ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА НА
УРОКЕ ФИЗИКИ
Т.Ю. Горелова,
МБОУ «Козьминская СОШ», Ливенский район,
Е-mail: kozmschool@mail.ru
Формирование чувства патриотизма на уроке необходимая
и посильная задача любого учителя. Почему-то в реальности считается, что этим должны заниматься только
учителя истории, литературы, географии и биологии. Остальные учителя стараются избегать решения
таких воспитательных задач на своих уроках, мотивируя их необоснованность малым
количеством времени на основные цели и задачи. Многие забывают или игнорируют,
что главной задачей любой школы является формирование духовно-нравственной личности,
патриота своей Родины.
Знаменитый русский филолог, академик Д.С. Лихачёв
выразил своё мнение о патриотизме следующими словами «Патриотизм - начало творческое, начало, которое может вдохновить
всю жизнь человека: избрание им своей профессии, круг интересов - все
определять в человеке и все освещать. Патриотизм - это тема, если можно так
сказать, жизни человека, его творчества. Патриотизм непременно должен быть
духом всех гуманитарных наук, духом всего преподавания... Я придерживаюсь того
взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к
своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к
своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а, созрев,
становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей стране и ее
народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса, и очень
трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того,
отсутствовало с самого начала».
В процессе преподавания
физики учитель имеет большие возможности для воспитания у учащихся любви к своей
стране, гордости за российскую науку и технику, глубокого уважения к тем, кто
своим трудом преумножил славу нашей Родины. Патриотический
материал в курсе физики предназначен пробудить благородные чувства, оставить в
сознании детей глубокий след, воздействовать не только и не столько на ум,
сколько на чувство.
Начиная с первого года
обучения физики в 7 классе формировать у школьников чувства патриотизма на уроках можно на
примере жизнедеятельности, гражданской позиции таких русских ученых-физиков как
А.С.Попов, М.В.Ломоносов, П.Н.Лебедев, К.Э.Циолковский,
С.П.Королёв, И.В.Курчатов, А.М.Прохоров, Н.Г.Басов и многих других ученых, которые своим ярким примером
внесли большой вклад в развитие российской и мировой науки. Успехи страны в области
физики и техники позволяет формировать у учащихся чувство гордости за свою Родину.
Первым научным исследованием ребёнка в 7 классе становиться биография одного из
отечественных учёных.
В нашей школе неделя физики
обычно проводится в первых числах апреля и обязательно имеет тесную связь с космонавтикой. Традиционно на предметной неделе учащиеся
защищают проекты, связанные с развитием, становлением и сегодняшним днём
отечественной космонавтики. Выпуски газет, создание презентаций, выставка
поделок, подготовка рефератов побуждают школьников к поиску и изучению
сведений, касающихся развития техники и ракетостроений, биографии русских
учёных. Так же на протяжении недели учащимся ежедневно предоставляется
возможность просмотра документальных фильмов о космосе. Наличие в кабинете
проектора и большого экрана делает просмотр комфортным для школьников. Если
несколько лет назад возникали трудности с поиском и подборкой материала, то
теперь, благодаря сайту «Телестудия Роскосмоса», учитель имеет широкий выбор.
Например, 4 октября 2012 года на данном сайте и на телеканале «Россия – 24» состоялась
демонстрация фильма-урока из космоса «Наш дом – Земля», подготовленный студией
Роскосмоса.
Фильм посвящён юбилейной
дате – 55-летию запуска первого искусственного спутника Земли. Урок проводил
экипаж МКС-32/33: командир экипажа - Геннадий Падалка и
бортинженеры - Сергей Ревин и Юрий Маленченко. Школьникам была показана жизнь
на МКС, эксперименты, проводимые на станции. Особый интерес у учащихся вызвали
эксперименты с плазменными кристаллами, благодаря которым можно было увидеть зарождение
и развитие нашей Галактики. Также вызвало огромный всплеск эмоций и дебатов
сообщение о борьбе при помощи плазмы с бактериями невосприимчивыми к земным
лекарствам. Несомненно, такие уроки и мероприятия способствуют развитию
технического творчества, повышают интерес к физике и технике, развивают у
школьников чувство гордости за свою страну.
Формирование
патриотизма происходит и при решении экологических проблем. Оказать помощь в формировании современных научных
взглядов на экологические проблемы, понимании их значимости в условиях
стремительно развивающегося в мире научно-технического прогресса, показывать
научно обоснованные способы уменьшения вредного воздействия хозяйственной деятельности
человека на природу крайне необходимо на уроках физики и внеклассных
мероприятиях. В конце апреля учащиеся среднего и старшего звена участвуют в
школьной межпредметной конференции «Экологические проблемы Земли». Учащиеся
представляют работы, в которых они рассматривают проблемы нашей планеты и
предлагают способы их решения.
Работы секции, посвящённой страшной техногенной
катастрофе на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года предлагают учащимся
поразмышлять об атомной энергетике,
использовании атомных электростанций. Чувство сопереживания к жертвам
катастрофы заставляет школьников задуматься о своей малой родине и о дальнейшей
деятельности в будущем.
Формировать личностную позицию школьников можно на
уроках при решении физических задач и объяснении нового материала. Например,
при изучении в 7 классе темы «Взаимодействие тел» предлагаю для решения следующего
типа задачи: «Как быстро доедет врач до больного, если расстояния до его дома 15 км, а машина скорой помощи
движется со скоростью 45 км/ч» и во
время решения обсуждаю с ребятами вопрос о гражданском долге шофёра и врача.
При изучении темы «Давления твёрдых тел» всегда решаются задачи следующего
типа: «Два мальчика, имеющие одинаковый вес, бросились на помощь девочке,
провалившейся под лед. Первый со всех ног побежал к проруби, а другой встал на
четвереньки и пополз к девочке. Как вы считаете, кто из ребят спас девочку?».
Так как я работаю в сельской школе, то и задачи
стараюсь подбирать с учетом применения на практике, в сельскохозяйственном
труде и повседневной жизни. Это задачи следующего типа:
1.
Почему трактор,
ведя на буксире автомашину, не должен резко изменять скорость движения?
2.
Почему после
дождя опасно съезжать на автомобиле по грунтовой дороге под уклон?
3.
Зачем зубья пилы
разводят в разные стороны от плоскости пилы? Какой пилой труднее пилить:
разведенной или неразведенной? Почему?
4.
Для чего у
косилки, соломорезки и других сельскохозяйственных машин режущие части должны
быть остро отточены?
Решение такого типа задач даёт ученикам возможность
применить полученные на уроке знания на практике, побуждает к совместному
обсуждению решения в кругу семьи. Сближению членов семьи и школы способствует совместное
изготовление простейших приборов по физике в рамках школьной программы, начиная
с 7 класса. Например, поилка или кормушка для домашней птицы очень часто
изготавливается с помощью родителей, которые могут в данной работе качественно
помочь своему ребёнку.
Приведённые выше примеры задач по воспитанию
патриотических чувств используются уже на первой ступени обучения. В старших
классах работа по формированию патриотизма продолжается соответственно возрасту
и способностям учащихся.
Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка
задача всего педагогического коллектива школы. Можно считать, что учителя
отлично справились со своей работой, если вместо фразы «Это должна дать мне школа» выпускник
скажет: «Что я могу дать своей
стране!»
Литература
1.
Лихачев Д.М. Земля родная. М.: Просвещение,
1983.
2.
http://chernobyl.info/ru-RU/Glavnaya.aspx
3.
http://tvroscosmos.ru/frm/MKS/lesson.php
|