Среда, 15.05.2024, 02:10
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обучение и воспитание » 2. Духовно-нравственное воспитание в системе образования.

Воспитание толерантности как духовно-нравственной ценности в условиях профессинального образования

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЦЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Г.Д. Дорохова, к.п.н.,

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г. Ливны

 

Воспитание молодежи должно стать главной целью образования, быть главным вектором жизни всего нашего общества. Как говорил Д. Лихачев, не должно быть глухих к слову, черствых к добру, беспамятных к прошлому и слепых к красоте, а для этого нужны Знания, дающиеся образованием.

Студенческая молодежь как социально-возрастная группа обладает рядом особенностей. Она в наибольшей степени социальна мобильна и восприимчива к новым идеям. А в тоже время в современной молодежной среде слабо развита культура ответственного гражданского поведения, самоорганизации, низка мотивация к участию в общественно-политической деятельности. Для молодых людей сегодня, к сожалению, характерна определенная неразборчивость в выборе средств при достижении цели, категоричность суждений и правовой нигилизм, которые, становясь объектами целенаправленных манипуляций со стороны деструктивных сил, провоцируют асоциальное поведение отдельных групп молодежи. Поэтому в работе со студенческой молодежью необходимо в первую очередь обратить внимание на создание условий для интеграции молодежи в процессы социально-экономического, общественно-политического и культурного развития страны.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какими они есть. Задачу образовательного учреждения мы видим в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции.

Миссия воспитания в Ливенском филиале состоит в том, чтобы раскрывать и поддерживать человеческий, профессиональный и творческий потенциал молодых людей, направлять его на решение социально-значимых проблем, формировать активную жизненную позицию, отвечающую позитивным социальным ожиданиям.

Концепция воспитательной системы базируется на модели выпускника, предусматривающей следующие ориентиры: 1) грамотный профессионал-специалист, 2) широко эрудированная, творческая, нравственно полноценная, духовная и интеллигентная личность, 3) патриот своей страны, носитель отечественной культуры.

Известно, что насилие не заложено в наших генах, но в них отсутствуют и установки, привычки, опыт, которые необходимы для осуществления социальных изменений ненасильственным путем, для того, чтобы жить в мире и согласии. Этот опыт формируется во взаимодействии между людьми, социальными группами, общественными объединениями и государствами. Культура ненасилия, терпимости, мира – результат воспитания и развития личности. Умение вести диалог, переговоры без поражений, проявление стремления к справедливости, терпимости, толерантности – важные характеристики человека мира третьего тысячелетия.

На наш взгляд, толерантность может рассматриваться как ценность социокультурной системы, своего рода внутренний стержень социально-психологического бытия. Следовательно, толерантность-ценность выступает как некий поведенческий ориентир, актуально (применительно к данному состоянию личности и данным обстоятельствам ее жизнедеятельности) представляющий цель активности личности. Толерантность может функционировать как принцип. Этот вариант связан с переводом толерантности в статус руководящей идеи, основного положения, внутреннего убеждения, определяющего деятельность человека. Толерантность как норма позволяет усилить упорядоченность социальных взаимодействий, точно обрисовать, выполнение выработанных человечеством правил.

Ни для кого не секрет, что сегодняшние студенты – это завтрашние взрослые, от поступков и действий которых будет зависеть облик будущего мира. И то будет ли это мир культуры и ненасилия, основанный на принципах взаимного уважения и справедливости, стремлении сохранить планету, на которой мы все живем, или это будет совершенно противоположный мир, зависит от того, на каких культурных, нравственных и других ценностях воспитывается наша молодежь. От того, что формируется в их сознании как «нормальное, естественное» или «хорошее», или что они оценивают как «плохое».

Необходимо вовремя исправить неправильное представление о мире и отношение к нему молодежи, развивая в ней самые лучшие человеческие качества, такие как, умение уважать жизнь других людей, быть открытым и щедрым душой человеком, посадить в молодых душах зерна прекрасного.

Формирование толерантного поведения студентов закономерно связано с законами развития общества, с процессами образования, обучения и развития личности. Толерантное поведение – это не что иное, как реализация нравственного сознания общества на практике, соответствие поступков личности общепринятым нормам и правилам общежития.

В Декларации принципов толерантности подчеркивается, что «наиболее эффективное средство предупреждения нетерпимости – воспитание. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи. Оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях».

Молодые люди, желая самоутвердиться, добиваются, чтобы взрослые считались с его мнением. Этим определяется стремление к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость, повышенная критичность, острая реакция на попытки взрослых умалить достоинство молодых людей, понизить их взрослость, недооценить их права и достоинства. Формирование характера и поведение студентов отражается в таких чертах как активность, энергия, инициативность, учебная деятельность, жизнерадостность, бодрость, оптимизм и др. В тесной связи с ними толерантность студентов может проявляться как усвоение новых образцов взрослого поведения, оценивая поступки других, студенты критически относятся к своим поступкам.

Под толерантным поведением мы понимаем внешнее проявление действий студента, предполагающее уважительное отношение к «другому», его способность целостно воспринимать «другого», понимая отличительные характеристики как «проявление индивидуальности»; способность видеть в «другом» полноценную, равно достойную личность, эмоционально-волевую готовность к критическому диалогу с «другим», способность к компромиссам и готовность поступиться собственным интересом для преодоления и предотвращения конфликта; способность к критическому отношению к себе как к «другому» с целью самосовершенствования.

Критериями толерантного поведения студента, на наш взгляд, являются: сотрудничество и солидарность в решении общих проблем; проявление взаимоуважения, доброжелательности и терпимого отношения к различным группам (инвалидам, беженцам и т.д.); предоставление возможности следовать своим традициям для всех культур, представленных в обществе; охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит культурным традициями религиозным верованиям; употребление позитивной лексики в отношениях между людьми; соблюдение принципа равноправия (равное участие в студенческом самоуправлении, доступ к социальным благам, образовательным возможностям для всех, независимо от пола, психологических особенностей, национальности, принадлежности к какой-лидо группе).

Семья, дошкольные учреждения, школа, детские и молодежные объединения, профессиональные образовательные учреждения в большой мере являются ответственными за формирование патриотического потенциала, за воспитание преемственности между поколениями россиян (оптимально сформированная преемственность поколений является составляющей патриотизма). «Приобретенный» патриотизм, гражданское самоопределение в значительной степени зависят от индивидуального проявления общественной и социальной активности человека, уровня сформированной привязанности к Родине, своему народу; к ценностям и нормам национальной культуры, ее традициям.

Патриотизм - это созерцательно-активное чувство, которое во многом зависит от индивидуально-психологических характеристик и особенностей личности. Под влиянием индивидуально-личностных свойств у людей формируются различные представления, включая и представления о Родине. Поэтому часто в реальной жизни случается, что «Родина у всех одна, но у каждого она разная». Изначальным психологическим инструментарием формирования патриотичности являются также установки, ценности, ориентации, эмоциональная отзывчивость, определяющие направленность личности в целом: доминирование индивидуалистических либо общественных мотивов в отношении к своей Родине, любви к отечеству.

Таким образом, можно сделать вывод, что толерантность является ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества и именно воспитание толерантности предполагает формирование и развитие патриотизма и духовности студенческой молодежи. Патриотизм молодого человека всегда эмоционально окрашен и обычно выступает в виде некоторого идеала, во имя которого он готов приносить жертвы. Этот идеал затем совершенствуется по мере приобщения к полноценной духовной культуре. В результате достигается гармония толерантной и духовной личности, и образ отечества формируется как динамическое целостное образование.

 

Категория: 2. Духовно-нравственное воспитание в системе образования. | Добавил: Zvyagina (14.12.2012)
Просмотров: 3663 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика