ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Е.И. Андреева, учитель
технологии,
МБОУ «Лицей им. С.Н.
Булгакова», г.Ливны,
Е-mail: Elenaandreeva2012@yandex.ru
Подрастающее поколение на современном этапе переживает
«духовный кризис», обусловленный деструктивными явлениями, происходящими в
политической, экономической и социальной сферах.
Среди причин деструкции, происходящей в молодежной
среде, исследователи отмечают такие моменты, как:
• становление демократического общества происходит
стихийно, без ориентации на ценностные приоритеты, неуправляемость этих
процессов может повлечь за собой тяжелые последствия;
• в массовом сознании молодежи сформировались
ценностные ориентации, различающиеся по направленности;
• отсутствие возможностей реализации ценностных
ориентаций приводит к дезинтеграции духовных образований молодежи;
• усилившееся рассогласование систем воспитания и
образования ведет к сочетанию противоположных ценностей и тенденций в
общественном сознании;
• ослабевает роль семьи и школы в процессе воспитания;
смена ценностей, как правило, не учитывается теми, кто занимается воспитанием
подростков, они не владеют необходимыми на данный момент формами и методами
воспитания;
• образование все в большей степени приобретает
прагматический оттенок;
• в современной молодежной среде отмечается рост
индивидуализма и кризис коллективизма.
Поэтому, как никогда, сегодня актуальна проблема
духовно-нравственного возрождения подрастающего поколения.
Духовность и нравственность являются важнейшими,
базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность
личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность
представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по
отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности.
Одной из приоритетных задач Российского образования
является духовно-нравственное воспитание молодежи. Духовно-нравственное
воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические,
социальные и духовные влияния.
На духовно-нравственное становление и развитие
личности юношей и девушек оказывают существенное влияние четыре группы
факторов: природные (или биологические), социально-культурные, педагогические,
духовные. Во взаимодействии со средой, целенаправленными влияниями
(педагогическими факторами) выстраивая правильное общение с реальным и духовным
миром, молодежь приобретает необходимый духовный опыт и опыт нравственного
поведения.
Также большое значение для духовно-нравственного
воспитания личности имеют социальные условия, биологические факторы,
неорганизованное общение, однако решающую роль играет здесь педагогическое,
личностно-ориентированное взаимодействие, поскольку оно в наибольшей степени
осмыслено и управляемо. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что внешние
воздействия, как правило, не вызывают у молодых людей личностной реакции,
существеннее для них влияние внутреннее – влияние личности педагога, богатство
его духовного мира.
Реализацию профессиональных умений характеризуют
следующие показатели: насыщение педагогического процесса духовно-нравственным
содержанием; разнообразие средств и приемов педагогического воздействия;
использование возникающих проблемных ситуаций в целях духовно-нравственного
воспитания обучающихся; подкрепление воспитательных воздействий моральными
стимулами.
Личностными качествами, необходимыми для эффективного
осуществления процесса духовно-нравственного воспитания, являются:
·
морально-волевые
качества - целеустремленность в осуществлении задач духовно-нравственного
воспитания, твердость в убеждениях и умение их отстаивать в любых ситуациях,
настойчивость и последовательность в требованиях, справедливость,
рассудительность, спокойствие и самообладание как проявление устойчивости
нравственного поведения в экстремальных ситуациях;
·
эмоционально-нравственные
качества - чуткость, эмоциональная отзывчивость, педагогический такт,
терпеливость, адекватность внешних проявлений нравственной ситуации и
внутриличностным ориентирам, живость и энергичность, приветливость,
достоинство;
·
мировоззренческие
качества - любовь к детям, патриотизм, гуманизм.
В своей воспитательной программе «Семейный
родник» одним из главных
направлений является духовно-нравственное воспитание учащихся. Целью данного направления является
формирование личности, ответственной за свою
судьбу, судьбу своей страны, гражданина и патриота.
В учебно - воспитательной деятельности стремлюсь к формированию у обучающихся
следующих качеств:
- нравственных чувств (долга, веры, совести,
ответственности, патриотизма, гражданственности);
- нравственного облика (милосердия, толерантности);
- нравственной позиции (способности к различению добра
и зла, проявлению самоотверженной любви);
- нравственного поведения (готовности служению людям,
своей Родине).
Учителя в тесном союзе с общественностью работают над
приобщением учащихся к
православно-христианским принципам любви, гармонии, красоты в устроении мира,
человека и общества. Духовно-нравственное воспитание в моем классе осуществляется
через уроки, особенно через уроки литературы, истории, основы православной
культуры, внеклассных мероприятий проводимых для учащихся начальных
классов: «Дорога к храму», классные часы, работу музеев боевой славы и
православной культуры. Рисунок 1. Мероприятие «Дорога к храму»
Рисунок 2. Учащиеся начальных классов на
рождественском представлении в Сергеевском кафедральном соборе, г. Ливны
В 2011-2012 учебном году принимали активное участие в
подготовке и проведении мероприятий для воскресной школы Сергеевского
кафедрального собора.
Большой популярностью в классе пользуются экскурсии по
святым местам, благодаря которым учащиеся побывали в Сергиевском кафедральном
соборе, Георгиевском храме.
В основе духовно-нравственного воспитания в нашем
классе лежит удовлетворение потребности каждого ученика в стремлении к
гармоничному развитию через приобщение к богатейшему духовному опыту
национальной культуры.
Таким образом, наше образовательное учреждение,
выполняя задачи по духовно-нравственному воспитанию, готовит активных
выпускников, имеющих стойкую жизненную позицию, способных к созиданию,
обладающих высокими нравственными ценностями.
Свое размышление о воспитании детей хотелось бы мне
закончить высказыванием Ш. А. Амонашвили: «Надо видеть себя в детях, чтобы
помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства,
чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть
гуманным педагогом». Я верю, что мои ученики вырастут хорошими людьми, сумеют
правильно определить свой путь в жизни, и скромно горжусь, что и моя толика
труда в этом есть. Пусть малая часть моей любви задержалась в душе ребенка, но
она заронила частичку добра, справедливости, мудрой жизненной стойкости.
Литература
1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного
развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты
второго поколения).
2. Никандров, Н. Д. Духовные ценности и воспитание в
современной России Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 3 -12.
3. Логинова, Н. В. Реализация программы духовно –
нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных
ориентаций школьников. Профильная школа.
- 2011. - № 5. - С. 60 - 63.
4. Емельянова, И. Е. Развитие духовно - творческого
потенциала ребенка как фактор самореализации в социуме
|