Среда, 15.05.2024, 00:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обучение и воспитание » 2. Духовно-нравственное воспитание в системе образования.

Духовно-нравственное воспитание учащихся в подростковом возрасте

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

Е.И. Андреева, учитель технологии,

МБОУ «Лицей им. С.Н. Булгакова», г.Ливны,

Е-mail: Elenaandreeva2012@yandex.ru

 

Подрастающее поколение на современном этапе переживает «духовный кризис», обусловленный деструктивными явлениями, происходящими в политической, экономической и социальной сферах.

Среди причин деструкции, происходящей в молодежной среде, исследователи отмечают такие моменты, как:

• становление демократического общества происходит стихийно, без ориентации на ценностные приоритеты, неуправляемость этих процессов может повлечь за собой тяжелые последствия;

• в массовом сознании молодежи сформировались ценностные ориентации, различающиеся по направленности;

• отсутствие возможностей реализации ценностных ориентаций приводит к дезинтеграции духовных образований молодежи;

• усилившееся рассогласование систем воспитания и образования ведет к сочетанию противоположных ценностей и тенденций в общественном сознании;

• ослабевает роль семьи и школы в процессе воспитания;
смена ценностей, как правило, не учитывается теми, кто занимается воспитанием подростков, они не владеют необходимыми на данный момент формами и методами воспитания;

• образование все в большей степени приобретает прагматический оттенок;

• в современной молодежной среде отмечается рост индивидуализма и кризис коллективизма.

Поэтому, как никогда, сегодня актуальна проблема духовно-нравственного возрождения подрастающего поколения.

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности.

Одной из приоритетных задач Российского образования является духовно-нравственное воспитание молодежи. Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния.

На духовно-нравственное становление и развитие личности юношей и девушек оказывают существенное влияние четыре группы факторов: природные (или биологические), социально-культурные, педагогические, духовные. Во взаимодействии со средой, целенаправленными влияниями (педагогическими факторами) выстраивая правильное общение с реальным и духовным миром, молодежь приобретает необходимый духовный опыт и опыт нравственного поведения.

Также большое значение для духовно-нравственного воспитания личности имеют социальные условия, биологические факторы, неорганизованное общение, однако решающую роль играет здесь педагогическое, личностно-ориентированное взаимодействие, поскольку оно в наибольшей степени осмыслено и управляемо. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что внешние воздействия, как правило, не вызывают у молодых людей личностной реакции, существеннее для них влияние внутреннее – влияние личности педагога, богатство его духовного мира.

Реализацию профессиональных умений характеризуют следующие показатели: насыщение педагогического процесса духовно-нравственным содержанием; разнообразие средств и приемов педагогического воздействия; использование возникающих проблемных ситуаций в целях духовно-нравственного воспитания обучающихся; подкрепление воспитательных воздействий моральными стимулами.

Личностными качествами, необходимыми для эффективного осуществления процесса духовно-нравственного воспитания, являются:

·                   морально-волевые качества - целеустремленность в осуществлении задач духовно-нравственного воспитания, твердость в убеждениях и умение их отстаивать в любых ситуациях, настойчивость и последовательность в требованиях, справедливость, рассудительность, спокойствие и самообладание как проявление устойчивости нравственного поведения в экстремальных ситуациях;

·                   эмоционально-нравственные качества - чуткость, эмоциональная отзывчивость, педагогический такт, терпеливость, адекватность внешних проявлений нравственной ситуации и внутриличностным ориентирам, живость и энергичность, приветливость, достоинство;

·                   мировоззренческие качества - любовь к детям, патриотизм, гуманизм.

В своей воспитательной программе «Семейный родник»  одним из главных направлений  является  духовно-нравственное воспитание учащихся.  Целью данного направления является формирование личности, ответственной за свою  судьбу, судьбу своей страны, гражданина и патриота.

В учебно - воспитательной деятельности  стремлюсь к формированию у обучающихся следующих качеств:

- нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма, гражданственности);

- нравственного облика (милосердия, толерантности);

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви);

- нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине).

Учителя в тесном союзе с общественностью работают над приобщением учащихся  к православно-христианским принципам любви, гармонии, красоты в устроении мира, человека и общества. Духовно-нравственное воспитание в моем классе осуществляется через уроки, особенно через уроки литературы, истории, основы православной культуры,  внеклассных  мероприятий проводимых для учащихся начальных классов: «Дорога к храму», классные часы, работу музеев боевой славы и православной культуры.


Рисунок 1. Мероприятие «Дорога к храму»




Рисунок 2. Учащиеся начальных классов на рождественском представлении в Сергеевском кафедральном соборе, г. Ливны

 

В 2011-2012 учебном году принимали активное участие в подготовке и проведении мероприятий для воскресной школы Сергеевского кафедрального собора.

Большой популярностью в классе пользуются экскурсии по святым местам, благодаря которым учащиеся побывали в Сергиевском кафедральном соборе, Георгиевском храме.

В основе духовно-нравственного воспитания в нашем классе лежит удовлетворение потребности каждого ученика в стремлении к гармоничному развитию через приобщение к богатейшему духовному опыту национальной культуры.

Таким образом, наше образовательное учреждение, выполняя задачи по духовно-нравственному воспитанию, готовит активных выпускников, имеющих стойкую жизненную позицию, способных к созиданию, обладающих высокими нравственными ценностями.

Свое размышление о воспитании детей хотелось бы мне закончить высказыванием Ш. А. Амонашвили: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом». Я верю, что мои ученики вырастут хорошими людьми, сумеют правильно определить свой путь в жизни, и скромно горжусь, что и моя толика труда в этом есть. Пусть малая часть моей любви задержалась в душе ребенка, но она заронила частичку добра, справедливости, мудрой жизненной стойкости.

 

 

Литература

1.   Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  М. : Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).

2.   Никандров, Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 3 -12.

3.   Логинова, Н. В. Реализация программы духовно – нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников.  Профильная школа. - 2011. - № 5. - С. 60 - 63.

4.   Емельянова, И. Е. Развитие духовно - творческого потенциала ребенка как фактор самореализации в социуме

 

 

 

 

 

 

Категория: 2. Духовно-нравственное воспитание в системе образования. | Добавил: Zvyagina (17.12.2012)
Просмотров: 1564 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика