ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Л.В. Райденко, учитель начальных классов,
МБОУ Гимназия, г.Ливны
Человечество еще в седой
древности убедилось в том, что кроме силы физической у человека есть сила
духовная – верность своим убеждениям, непоколебимость перед трудностями,
бесстрашие, уверенность в своей правоте. Понятие о силе духа, мужестве, волевой
стойкости являются историческими, складываются постепенно. Эти понятия мы используем сегодня для патриотического
воспитания подрастающего поколения.
Дети
должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто
прославляет свою страну. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на
её защиту. Сегодня быть патриотом означает не только гордиться флагом и гербом
страны, нашими достижениями в области экономики, политики, спорта и культуры,
но и на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша
страна процветала.
В
начальных классах учитель и классный руководитель в единственном числе, и специфика
воспитания состоит в том, что обучение и воспитание взаимодополняют друг друга.
Растить
детей гражданами и высоконравственными людьми - значит передавать им духовный
опыт отцов, дедов, прадедов. Без традиций - не народ, а просто население. Я в
своём классе целенаправленно работаю над разработкой и проведением мероприятий,
посвящённых этой проблеме.
Работу
по гражданско-патриотическому воспитанию я организую в три этапа:
I этап. Развитие интереса к истории
своей родословной, бережное отношение к семейным традициям.
II этап. Изучение истории своего
края, его настоящего и будущего.
III этап. Изучение истории,
культуры, быта, традиций Отечества. Участие в работе органов классного и
школьного самоуправления.
На первом этапе (1-й класс) проводятся
тематические классные часы: «История нашей семьи», «Моя семья в фотографиях и
воспоминаниях», «Памятные даты нашей семьи», «Дедушкин альбом» и др. Детям
предлагается отобразить тему «Моя семья» в рисунках, подобрать фотографии,
рассказывающие о членах их семей.
Классный час, посвященный Дню
Матери, позволяет детям испытать чувство гордости за своих мам, дает наглядный
пример проявления внимания и чуткости.
В теме «Семья» я начинаю
использовать проектную технологию. Дети совместно с родителями в 1 классе участвуют
в таких проектах, как: «Я и моё имя»,
«Семейное древо», «Герб моей семьи», «Моя семья в годы войны». К этому
занятию привлекаются дедушки и бабушки, сохранившие семейные предания и
традиции. Конечно же, такие проекты ребёнку невозможно выполнить без помощи
взрослых, но использование данного метода, несомненно, эффективно. Подобная
совместная деятельность заставляет её участников бережнее относиться к своим
традициям, способствует сохранению семейных связей.
В результате реализации первого
этапа у детей появляется чувство гордости за свою семью, растет интерес
родителей к своим генеалогическим корням, выявляются новые факты семейных
биографий.
На втором этапе (2-й класс)
начинается изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры,
быта и традиций. Классные часы «Край
любимый», «Моя малая Родина», «Мои
земляки» и др. частично выстраиваются на знаниях учащимися своего родного
города, его улиц, предприятий, культурных и исторических памятников и затем
пополняются в течение последующих лет обучения.
Исследовательский проект "Символика
города Ливны”, викторина «Знаешь ли ты историю своего города?» позволяют
расширить знания учащихся о родном городе. Тестирование «Ты гражданином быть
обязан!» выявляет представления о гражданских качествах человека.
Экскурсии и прогулки являются
составной частью работы в данном направлении. Постепенно дети приходят к
осознанию понятия «малая родина», своей сопричастности к ее делам и заботам.
На третьем этапе (3-й и 4-й класс)
дети готовы воспринимать более сложный материал. Проводится цикл классных часов
о родной стране: «С чего начинается Родина», «Наша страна – Россия», «О гербе,
флаге и гимне», «Я - гражданин России»,
«Москва – столица нашей Родины». Дети получают представление о правах и
обязанностях граждан России, изучают историю гимна, герба, флага нашей
Родины. Игра «Историческое лото»
позволяет воспитанникам задуматься над смыслом крылатых выражений, дошедших до
нас из глубины веков: «Кто с мечом на русскую землю придет, от меча и
погибнет», «Лучше смерть, чем позор», «Сам пропадай, а товарища выручай».
Экскурсии на Площадь Победы, в
краеведческий музей, в музей микрорайона, к братским захоронениям с самого
раннего детства приучают к бережному отношению к памятным местам. Именно здесь
дети могут осознать, какой трудный долгий путь, насыщенный историческими
событиями прошел наш родной город от маленькой деревянной крепости до промышленного города.
Воспитанию патриотизма и
гражданственности способствует участие класса в школьном конкурсе
гимназического братства, в акциях "Мой сосед – ветеран”, выпуск классной стенгазеты, посвященной
освобождению города Ливны от немецко-фашистских захватчиков, составление устного журнала "Орден в твоем
доме”, Уроки мужества. В прошлом учебном году стихотворения моих учеников об Орловском крае, о родном городе Ливны были
опубликованы в газете «Ливенский рабочий»
Опыт работы в младших классах
показывает, что рассказ о героических традициях становится более эффективным,
если он опирается на местные факты, преломляется через традиции своего народа,
родного края. Дети встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны,
воинами – афганцами. Их живое слово оставляет в душах детей самое неизгладимое
впечатление. Подобные встречи оказывают
огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих
близких, участников величайших событий истории, заставляют гордиться подвигом
Родины.
Большое впечатление и неподдельный
интерес произвели на учащихся встречи с известными людьми нашего города:
создателем гимна города М.Ю. Карасевым,
писателем Г. Рыжкиным, краеведом О. Якубсоном, участницей ансамбля
«Ливенские гармошки» Черниковой Л.М.
В своём классе в этом учебном году,
т.е. в 4-ом классе я провела анкету. В первом задании нужно было дописать
предложение: «Россия - ...»
Вот
какие варианты ответов я увидела:
·
большая страна, сильная и мощная;
·
наша Родина;
·
великая держава;
·
цивилизованная страна, в которой
много радостей и, в то же время, неприятностей.
Во
втором задании нужно было продолжить предложение «надо любить свою Родину, а это значит ...».
Вот
какие варианты ответов предложили дети:
·
любить и ценить то место, где ты
родился;
·
не губить природу;
·
не променять её (Родину) на красивую
жизнь за границей;
·
оберегать её от пожаров, войн,
соблюдать законы.
Варианты
ответов меня удивили, и я поняла, что дети чувствуют и понимают, что значит
любить Родину. Я поняла, что наши дети умнее, чем порой нам кажется.
В
третьем задании нужно было дописать предложение «Когда я слышу слово «Ливны», я
вижу ..., слышу ..., чувствую ...».
Варианты
ответов:
Я вижу: Я слышу: Я чувствую:
• леса, луга; • голоса
детей, смех; • я рад, что живу в Ливнах;
• ул. Ленина; • шум Сосны; • я горжусь своим городом.
маленький, тихий как поют птицы;
городок родной
голос мамы
В
последнем задании нужно было ответить на вопрос «Что бы ты изменил в городе, если бы был мэром?»:
·
понизил бы цены на продукты питания;
·
заселил в дома бездомных людей;
·
дал денег нуждающимся;
·
чтобы было больше спортивных
площадок, тренажёрных залов;
·
привёз бы в школу новую мебель
Анализируя
ответы детей, я увидела их любовь к своему городу, семье, к родному краю, к
окружающим людям.
Вот
тот маленький гражданин, который думает
о проблемах, т.е. мы видим выход на государственное осмысление проблем детьми.
Дети видят, что политика должна быть направлена на развитие спорта, образования
и т.д.
Хочется
верить, что сегодняшние мои ученики 4 класса продолжат традиции, которые были
заложены у них в начальной школе, и станут достойным продолжением выпускников
гимназии.
|