрь 2011)
Способ чтения
|
Кол-во учащ-ся
|
Знали частично буквы
|
5чел (20%)
|
Читали отдельные слоги
|
7чел (28%)
|
Читали по слогам
|
12чел (48%)
|
Читали целыми словами
|
1
чел (4%)
|
На конец 1-го класса
скорость чтения составляет 30-40 слов в минуту. Ученики прочитали контрольный текст с такими результатами:
8. Таблица 3. Проверка сформированности навыков чтения
(май 2012 г.)
Скорость
чтения
|
Кол-во
уч-ся
|
Выше нормы
|
20 чел (80%)
|
Норма
|
5 чел (5%)
|
Ниже нормы
|
0 чел (0%)
|
80% первоклассников имеют результат выше нормы.
5%
первоклассников уложились в норму.
Ниже нормы результатов нет.
IV этап работы по проблеме : дифференциация и индивидуализация обучения - отслеживание динамики индивидуального
развития.
Динамику развития (Методика изучения
словесно - логического мышления Э. Ф. Замбацявичене) мы видим на гистограмме:
Гистограмма № 6.Уровень индивидуального развития
обучающихся 1 «А» класса (апрель 2012
г.)
Количество детей с высоким уровнем развития повысилось
(1- 6 уч-ся), а с низким уровнем
значительно понизилось(7-1уч-ся).
Таким образом, постоянный мониторинг успешности обучения,
развития физиологических и интеллектуальных способностей обучающихся позволяет грамотно планировать учебно-воспитательный
процесс, своевременно корректировать его и снимать образовательные трудности у
каждого отдельно взятого ученика и класса в целом. Мониторинг результативности
использования технологии индивидуально-дифференцированного обучения в начальной
школе свидетельствует о высокой эффективности технологии, т.к. она позволяет каждому
ученику переходить в зону ближайшего развития.
Литература
1. Акимова М.К.
Психологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция.
Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.-12-15с.
2.Аржанова Т. Н. «Дифференциация и
индивидуализация обучения как условия саморазвития школьника»
3.Ахутина Т.В. Исследование
мышления. Т.В.Ахутина, И.Н.Горелов, А.А.Завлевская. – М.: «Наука», 2005. – 239с.
4. Захарова Т.В., учитель начальных классов МОУ «СОШ
№7 г. Кировска. Статья. Обеспечение дифференциации ииндивидуализации обучения
как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника.
5.Газета «Портфолио»№ 6 (18) 23 марта 2012 опыт
регионов.Организация урока по новым стандартам. Юрий Макаров, Хамидуллина
Камария.
|