Среда, 15.05.2024, 06:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обучение и воспитание » 3. Патриотизм и гражданственность в современной системе воспитания.

Формирование чувства патриотизма на уроке физики

ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА НА УРОКЕ ФИЗИКИ

 

Т.Ю. Горелова,

МБОУ «Козьминская СОШ», Ливенский район,

Е-mail: kozmschool@mail.ru

 

Формирование чувства патриотизма на уроке необходимая и посильная задача любого учителя. Почему-то в реальности  считается, что этим должны заниматься только учителя истории, литературы, географии и биологии.  Остальные учителя стараются избегать решения таких воспитательных задач на своих уроках, мотивируя их необоснованность малым количеством времени на основные цели и задачи. Многие забывают или игнорируют, что главной задачей любой школы является формирование духовно-нравственной личности, патриота своей Родины.

Знаменитый русский филолог, академик Д.С. Лихачёв выразил своё мнение о патриотизме следующими словами «Патриотизм - начало творческое, начало, которое может вдохновить всю жизнь человека: избрание им своей профессии, круг интересов - все определять в человеке и все освещать. Патриотизм - это тема, если можно так сказать, жизни человека, его творчества. Патриотизм непременно должен быть духом всех гуманитарных наук, духом всего преподавания... Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а, созрев, становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса, и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».

В процессе преподавания физики учитель имеет большие возможности для воспитания у учащихся любви к своей стране, гордости за российскую науку и технику, глубокого уважения к тем, кто своим трудом преумножил славу нашей Родины. Патриотический материал в курсе физики предназначен пробудить благородные чувства, оставить в сознании детей глубокий след, воздействовать не только и не столько на ум, сколько на чувство.

Начиная с первого года обучения физики в 7 классе формировать у школьников чувства патриотизма на уроках можно на примере жизнедеятельности, гражданской позиции таких русских ученых-физиков как  А.С.Попов, М.В.Ломоносов, П.Н.Лебедев, К.Э.Циолковский, С.П.Королёв, И.В.Курчатов, А.М.Прохоров, Н.Г.Басов и многих других ученых, которые своим ярким примером внесли большой вклад в развитие российской и мировой науки. Успехи страны в области физики и техники позволяет формировать у учащихся чувство гордости за свою Родину. Первым научным исследованием ребёнка в 7 классе становиться биография одного из отечественных учёных.

В нашей школе неделя физики обычно проводится в первых числах апреля и обязательно имеет тесную  связь с космонавтикой.  Традиционно на предметной неделе учащиеся защищают проекты, связанные с развитием, становлением и сегодняшним днём отечественной космонавтики. Выпуски газет, создание презентаций, выставка поделок, подготовка рефератов побуждают школьников к поиску и изучению сведений, касающихся развития техники и ракетостроений, биографии русских учёных. Так же на протяжении недели учащимся ежедневно предоставляется возможность просмотра документальных фильмов о космосе. Наличие в кабинете проектора и большого экрана делает просмотр комфортным для школьников. Если несколько лет назад возникали трудности с поиском и подборкой материала, то теперь, благодаря сайту «Телестудия Роскосмоса», учитель имеет широкий выбор. Например, 4 октября 2012 года на данном сайте и на телеканале «Россия – 24» состоялась демонстрация фильма-урока из космоса «Наш дом – Земля», подготовленный студией Роскосмоса.

Фильм посвящён юбилейной дате – 55-летию запуска первого искусственного спутника Земли. Урок проводил экипаж МКС-32/33: командир экипажа - Геннадий Падалка и бортинженеры - Сергей Ревин и Юрий Маленченко. Школьникам была показана жизнь на МКС, эксперименты, проводимые на станции. Особый интерес у учащихся вызвали эксперименты с плазменными кристаллами, благодаря которым можно было увидеть зарождение и развитие нашей Галактики. Также вызвало огромный всплеск эмоций и дебатов сообщение о борьбе при помощи плазмы с бактериями невосприимчивыми к земным лекарствам. Несомненно, такие уроки и мероприятия способствуют развитию технического творчества, повышают интерес к физике и технике, развивают у школьников чувство гордости за свою страну.

Формирование патриотизма происходит и при решении экологических проблем. Оказать помощь в формировании современных научных взглядов на экологические проблемы, понимании их значимости в условиях стремительно развивающегося в мире научно-технического прогресса, показывать научно обоснованные способы уменьшения вредного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу крайне необходимо на уроках физики и внеклассных мероприятиях. В конце апреля учащиеся среднего и старшего звена участвуют в школьной межпредметной конференции «Экологические проблемы Земли». Учащиеся представляют работы, в которых они рассматривают проблемы нашей планеты и предлагают способы их решения.

Работы секции, посвящённой страшной техногенной катастрофе на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года предлагают учащимся поразмышлять об атомной энергетике, использовании атомных электростанций. Чувство сопереживания к жертвам катастрофы заставляет школьников задуматься о своей малой родине и о дальнейшей деятельности в будущем.

Формировать личностную позицию школьников можно на уроках при решении физических задач и объяснении нового материала. Например, при изучении в 7 классе темы «Взаимодействие тел» предлагаю для решения следующего типа задачи: «Как быстро доедет врач до больного, если расстояния до его дома 15 км, а машина скорой помощи движется со скоростью 45 км/ч»  и во время решения обсуждаю с ребятами вопрос о гражданском долге шофёра и врача. При изучении темы «Давления твёрдых тел» всегда решаются задачи следующего типа: «Два мальчика, имеющие одинаковый вес, бросились на помощь девочке, провалившейся под лед. Первый со всех ног побежал к проруби, а другой встал на четвереньки и пополз к девочке. Как вы считаете, кто из ребят спас девочку?».

Так как я работаю в сельской школе, то и задачи стараюсь подбирать с учетом применения на практике, в сельскохозяйственном труде и повседневной жизни. Это задачи следующего типа:

1.      Почему трактор, ведя на буксире автомашину, не должен резко изменять скорость движения?

2.      Почему после дождя опасно съезжать на автомобиле по грунтовой дороге под уклон?

3.      Зачем зубья пилы разводят в разные стороны от плоскости пилы? Какой пилой труднее пилить: разведенной или неразведенной? Почему?

4.      Для чего у косилки, соломорезки и других сельскохозяйственных машин режущие части должны быть остро отточены?

Решение такого типа задач даёт ученикам возможность применить полученные на уроке знания на практике, побуждает к совместному обсуждению решения в кругу семьи. Сближению членов семьи и школы способствует совместное изготовление простейших приборов по физике в рамках школьной программы, начиная с 7 класса. Например, поилка или кормушка для домашней птицы очень часто изготавливается с помощью родителей, которые могут в данной работе качественно помочь своему ребёнку.

Приведённые выше примеры задач по воспитанию патриотических чувств используются уже на первой ступени обучения. В старших классах работа по формированию патриотизма продолжается соответственно возрасту и способностям учащихся.

Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка задача всего педагогического коллектива школы. Можно считать, что учителя отлично справились со своей работой, если вместо фразы «Это должна дать мне школа» выпускник скажет: «Что я могу дать своей стране!»

 

Литература

1.     Лихачев Д.М.  Земля родная. М.: Просвещение, 1983. 

2.     http://chernobyl.info/ru-RU/Glavnaya.aspx

3.     http://tvroscosmos.ru/frm/MKS/lesson.php

 

Категория: 3. Патриотизм и гражданственность в современной системе воспитания. | Добавил: Zvyagina (14.12.2012)
Просмотров: 3777 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика