Среда, 15.05.2024, 16:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обучение и воспитание » 4. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.

Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса как условие развития личности современного школьника

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

 

Л.А. Букаева, учитель начальных классов,

МБОУ «Лицей им. С.Н.Булгакова», г. Ливны

Е-mail: ludmila.liv@yandex.ru

 

Актуальность использования индивидуально-дифференцированного обучения  связана с тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаковый. Обучающиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.

Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность и осмысленность знаний, уровень развития ребенка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей детей, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, физическим развитием.

Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача – нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка при классно-урочной форме обучения.

Система дидактических принципов, разработанная  в программе «Гармония», наиболее полно позволяет реализовать технологию дифференцированного и индивидуального  подхода к ученикам.

Индивидуализация и дифференциация  обучения – работа сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учета результатов. Мною выделены  4 этапа работы над этой проблемой:

I этап. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.

II этап. Выделение различных групп обучающихся на основе полученных данных.

III этап. Подбор дифференцированных заданий для выделенных групп детей.

IV этап. Отслеживание динамики индивидуального развития.

I этап работы по реализации дифференцированного и индивидуального подхода в обучении был начат с проведения различных диагностик.

В 2011 году  в 1-ом классе мною совместно с психологом школы проведена диагностика готовности к школьному обучению, которая помогла мне выявить уровень развития внимания, памяти, мышления каждого первоклассника. Диагностика позволила определить,  в каком состоянии у каждого маленького ученика  произношение звуков, речь, тонкая моторика и координация движений рук, выявлены особенности поведенческих реакций.

Были проведены следующие диагностики:

1.Исследование уровня  готовности к школьному обучению. (Методика изучения словесно - логического мышления Э. Ф. Замбацявичене)

Гистограмма №1 .Уровень готовности обучающихся 1 « А» класса

 

Выяснилось, что 4% учащихся имеют высокий уровень готовности к школьному обучению, 48%  - средний уровень, у 28% - уровень ниже среднего и 20% учащихся - на низком уровне готовности к школьному обучению.

Как видно из таблицы, примерно половина  обучающихся имеют ниже среднего и низкий уровень готовности  к обучению в школе. Исходя из этого, была спланирована помощь ученикам, соответствующая характеру отставания.

2. Таблица 1. Результаты исследования типов темперамента. Тест "Формула темперамента" (А.Белов)

Тип

Характеристика

Кол-во обучающихся

холерик

сильный

неуравновешенный

подвижный

       

  4 чел      (20%)

сангвиник

сильный

уравновешенный

подвижный

 

  7 чел      (24%)

флегматик

сильный

уравновешенный

инертный

 

  9 чел       (36%)  

меланхолик

слабый

неуравновешенный

инертный

 

  5 чел       (20%)

20% - это холерики. Холерики отличаются вспыльчивостью, неуравновешенностью, импульсивностью характера.

24%  - сангвиники. Сангвиники – способны к быстрому переключению внимания и деятельности.

36% - флегматики. Флегматики – трудно приспосабливаются к новой обстановке и испытывают определенные трудности в общении. Замкнуты, медлительны.

20% - меланхолики. Меланхолики – неуверенны в себе, чрезмерно обидчивы, отличаются низкой работоспособностью и быстрой утомляемостью.

 

 

 

3. Гистограмма №2 Определение репрезентативных систем (ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации). Методика: тест Б.А. Левиса, Ф. Пукелика


В классе 48% учащихся – аудиалы.

Аудиалы воспринимают информацию на слух, у них быстрая реакция, необходима быстрая смена видов деятельности, задачи решают устно, закрепление нового  для них с помощью учебника или дополнительной литературы.

32% - визуалы. Визуалы воспринимают информацию зрительно. Первоначальное знакомство с материалом по учебнику, в ходе объяснения рекомендуется использовать записи на доске большими печатными буквами. Этим учащимся требуется время на обдумывание полученной информации. Задачи решают письменно.

20% детей – кинестеты. Кинестеты воспринимают информацию деятельностно, для них на уроке должен быть раздаточный материал для практических действий.

4. Гистограмма № 3 Диагностика  развития внимания: Субтест теста интеллекта Р.Амтхауэра «Кодирование»

 

5. Гистограмма № 4 .Диагностика развития памяти: Методика «10 слов» А.Р.Лурия


 6. Гистограмма № 5. Диагностика развития мышления: Ахутина Т.В. Тест «Исследование мышления».



II этап работы по проблеме. На основании результатов обследования обучающиеся были нами распределены в три группы:

1 группа обучающихся характеризуется слабой подготовленностью к школе, недостаточной сформированностью психических процессов или необходимых общеучебных умений. Они нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя.

2 группа обучающихся  характеризуется достаточной подготовленностью  к школе, владением  основным обязательным объемом знаний и умений. Этим учащимся требуется определенная помощь со стороны учителя при обобщении изученного.

3 группа обучающихся имеют высокую степень подготовки к школе, выраженную познавательную мотивацию, способность к творчеству при выполнении заданий.

III этап  работы. Полученные результаты позволяют планировать работу с учетом индивидуальных особенностей учеников. Приведу примеры дифференцированного подхода на уроках обучения грамоте.

Наиболее остро вопрос индивидуальных различий школьников стоит на уроках обучения грамоте в 1-ом классе. Очень важно организовать работу детей таким образом, чтобы ни одна минута 35-минутного урока не пропала даром, чтобы не потерять ни самых читающих детей, ни тех, кто начал  знакомиться с буквами только в школе. Это позволяет повышать учебную мотивацию всех обучающихся: умеющие читать дети не только переживают ситуацию успеха, но и совершенствуют умение читать, а дети ,только начавшие знакомство с буквами, осознают престижность получаемых знаний и умений, учатся слушать и отвечать на вопросы по услышанному.    

Рассмотрим пример дифференцированного подхода  на уроке обучения грамоте по «Букварю» (Соловейчик М.С., Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С.). Эту учебную книгу можно с успехом использовать и в классах, где все дети уже читают, и в классах с  нечитающими детьми, и в смешанных классах.

Каждый разворот страниц данного учебника составляет один урок. Например, стр.44-45. Тема «Согласные звуки [м],[м] буква «M». Левая страница предназначена для нечитающих детей, а правая – для  читающих.

После знакомства с новыми звуками и буквой М, заполнения звуковой схемы-человечка,  читающим детям предлагается самостоятельно  прочитать на доске ключевые слова, на правой странице учебника прочитать заглавие, рассмотреть иллюстрации к тексту, сделать предположение о содержании текста, а затем самостоятельно и про себя прочитать текст и проверить свои предположения.  А в это время нечитающая группа детей работает под руководством учителя по левой странице, упражняясь в чтении столбиков слогов, слов  и предложения. Когда данный этап работы закончен, обе группы детей работают по правой странице.  Текст читается вслух по предложениям или по абзацам. Для нечитающих детей может быть дано задание: найти и прочитать знакомые слова, провести их звуко-буквенный анализ.

  Такой подход к обучению чтению позволяет к концу букварного периода добиться хороших результатов в скорости чтения у всех обучающихся.

Сравним результаты. В первой таблице отражены данные   в ходе  опроса  на начало 1-го класса:

7.Таблица 2. Проверка сформированности навыков чтения (октябрь 2011)

 

      Способ чтения

Кол-во учащ-ся

Знали частично буквы

5чел           (20%)

Читали отдельные слоги

7чел           (28%)

Читали по слогам

12чел          (48%)

Читали целыми словами

1 чел            (4%)

 

На конец 1-го класса  скорость чтения составляет 30-40 слов в минуту. Ученики прочитали  контрольный текст с такими результатами:

8. Таблица 3. Проверка сформированности навыков чтения (май 2012 г.)

 

Скорость чтения

Кол-во уч-ся

Выше нормы

20 чел          (80%)

Норма

5 чел          (5%)

Ниже нормы

0 чел           (0%)

 

80% первоклассников имеют результат выше нормы.

5%  первоклассников уложились в норму.

Ниже нормы результатов нет.

IV этап работы по проблеме : дифференциация и индивидуализация обучения -   отслеживание динамики индивидуального развития.

Динамику развития (Методика изучения словесно - логического мышления Э. Ф. Замбацявичене) мы видим на гистограмме:

Гистограмма № 6.Уровень индивидуального развития обучающихся 1 «А» класса (апрель 2012 г.)



Количество детей с высоким уровнем развития повысилось (1- 6 уч-ся), а с низким уровнем  значительно понизилось(7-1уч-ся).

Таким образом, постоянный мониторинг успешности обучения, развития физиологических и интеллектуальных способностей обучающихся позволяет  грамотно планировать учебно-воспитательный процесс, своевременно корректировать его и снимать образовательные трудности у каждого отдельно взятого ученика и класса в целом. Мониторинг результативности использования технологии индивидуально-дифференцированного обучения в начальной школе свидетельствует о высокой эффективности технологии, т.к. она позволяет каждому ученику переходить в зону ближайшего развития.

 

Литература

1. Акимова М.К. Психологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. Учеб.  пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.-12-15с.

2.Аржанова Т. Н. «Дифференциация и индивидуализация обучения как условия саморазвития школьника»

3.Ахутина Т.В. Исследование мышления. Т.В.Ахутина, И.Н.Горелов, А.А.Завлевская. –  М.: «Наука», 2005. – 239с.

4. Захарова Т.В., учитель начальных классов МОУ «СОШ №7 г. Кировска. Статья. Обеспечение дифференциации ииндивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника.

5.Газета «Портфолио»№ 6 (18) 23 марта 2012 опыт регионов.Организация урока по новым стандартам. Юрий Макаров, Хамидуллина Камария.

 

Категория: 4. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. | Добавил: Zvyagina (17.12.2012)
Просмотров: 2835 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика