РАБОТА
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО СОЗДАНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ
САМОРЕАЛИЗАЦИЮ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
Е.В. Пенькова, зам. директора по УВР,
МБОУ СОШ №6 г. Ливны,
Е-mail: penkvae@rambler.ru
«…задачи, стоящие перед системой общего образования
России, … определяют пятью основными направлениями развития общего образования…
Одним из направлений является система поддержки талантливых детей… В рамках
второго направления целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать
возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы…» (Национальная
образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»)
Творческая среда –
высокая внутренняя мотивированность деятельности, которая сопровождается
эмоциональным подъемом, позитивным, оптимистическим настроением. Здесь
формируется свободная и активная личность.
Педагогический
коллектив школы работает над механизмами развития творческой среды, которая согласно концепции «Наша
новая школа» должна обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой
общеобразовательной школы.
Главные направления развития творческой
среды в школе:
1. Все дети способны успешно учиться в
школе, если создать для них необходимые условия.
С 2009-2010 учебного года в нашей школе обучение на
первой ступени ведется по проекту «Перспективная начальная школа». Основная
идея УМК «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребенка
на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей,
интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной
деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего,
то в роли организатора учебной ситуации.
2. Осуществление творческой деятельности через метод
проектов.
Педагогической наукой и практикой установлено, что
если к творческой деятельности «не начать приучать с достаточно раннего
возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие
годы. Учитывая возрастные особенности детей, рекомендуется непосредственную
проектную деятельность начинать со 2-ого класса.
Учителя начальных классов школы активно на своих
уроках и во внеклассной работе применяют метод проектов. Именно у
второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе
обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей.
Второклассник начинает осознавать себя творцом своей деятельности.
3. Подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору
жизненного и профессионального пути.
Условием достижения этой задачи является последовательная
индивидуализация обучения, предпрофильная подготовка на завершающем этапе
обучения в основной школе.В рамках предпрофильной подготовки в 9-х классах
ведется курс «Профессиональное самоопределение подростка». Благодаря получению
знаний о себе и о мире профессий, помощи в социальной и профессиональной
адаптации происходит актуализация процесса профессионального самоопределения
учащихся
4. Воспитание, наравне
с образованием, является приоритетным направлением современной Российской
образовательной системы.
Главное предназначение
школы состоит в гуманизации, одухотворении подрастающих поколений, в раскрытии
подлинно человеческих способностей и качеств, в приобщении к высшим
духовно-нравственным ценностям.
В основу
воспитательной системы школы положена методика коллективных творческих дел
(КТД), способная содействовать развитию каждой личности и создавать необходимые
условия для эффективного воспитательного процесса. Особенность модели КТД в
том, что годовой цикл концентрируется вокруг нескольких комплексных
тематических периодов. Они включают в себя ряд разнообразных по содержанию и
масштабу мероприятий, объединенных общей тематикой и заканчивающихся итоговым
делом. Участвуя в КТД, ребята могут показать свои возможности и таланты перед
всей школой.
5. Развитие конкурсного и олимпиадного движения в
школе.
Нужны ли конкурсы и олимпиады детям? Многие психологи
и педагоги, часто выступают против форм конкурентного взаимодействия детей. Вот
только жизнь обычно не спрашивает нас, хотим мы или нет, с кем-то
конкурировать, она просто поминутно погружает каждого в пучину соревнований и
противостояний. Особый оттенок всем этим рассуждениям придают итоги последних
исследований в области психологии детской одаренности. Согласно им
«эмоциональный» или «социальный» интеллект, обеспечивает на 80 % возможность
высоких достижений в жизни. Поэтому-то разнообразные олимпиады, конкурсы,
спортивные состязания традиционно рассматриваются как действенные пути
выявления и реализации неординарных возможностей юных дарований. Учащиеся
школы активно принимают участие в разнообразных формах конкурентного
взаимодействия, приобретая новые навыки и умения и получая возможность проявить
свои таланты за пределами школы, что зачастую положительно сказывается на их
дальнейшем творческом росте.
Так шаг за шагом мы создавали и создаем жизненный
уклад школы, который включает атмосферу творчества, атмосферу уважения,
человечности, поощрения всякого успеха, саморазвития каждого ученика, коллективного
и индивидуального продвижения вперед.
Литература
1. http://минобрнауки.рф/документы/1450
|