Среда, 15.05.2024, 04:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обучение и воспитание » 3. Патриотизм и гражданственность в современной системе воспитания.

Воспитание гражданина – общая цель образовательной системы

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА –
ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

 

И.В. Гревцева,

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г.Ливны,

Е-mail: Grev.irina@list.ru

 

Новое время порождает и новые проблемы, уже в который раз испытывающие на прочность российскую систему образования. В связи с реформированием образования и сменой образовательной парадигмы проблема воспитания на всех образовательных уровнях стоит особенно остро. Но самой острой проблемой образовательных учреждений, семьи, всего общества и государства следует считать проблему воспитания новых поколений россиян.

Важнейшая фундаментальная задача образования – формирование гражданских ценностей и убеждений, обеспечение роста самосознания и гражданского взросления общества, что является основой его социальной стабильности.

Для решения этой задачи образование всем своим устройством и содержанием должно воспитывать гражданина и патриота; воспитывать в человеке чувство чести и собственного достоинства, социальной справедливости, гуманизм, высокую духовность и нравственность; нести в себе межнациональную, межэтническую солидарность, уважение к национальным традициям и культуре, всемирно поощрять этнокультурные образовательные инициативы. Общечеловеческие моральные ценности – это базис нравственной культуры личности [1].

Личность приобретает черты гражданского облика с раннего возраста на основе опыта приобретаемого в семье, школе, социальной среде, в Вузе. Но особенно важно привить человеку гражданственность, в то время, когда он учится в ВУЗе, так как именно в студенческие годы происходит мощная социализация личности, определение ценностей, формирование планов на будущее.

Воспитание молодежи в образовательных учреждениях должно быть основано на приоритете «прав и свобод человека и гражданина, социального и межнационального мира и согласия; возрождения, сохранения и неуклонного развития духовных, культурных и интернациональных традиций».

Воспитание Гражданина Отечества является объективной необходимостью. Эта необходимость вытекает из видения конечных целей педагогического процесса, когда результатом его становится гражданин, «обладающий гарантированной государством совокупностью прав и обязанностей, приверженный идеалам демократии, идеям социального партнёрства, уважающий национальные и личностные свободы как окружающих, так и свои; гражданин, для которого приоритетным становится уважение к законам государства; гражданин, которого характеризует способность к разнообразной и продуктивной деятельности на благо общества и государства, на благо личности» [2].

Воспитание Гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании». Воспитание гражданственности является одним из основных принципов государственной политики в области образования (ст. 2).

Создание в филиале педагогической воспитательной среды является важным фактором формирования гражданственной направленности личности студента, его социальной позиции и нравственных ориентиров.

Особое значение в гражданском становлении личности имеют следующие задачи:

- мировоззренческая подготовка молодёжи, определение смысла жизни, ценностного отношения к собственной жизни;

- приобщение к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности;

- приобщение к культуре своего отечества, народа, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях;

- формирование общечеловеческих (народных) норм морали (доброта, взаимопонимание, терпимость и т.д.);

- развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения;

- воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни, развитие потребности в творческом труде.

Для решения этих задач в филиале образованы и функционируют под руководством преподавателей студенческие клубы:

- «Я и право» (рук. Рыкова Л.В.) - темы заседаний «Роль Конституции в формировании пути исторического развития нашей страны», «Я – молодой избиратель», «Голосуем впервые. Посвящение в избиратели», «Комендантский час: за и против», «Выбираем Президента»;

- «Откровенный разговор» (рук. Ефремова Ж.Д.) - темы заседаний «Служить Отечеству», «Наш дом – Россия», «Право на самоуправление», «Политика – дело грязное?», «Ты чьё, старичьё?», «Голосуй, а то проиграешь!», «Толерантность – не роскошь, а…?!»;

- «Родник» (рук. Мурских Л.В.) - темы заседаний «Ливенский край – частица России», «На земле Ливенской», Наш земляк-краевед Р.В. Ковалев», «Здесь отчий дом, здесь моё начало».

Формы проведения таких заседаний различные – это дискуссии, «устный журнал», «круглый стол», встречи, экскурсии, КВНы, творческие работы, турниры.

Воспитание гражданственности органично связано с обучением. В процессе обучения формируется целостная картина мира, изучаются закономерности и механизмы существования и развития общества, человека. Гражданственность – это единство правовой, политической и нравственной  культуры. Содержание всех дисциплин нацелено на формирование гражданина, патриота. Но особенно велика в этом роль гуманитарных предметов. Так на занятиях по дисциплинам «История», «Право», «Литература», «Культурология», «Обществознание», «Этика и мораль», «Этика делового общения» и др. затрагиваются темы гражданственности, проводятся дискуссии, семинары, дебаты.

Ежегодно в филиале отделом по СВиВР проводится научно-практическая конференция «Духовный мир современной молодёжи: проблемы и противоречия», где студенты принимают активное участие.

Анализ мониторинговых исследований среди студентов филиала по проблеме гражданственности и патриотизма показывает, что 52% респондентов считаю себя патриотами своей Родины, 33% - интересуются политикой, 38% - ходят на выборы. Чувство гордости за современную Россию испытывают – 50% респондентов, 46% - считают, что ситуация с формированием патриотического сознания молодежи изменилась в худшую сторону. На вопрос «Кто принимает более активное участие в воспитании гражданина и патриота?» респонденты на первое место поставили семью – 48%, далее учебные заведения – 39%, военно-патриотические организации – 21%, молодежные общественные организации – 13%.

Мониторинг позволяет преподавателям увидеть реальные результаты, сделать определенные выводы, провести корректировочную работу, наметить план мероприятий по формированию гражданственности у студентов.

Российская молодёжь – мощная сила, обладающая современными знаниями, навыками и огромным потенциалом, который должен быть использован с максимальным эффектом во благо её самой, а также развития и укрепления России.

Таким образом, при соответствующей организации образовательного процесса, возможно воспитание у молодого поколения гражданственности, формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира, к человеческой личности, правам человека. 
Мы живем в жесткое время, полное  драматизма, но граждан страны не покидает надежда на возрождение России, т.к. у нее героическое прошлое и большое будущее.
 
Литература:
 
1. О развитии образования в РФ: извлечение из итогового документа, принятого на заседании Гос. Совета ФФ 24 марта 2006 г. // Народ. образование.– 2006. – №5 – С. 7-16.
2. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д:Феникс, 2002. – 544с.
Категория: 3. Патриотизм и гражданственность в современной системе воспитания. | Добавил: Zvyagina (17.12.2012)
Просмотров: 1570 | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика