ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА –
ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
И.В. Гревцева,
Ливенский филиал
Госуниверситета – УНПК, г.Ливны,
Е-mail: Grev.irina@list.ru
Новое время порождает и новые проблемы, уже в который
раз испытывающие на прочность российскую систему образования. В связи с
реформированием образования и сменой образовательной парадигмы проблема
воспитания на всех образовательных уровнях стоит особенно остро. Но самой
острой проблемой образовательных учреждений, семьи, всего общества и
государства следует считать проблему воспитания новых поколений россиян.
Важнейшая фундаментальная задача
образования – формирование гражданских ценностей и убеждений, обеспечение роста
самосознания и гражданского взросления общества, что является основой его
социальной стабильности.
Для решения этой задачи образование всем
своим устройством и содержанием должно воспитывать гражданина и патриота;
воспитывать в человеке чувство чести и собственного достоинства, социальной
справедливости, гуманизм, высокую духовность и нравственность; нести в себе
межнациональную, межэтническую солидарность, уважение к национальным традициям
и культуре, всемирно поощрять этнокультурные образовательные инициативы. Общечеловеческие
моральные ценности – это базис нравственной культуры личности [1].
Личность приобретает черты гражданского
облика с раннего возраста на основе опыта приобретаемого в семье, школе,
социальной среде, в Вузе. Но особенно важно привить человеку гражданственность,
в то время, когда он учится в ВУЗе, так как именно в студенческие годы
происходит мощная социализация личности, определение ценностей, формирование
планов на будущее.
Воспитание молодежи в образовательных
учреждениях должно быть основано на приоритете «прав и свобод человека и гражданина, социального и межнационального
мира и согласия; возрождения, сохранения и неуклонного
развития духовных, культурных и интернациональных традиций».
Воспитание Гражданина Отечества является объективной
необходимостью. Эта необходимость вытекает из видения конечных целей
педагогического процесса, когда результатом его становится гражданин,
«обладающий гарантированной государством совокупностью прав и обязанностей,
приверженный идеалам демократии, идеям социального партнёрства, уважающий
национальные и личностные свободы как окружающих, так и свои; гражданин, для
которого приоритетным становится уважение к законам государства; гражданин,
которого характеризует способность к разнообразной и продуктивной деятельности
на благо общества и государства, на благо личности» [2].
Воспитание Гражданина является общей целью
образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе Российской Федерации
«Об образовании». Воспитание гражданственности является одним из основных
принципов государственной политики в области образования (ст. 2).
Создание в филиале педагогической воспитательной среды
является важным фактором формирования гражданственной направленности личности
студента, его социальной позиции и нравственных ориентиров.
Особое значение в гражданском становлении личности
имеют следующие задачи:
- мировоззренческая подготовка молодёжи, определение
смысла жизни, ценностного отношения к собственной жизни;
- приобщение к законам государства, раскрытие
объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской
ответственности;
- приобщение к культуре своего отечества, народа,
формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях;
- формирование общечеловеческих (народных) норм морали
(доброта, взаимопонимание, терпимость и т.д.);
- развитие внутренней свободы, способности к
объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного
достоинства, самоуважения;
- воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни,
развитие потребности в творческом труде.
Для решения этих задач в филиале образованы и
функционируют под руководством преподавателей студенческие клубы:
- «Я и право» (рук. Рыкова Л.В.) - темы заседаний
«Роль Конституции в формировании пути исторического развития нашей страны», «Я
– молодой избиратель», «Голосуем впервые. Посвящение в избиратели»,
«Комендантский час: за и против», «Выбираем Президента»;
- «Откровенный разговор» (рук. Ефремова Ж.Д.) - темы
заседаний «Служить Отечеству», «Наш дом – Россия», «Право на самоуправление», «Политика
– дело грязное?», «Ты чьё, старичьё?», «Голосуй, а то проиграешь!»,
«Толерантность – не роскошь, а…?!»;
- «Родник» (рук. Мурских Л.В.) - темы заседаний
«Ливенский край – частица России», «На земле Ливенской», Наш земляк-краевед
Р.В. Ковалев», «Здесь отчий дом, здесь моё начало».
Формы проведения таких заседаний различные – это
дискуссии, «устный журнал», «круглый стол», встречи, экскурсии, КВНы, творческие
работы, турниры.
Воспитание гражданственности органично связано с обучением. В процессе обучения формируется целостная картина мира, изучаются закономерности и механизмы существования и развития общества, человека. Гражданственность – это единство правовой, политической и нравственной культуры. Содержание всех дисциплин нацелено на формирование гражданина, патриота. Но особенно велика в этом роль гуманитарных предметов. Так на занятиях по дисциплинам «История», «Право», «Литература», «Культурология», «Обществознание», «Этика и мораль», «Этика делового общения» и др. затрагиваются темы гражданственности, проводятся дискуссии, семинары, дебаты.
Ежегодно в филиале отделом по СВиВР проводится
научно-практическая конференция «Духовный мир современной молодёжи: проблемы и
противоречия», где студенты принимают активное участие.
Анализ мониторинговых исследований среди студентов
филиала по проблеме гражданственности и патриотизма показывает, что 52%
респондентов считаю себя патриотами своей Родины, 33% - интересуются политикой,
38% - ходят на выборы. Чувство гордости за современную Россию испытывают – 50%
респондентов, 46% - считают, что ситуация с формированием патриотического
сознания молодежи изменилась в худшую сторону. На вопрос «Кто принимает более
активное участие в воспитании гражданина и патриота?» респонденты на первое
место поставили семью – 48%, далее учебные заведения – 39%,
военно-патриотические организации – 21%, молодежные общественные организации –
13%.
Мониторинг позволяет
преподавателям увидеть реальные результаты, сделать определенные выводы, провести
корректировочную работу, наметить план мероприятий по формированию
гражданственности у студентов.
Российская молодёжь –
мощная сила, обладающая современными знаниями, навыками и огромным потенциалом,
который должен быть использован с максимальным эффектом во благо её самой, а
также развития и укрепления России.
Таким образом, при соответствующей организации образовательного процесса, возможно воспитание у молодого поколения гражданственности, формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира, к человеческой личности, правам человека. Мы живем в жесткое время, полное драматизма, но граждан страны не покидает надежда на возрождение России, т.к. у нее героическое прошлое и большое будущее. Литература: 1. О развитии образования в РФ: извлечение из итогового документа, принятого на заседании Гос. Совета ФФ 24 марта 2006 г. // Народ. образование.– 2006. – №5 – С. 7-16. 2. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д:Феникс, 2002. – 544с. |