Среда, 15.05.2024, 05:42
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обучение и воспитание » 3. Патриотизм и гражданственность в современной системе воспитания.

Формирование активной гражданской позициии молодежи через работу добровольческих объединений в условиях образовательного учреждения

ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИИ МОЛОДЕЖИ ЧЕРЕЗ РАБОТУ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

Е.А. Жукова , преподаватель,

Ливенский филиал Госуниверситета- УПНК, г.Ливны,

 

Молодежь - наиболее активная составляющая гражданского общества, поэтому необходимость формирования активной гражданской позиции молодого поколения, то есть его осознанного участия в жизни общества, отражающего его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов определяется спецификой положения молодежи в обществе. Молодое поколение недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Его необходимо оценивать как органическую часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений.

Отношение к молодежи всегда являлось актуальным для государства и общества. Оно вбирало в себя освоение новыми поколениями достигнутого уровня развития государства и выражалось в связи с этим в том, во-первых, насколько молодежь воспринимает жизнь данного общества и функционирование данного государства; во-вторых, что нового вносит молодое поколение в общественное развитие и деятельность государства, и, в связи с этим, какова реакция предшествующих поколений на молодежь; в-третьих, в какой степени молодежь становится фактором развития или фактором, затрудняющим развитие общества и государства.

«Отношение к молодежи как к субъекту прежде всего, а не как к объекту - вот основной смысл перемен в отношении к молодежи в соответствии с гуманистической молодежной концепцией И.М. Ильинского. Не следует подменять активности молодежи. Несомненно: взрослые должны направлять молодежь, заботиться о сохранении традиций и преемственности развития. Но в современных кризисных для всего мира условиях, когда будущее выглядит предельно неопределенным и непредсказуемым, они не имеют права строить мост в будущее и само будущее только на основе своих представлений о нем, без участия молодежи». Развитие личности молодого человека, формирование его жизнеспособности поставлено на первое место, причем упор сделан на самоорганизацию, самореализацию, самовыражение и как следствие на формирование активной гражданской позиции.

Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений. Включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности.

Гражданская позиция проявляется и формируется в конкретных делах. Возможность проявить свое отношение к людям, обществу, найти способы практической реализации себя во взаимодействие с окружающим миром человек получает в деятельности. Через нее человек познает мир, себя, формирует свое самосознание, нравственные и социальные установки, реализует свое я. В соответствии с тем, на какие сферы жизнедеятельности направлены интересы индивида, в каких формах и насколько социально ценно и личностно значимо он реализует себя, можно говорить об успешности и социальной значимости проявления гражданской позиции личности.

Активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Она не является раз и навсегда приобретенным качеством, а изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность. Наиболее благоприятной средой для формирования гражданской активности является образовательное учреждение, в том числе высшие учебные заведения. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества.

Особенность формирования гражданственности и как ее проявления — активной гражданской позиции в системе профессионального образования заключается в том, что на фоне дальнейшего воспитания и развития личности студента, происходит процесс воспитания его как субъекта профессиональной деятельности. Современному обществу нужны образованные, духовно- нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Гражданин современной России - это человек, обладающий правовой культурой, чувством ответственности за свою страну, ее процветание, знающий и уважающий законы, умеющий не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их. Поэтому, разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста, обладающего высокой правовой и политической культурой, социальной активностью и качествами гражданина-патриота, является главной целью воспитательной работы в Ливенском филиале Госуниверситета — УНПК.

Формирование активной гражданской позиции, развитие взаимоотношений между человеком, государством, местным сообществом тесно связано с понятием добровольчества. Социальную зрелость общества принято определять по тому, насколько активно население участвует в добровольческой (волонтёрской) деятельности. В свою очередь, активная гражданская позиция, добровольное участие в общественных и политических мероприятиях способствует развитию демократии.

В Ливенском филиале идеи добровольческой (волонтерской) деятельности воплощаются в жизнь через реализацию социальных проектов членами студенческого клуба волонтёров «ДАНКО» (Д — добровольные; А — активные; Н — независимые; К — коммуникабельные; О - отзывчивые). Клуб волонтеров «ДАНКО» создан в 2009 году и с каждым годом своей работы приобретает все большую популярность и понимание среди студентов. Полезной деятельностью во благо общества, общественно полезным трудом студенты занимались всегда, поэтому часто понятие «добровольческая (волонтёрская) деятельность» подменялось понятием «общественная деятельность». Однако, благодаря активной просветительской работе среди студентов приходит осознание особенной, отличной от простого исполнения общественных работ миссии добровольца (волонтёра).

Участие в социально ценной волонтёрской (добровольческой) деятельности само по себе способно вызвать позитивные изменения в личности. Наиболее эффективно в этом плане стремление придать молодежной инициативности и активности социально-позитивный характер и, при этом, не только решать задачи воспитания человека, способного воспринимать и присваивать духовно-нравственные гуманистические ценности, поступать в соответствии с убеждениями, но и решать перспективную задачу формирования будущих профессионалов и волонтёров социальной работы разной направленности. Члены клуба, прошедшие через реализуемые проекты, как правило, продолжают участвовать в мероприятия социального характера и после окончания учебного заведения, серьезно и позитивно меняются в духовно-нравственном плане, становятся значительно более творческими и деятельными, занимают активную гражданскую позицию.

Добровольный труд позволяет молодому человеку, не «ломая» свою жизнь, дополнить ее очень значимой частью - реализовать чувство личной гражданской ответственности за происходящее. Волонтёрство предоставляет возможность приобрести социальный опыт, получить рекомендации для дальнейшего продвижения и карьерного роста. Отсутствие жесткой иерархии в структуре управления волонтерской деятельностью позволяет проявить лидерские качества не только на уровне руководства клубом и отдельными проектами, но и на уровне конкретных исполнителей. Некоторые волонтёры со временем начинают реализовывать свои авторские социальные проекты.

Таким образом, волонтёрская деятельность способствует изменению мировоззрения самих людей и тех, кто рядом, и приносит пользу, как государству, так и самим волонтёрам. Неоспоримым является тот факт, что развитие добровольчества среди студентов создает все условия для более полного использования созидательного потенциала молодежи. Быть волонтёром сегодня — значит открыто заявлять о своей готовности помогать нуждающимся в социальной защите, проявлять инициативу, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию, значит быть личностью нравственной, духовно богатой, внутренне свободной, умеющей быть счастливой и нести счастье и добро другим людям, значит быть достойным гражданином и патриотом своей страны.

 

Литература

Луков, В.А. Ильинский: гуманистическая концепция молодежи /В.А. Луков // Знание. Понимание. Умение. - 2006. - №2.

Категория: 3. Патриотизм и гражданственность в современной системе воспитания. | Добавил: Zvyagina (17.12.2012)
Просмотров: 11886 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика