Четверг, 16.05.2024, 04:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обучение и воспитание » 3. Патриотизм и гражданственность в современной системе воспитания.

Патриотическое воспитание через развитие экологического самосознания студентов в работе экологического бюро

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ В РАБОТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЮРО

 

Е.В. Герасина, преподаватель,

Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, г.Ливны,

E-mail: frau.gerasina2012@yandex.ru

 

Понятие «экологический кризис» впервые вошло в употребление в середине 70-х годов ХХ в. Оно возникло и получило распространение применительно к социально-экономической системе развитых стран, переживавших обостренные противоречия между ростом производительных сил и охраной окружающей среды.

Группа американских ученых – Д.Х. Медоуз, Д.Л. Медоуз, И. Рэндерс, В.Беренс, а также представители «Римского клуба», разработали модель будущего развития биосферы как мировой системы. Авторы модели пришли к выводу о том, что если темпы роста народонаселения, экономики, скорости истощения природных ресурсов будут увеличиваться в таких же масштабах, то к 2020-2040 гг. человечество окажется на пороге гибели в результате разрушения природной среды. Иными словами, деградация биосферы представляет ныне прямую угрозу нашей цивилизации, поскольку пределы возможных нагрузок уже достигнуты.

Кризисы заставляют меняться, чтобы выжить. В этом общая черта любых кризисов – экологических, экономических или психологических. Основной путь выхода из экологического кризиса – перестройка всего уклада человеческой жизни, переориентация ценностей природы, изменение социальной и экономической политики.

Экологическое образование, экологизация общественного сознания является решающим фактором обеспечения экологической безопасности, укрепления здоровья людей. По решению Всемирного саммита по устойчивого развития в Йоханнесбурге (ЮАР) Генеральная Ассамблея ООН объявила о января 2005 года по декабрь 2014 Всемирную Декаду образования для устойчивого развития. Экологическая направленность образования декларирует как один из приоритетов государственной политики в сфере образования, а как цель образовательного процесса определен формирование экологического самосознания, экологической этики и экологической культуры молодежи.

Патриотическое воспитание – это формирование у молодого поколения готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем. Воспитание патриотизма начинается с познания ценностей отечества. Любовь и преданность к Родине формируется с признательности красоты родных мест, с любви к природе.

Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, в широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. Все мы дети Великой России, но если смотреть шире, то все мы люди – дети природы, а земля – наша мать. Когда же говорят о природе, то очень уместно употребить мудрое изречение американских индейцев, которые ощущали свое единство с природой: «Мы не получили землю в наследство от предков, мы одолжили ее у наших детей». Сколько смысла в этих простых словах! Загрязняя и уничтожая природу, мы уничтожаем самих себя, наследие наших предков и будущее наших потомков, мы уничтожаем свою Родину и ведем свой народ к погибели.

Патриотизм— это и бережное отношение к окружающей среде. Те, кто сознательно встал на защиту природы, — истинные патриоты.

Работа студенческое экологического бюро «Экология человека» в нашем учебном учреждении направлена на формирование патриотического воспитания. Целями экологического бюро  является: формирование у студентов представлений о человеке как о части природы; о единстве и ценности  всего живого  и  невозможности выживания человечества без сохранения биосферы; обучение грамотному восприятию явлений, связанных с жизнью человека в природной среде, в том числе и его профессиональной деятельности, т.е. формирование экологического самосознания, гражданской ответственности и патриотического воспитания на примерах отношения человека к природе.

Традиционные мероприятия экологического бюро, привлекают молодое поколение к различным формам природоохранной деятельности: исследовательской, практической, агитационно-пропагандистской, культурно-развлекательной, туристско-познавательной, помогают стать им социально активными  гражданами города, приобрести навыки решения экологических проблем, самим заниматься просветительской работой.

В экологическом движении филиала заметным явлением стала  просветительская работа и пропаганда экологических знаний, через проведение внеклассных мероприятий связанных с экологическими датами страны и мира. Традиционно в  филиале проводится День леса, Год, объявленный годом ЮНЕСКО, Международный день экологических знаний Международный день биоразнообразия. Существуют множество различных экологических дней, которые люди всего мира отмечают ежегодно. Экологический календарь – один из способов привлечения внимания людей к существующим на сегодняшний день экологическим проблемам, как на территориях отдельных регионов, так и на всем земном шаре. 

В дни, отмеченные в календаре, в разных уголках Земли проходит обсуждение данных проблем, поиск путей их решения, проводятся различные природоохранные мероприятия.

Данные мероприятия преследуют цели по повышению экологической грамотности и культуры студентов, формированию личностного отношения студентов к экологическим праздникам и датам, формирование гражданской ответственности и патриотического воспитания, ответственного отношения к сохранению окружающей среды и формированию экологического самосознания.

Сегодня, спустя двадцать пять лет, что мы знаем о трагедии в Чернобыле –  под этим девизом в вузе прошло мероприятия «Чернобыль – трагедия, подвиг, предупреждение». В рамках этого мероприятия была организованна выставка книг, журналов и статей, посвященных трагедии, так же проведена выставка фоторабот по теме «Чернобыль в фотообъективе». Многие фотографии, представленные на фотовыставке, сильнее и точнее всяких слов. Они – документ того события, что уже стало историей, но еще не утратило остроту боли. Дела людей, лица людей – героев фотографий – достоверное свидетельство. Каждый документ из Чернобыля чрезвычайно важен. Также в рамках данного мероприятия организованно ток-шоу «Будущее человечества», на котором был поставлен вопрос «Пора кончать разговоры о Чернобыле?». В заключении ток-шоу прозвучал ответ «Нет, не пора! Если все страшное, труднообъяснимое, мало чем оправданное мы станем легко забывать, амнистировать за давностью лет, не получится урок Чернобыля, как и любой другой урок истории, исчерпывающим. Таким, каким требует его сделать само время. Быстро забыть, значит, в будущем разбить лицо о невыученное, повторить не просто ошибку, совершить новое преступление. Чернобыль это – трагедия, подвиг, предупреждение». Членами бюро был показан экологический спектакль по книге Яворивского Владимира «Испытание. Чернобыль. Трагедия. Подвиг. Предупреждение».

Мероприятия «Чернобыль – трагедия, подвиг, предупреждение» было организованно с целью формирования гражданской ответственности и патриотического воспитания студентов на примере изучения причин и последствий чернобыльской аварии.

Помимо просветительской работы студенты экологического бюро занимаются научно-исследовательской работой по изучению глобальных проблем человечества, природы и заповедных мест России, Орловщины, Ливенского края.

Члены экологического бюро проводят наблюдения за природой, фотографируют красоты Ливенского края и проводят фотовыставки для студентов вуза.

Бюро традиционно выпускает газеты к международным и российским экологически датам и праздникам, которые направлены на просветительскую деятельность.

Членами бюро разработаны презентации «Кислотные осадки», «Парниковый эффект», «Озоновый слой», «День леса», «25 лет Чернобылю»,  «Чистая вода», «Орловское полесье», «Красная книга Орловщины», «Всемирное природное наследие России», «Девственные леса Коми», «Озеро Байкал», «Вулканы Камчатки», «Золотые горы Алтая», «Западный Кавказ», «Центральный Сихотэ-Алинь», «Убсунурская котловина», «Остров Врангеля» и другие.

С научно-учебными и научно-исследовательскими работами студенты экологического бюро принимают активное участие в работе секции «Экология» научно-практичской конференции вуза. В работе конференции за десять лет работы студенческого экологического бюро приняло участие около 100 студентов. Лучшие проекты, научно-исследовательские работы студентов получили положительные отзывы на вузовских научно-технических конференциях в городах Орле, Мценске, Курске и были награждены почетными грамотами и дипломами.

Членами экологического бюро организуются экологические вечера, участниками которых становятся студенты первого курса СПО. Экологические вечера проводятся в форме КВН, ток-шоу, интеллектуальных игр, с целью привлечения студентов в работу экологического бюро, формирование гражданской ответственности и патриотического воспитания студентов.

Деятельность бюро по становлению и развитию экологического самосознания в рамках патриотического воспитания осуществляется по следующим направлениям:

1. Экологическая пропаганда – разработка лозунгов, плакатов, значков, эмблем, призывающих к сохранению окружающей среды для воздействия на широкие массы.

2. Экологическое просвещение – разработка мероприятий, способствующих распространению знаний о природе и необходимости её охраны.

3. Экологическое образование – создание буклетов, информационных материалов, способствующих обеспечению школьников и населения города систематическими знаниями об окружающей среде.

4. Эколого-художественная деятельность –  разработка и постановка сценариев  литературно-музыкальных композиций, способных на эмоциональном уровне вызвать потребность к сохранению окружающей среды. Этому направлению уделяется большое значение, потому что пока человек сердцем не прочувствует необходимости в охране окружающей его природе, никакие законы, лозунги, система штрафов не заставят его это делать. Беречь и охранять родную природу можно только согласно своим внутренним убеждениям.

Экологическое воспитание, развитие экологического самосознания сущность которого заключается в формировании человека с новым экологическим мышлением, способным осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой, направлено на привитие любви к природе.

Воспитание патриота – сложный процесс. Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе, поэтому вся работа студенческого экологического бюро направлена на пробуждение любви к родному краю, России.

Категория: 3. Патриотизм и гражданственность в современной системе воспитания. | Добавил: Zvyagina (17.12.2012)
Просмотров: 4584 | Рейтинг: 3.5/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика