Четверг, 16.05.2024, 01:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обучение и воспитание » 3. Патриотизм и гражданственность в современной системе воспитания.

Патриотизм и гражданственность в современной системе воспитания

ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ

 

О.Н. Агаркова, преподаватель,

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, Ливны,

E-mail:pk_livny@mail.ru

 

Огромные изменения, произошедшие в последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Являясь одним из направлений воспитания, оно выступает неотъемлемой составной частью всей деятельности по подготовке подрастающего поколения к выполнению важнейших социальных функций в различных сферах жизни.

Тревожная тенденция изменений в мотивации поведения и выборе ценностных ориентаций молодых людей, утраты устойчивого интереса к образованию, труду, роста антипатриотических настроений и агрессивности свидетельствует о наличии отрицательного отношения представителей российской молодёжи к таким понятиям, как любовь к Родине, уважение к закону, чувство долга. Вместе с тем главным методологическим принципом патриотического воспитания должно быть познание и осознание молодыми людьми своей Малой Родины, приобщение подрастающего поколения к российским историческим ценностям, самоопределение и творческая самореализация личности в условиях свободы выбора деятельности.

Эффективность проводимых сегодня социально-педагогических преобразований в этом направлении во многом зависит от направленности и приоритетов развития системы патриотического воспитания, основанной на  основополагающих положениях Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».

Современный молодой человек в силу различных, в том числе противоречивых обстоятельств, стоит перед дилеммой выбора целей: благородных, но нелегких или сомнительных, однако легко достижимых. На этот выбор могут повлиять образовательное учреждение, а особенно авторитетный преподаватель, осознающий, что идеал – это не только цель воспитания, но и путь, по которому должен идти его воспитанник, т.е. тот, кто проповедует естественный юношеский идеализм, умеренный прагматизм и жела­ние трудиться вместе со своим поколением на благо страны.

Осуществление патриотического воспитания предполагает  использование соответствующих средств, способствующих достижению его задач. Система средств патриотического воспитания включает три основных компонента: материально-технический, учебно-воспитательный и организационный.

К материально-техническим средствам относятся учебные аудитории по военному обучению, музеи, памятники, военно-патриотические клубы, специальное оборудование, а также соответствующие средства массовой информации.

Учебно-воспитательные средства включают основные теоретические и научно-практические рекомендации по организации и проведению патриотического воспитания, по формированию взглядов, убеждений, потребностей и интересов, воспитание любви к Родине готовности к отстаиванию ее свободы и независимости, о государственных социальных институтах, о военной службе.

Организационные средства патриотического воспитания – это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материально-технических и учебно-воспитательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально реализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию личности гражданина и патриота.

Все три группы средств патриотического воспитания тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, и только комплексное их использование в процессе взаимодействия субъекта и объекта этой деятельности способствует достижению ее главной цели.

В настоящее время важно осознать и разработать пути и средства формирования человека, способного жить в гражданском обществе. Для этого нужны умения и навыки, определяющие отношение к обществу и демократический климат в среде своего общения, желание и готовность осуществлять социально полезные действия, приумножать богатства страны. Одним из приоритетов воспитания должна стать гражданственность с ее установкой: от того, что я делаю, за кого голосую, зависит, как будем жить я и моя семья, к каким последствиям приведут социально-экономические преобразования.

В мире по-разному расставляются акценты гражданского воспитания. Например, в США стремятся формировать ответственность человека за судьбу демократического общества, в Европе – обучать правам человека. В России начала XX в. ориентировались на то, что человек есть совокупность общественных отношений, привела в воспитательной практике к выводу о том, что человека как природное существо надо как можно скорее сделать социальным деятелем.

Сегодня в качестве цели воспитания предлагается формирование человека культуры, ядро которого субъективные свойства, определяющие меру его свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества. Это предполагает воспитание таких качеств в человеке, как высокий уровень самосознания, чувства собственного достоинства, самоуважения, независимость суждений, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, готовность принимать решения и нести ответственность за свои поступки.

В современном обществе, понятие «гражданственность» может стать ментальной основой подготовки будущего специалиста любой профессиональной направленности. Гражданственность это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений. Выделим основные задачи, поставленные  образовательным учреждением, для реализации государственной политики по совершенствованию системы патриотического воспитания молодёжи с учётом особенностей нашего региона:

- способствовать эффективной реализации молодёжной политики по формированию нового, современного и конструктивного образа патриотизма;

- создать действующую систему координации семьи, образовательного учреждения, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и общественности как субъектов патриотического воспитания;

- способствовать физическому развитию подрастающего поколения.

Основа содержания патриотического воспитания определена как готовность гражданина к выполнению конституционного долга, сущность которого заключается в выполнении требований Конституции РФ, определяющих обязанности и права гражданина в мирное и военное время, а также в достойном служении своему Отечеству, готовности разделить его судьбу.

Точкой отсчета серьезных исследований по проблемам гражданства считается книга Аристотеля «Политика», где представлена концепция гражданства, определены основные параметры этого феномена. Определение гражданина как члена политического общества Аристотель выводит из понятия «город», что означает сообщество граждан. Конечная цель государства не сводится к сохранению жизни граждан, они должны стремиться к достижению человеческого совершенства. Аристотелевские вопросы не утратили своей актуальности и для современной системы подготовки будущего специалиста: он не станет хорошим гражданином до тех пор, пока не поймет, что это означает и зачем ему это нужно. Гражданственность это приоритетная ценность, обретение которой позволяет осознать человеческое достоинство и достигнуть человеческого совершенства. Современные проблемы, связанные с воспитанием гражданственности, имеют объективные истоки, обусловленные тенденциями нового демократического времени.

Художественная, философская и педагогическая мысль России всегда была ориентирована на воспитание высоких гражданских качеств. Вспомним А.С.Пушкина, который к числу главных качеств гражданина отнес уважительное отношение к славному прошлому и чувство любви к Родине:

   Два чувства дивно близки нам.

В них обретает сердце пищу:

Любовь к отеческим  гробам,

Любовь к родному пепелищу.

   На них основано от века

   По воле Бога самого

   Самостоянье человека,

Залог величия его.

 

Литература

1. Об образовании: Закон РФ (с изм.внесен.ФЗ12.12.2012 №185-ФЗ) // Справочно- правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] /Компания «Консультант Плюс»

2. Адаменко, С. Воспитываем патриотов России/ С. Адаменко// Народ. образование. -2005. -№4.-С.23-25.

3. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания /Ю. Азаров  // Воспитание школьников. -2008.-№6. – С. 3-11.

4. Кобелева, Т.И. Индикаторы сформированности  гражданской позиции школьников/ Т. И. Кобелева //Мастер- класс (прил. к журн. «Методист»). – 2010. - №6. – С. 2-7.

5. Куликова, Г.Г. Современные подходы к патриотическому воспитанию студентов: исследования, опыт, проблемы / Г. Г. Куликова //Инновации в образовании. – 2008. - №8. – С. 127-133.

6. Лаврентьев, В.В. Патриотизм: его признаки и содержание / В.В. Лаврентьев, Ю.И. Макаренко // Журн. зам. директора по воспитат. работе. – 2012. - №6. С.14-20.

7. Майер, В. Управление воспитательным процессом через учебные дисциплины // В. Майер // Высшее образование в России. – 2007. - №2. С. 16-17.

8. Тонконогов, А.В. Патриотизм как идеология современной России //А. В. Тонконогов// Социально – гуманитар. знания. – 2011. - №5. С. 31-38.

9. Шайденко, Н.А. Идеи патриотизма в истории отечественной педагогики/ Н.А. Шайденко // Вестн. высш. шк. – 2012. -  №1. – С. 49-53.

 

Категория: 3. Патриотизм и гражданственность в современной системе воспитания. | Добавил: Zvyagina (17.12.2012)
Просмотров: 3387 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика