ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ
ВОСПИТАНИЕ
ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
СРЕДСТВАМИ
ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
О.Ю. Меркулова,
преподаватель,
Ливенский филиал
Госуниверситета – УНПК, Ливны,
E
– mail: ksu_stenicheva@mail.ru
Духовно-нравственное развитие и воспитание
учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и
представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации
российского общества.
«Родной край, его история,» – писал академик
Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться
рост духовной культуры всего общества».
Общество
лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у
него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где
хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным
культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей
отечественной истории.
Методологической основой разработки и реализации
федерального государственного образовательного стандарта общего образования
является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи
духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых
национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания
личности.
Воспитание должно быть ориентировано на
достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности?
Современный национальный воспитательный идеал –
это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации.
Основным содержанием духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти
ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к
поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным
влияниям.
Каковы же наши традиционные источники
нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество,
семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно
этому и определяются базовые национальные ценности:
– патриотизм – любовь к своей малой Родине,
своему народу, к России, служение Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода
совести и вероисповедания, правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и
национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества,
справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие
культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
– наука – ценность знания, стремление к истине,
научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток,
уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду,
творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– традиционные российские религии –
представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности,
формируемые на основе межконфессионального диалога;
– искусство и литература – красота, гармония,
духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие,
этическое развитие;
– природа – эволюция, родная земля, заповедная
природа, планета Земля, экологическое сознание;
В современном российском образовании возрождение
нравственности и духовности постепенно осознаётся как наиболее важная и
существенная задача. Духовностью, нравственностью должен быть пропитан весь
процесс обучения и воспитания.
К.Д.Ушинский утверждал, что даже обучение
грамоте можно сделать гуманным и духовным. Каждая дисциплина, любое внеклассное
мероприятие должны по-своему, с присущей им спецификой, реализовывать задачи
духовно-нравственного воспитания человека.
В условиях изменения задач современного
образования возникает необходимость по-новому рассмотреть специфику
педагогической деятельности.
Современному преподавателю самому необходимо
отвечать моральным и нравственным требованиям. В первую очередь быть честным и
правдивым, простым и скромным, доброжелательным и справедливым. Современный
учитель должен быть не только проводником знаний, но и духовным донором,
способным воспитывать у своих учеников качества, составляющие нравственный
стержень и духовную базу личности.
Л.Н.Толстой писал о педагоге: «Если учитель
имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет
только любовь к ученику, как отец, мать,- он будет лучше того учителя, который
прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель
соединяет в себе любовь к делу и к ученикам – он совершенный учитель».
Высокая нравственная культура – это не число
прочитанных книг, просмотренных фильмов, прослушанных музыкальных произведений.
Культура – это умение строить человеческое сообщество.
Высокая культура и нравственность – это благо не
только для общества в целом, это благо для каждой конкретной личности.
Развитие информационных и коммуникационных
технологий оказывает заметное влияние на развитие человека, на изменение его
мировоззрения, систему личностных ценностей, что сопровождается изменением
стиля жизни, образа мышления, характера взаимоотношений с окружающим миром. В
современном «информационном» обществе человек не может обойтись без
соответствующих средств - компьютеров, специальных технических устройств и т.п.
ресурсов, инструментария и объекта исследований. Также фактом современной
действительности является растущая духовная опустошенность и нравственный
упадок человеческой личности, особенно юной. Наркомания, алкоголизм, разного
рода психические отклонения являются также продуктом «развития» современных
информационных технологий. В связи с этим актуальным для системы образования
становится вопрос не только о подготовки молодого поколения с высоким уровнем
сформированности информационных компетентностей, а духовно-нравственного
воспитания личности.
Задача преподавателя информатики те только
научить применению информационных технологий, но и приобщить в процессе
обучения к духовным ценностям, создать условия приобретения личностных смыслов
и потребности в самообразовании и саморазвитии. Приобщать личность к духовным
ценностям позволяет использование на занятиях информатики и ИКТ задач с
краеведческим содержанием. Например, при изучении программы Excel предлагаю студентам,
найти в Интернет данные о численности и составе населения по Орловской области,
и с их использованием выполнить практическую работу, включающую в себя
исследование соотношения численности рождаемости и смертности, браков и
разводов.
При изучении баз данных, предлагаю студентам
создать справочники по темам «Достопримечательности нашего города»,
«Путеводитель по городу». При изучении программы PowerPointстуденты создают
презентации «Мой город», «История города Ливны», «Наши памятники» и другие.
Использование краеведческого материала имеет большой мотивационный потенциал и
позволяет повышать интерес не только к изучению информатики и ИКТ, но и к
изучению истории родного края, традиций, обычаев, более эффективно осуществлять
взаимосвязь коммуникативного и социально-культурного развития студентов.
В результате реализации проектной деятельности
обучающиеся повышают уровень духовно-нравственной культуры, овладевают
следующими социальными умениями и навыками:
1. самостоятельно добывать
знания и пользоваться ими для решения новых познавательных и практических
задач;
2. работать в группах,
исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т.д.);
3. устанавливать широкие
человеческие контакты, знакомства с разными культурами, разными точками зрения
на одну проблему;
4. пользоваться
информационно-исследовательскими методами: собирать и обрабатывать необходимую
информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать
гипотезы, делать выводы и заключения.
Если обучающийся приобретает указанные навыки и умения,
он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к
изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать
совместно в различных коллективах. Информационная культура становится важной
составляющей общей культуры личности.
Литература
1. Емельянова, И. Е. Развитие духовно -
творческого потенциала ребенка как фактор самореализации в социуме / И. Е.
Емельянова // Начальная школа : плюс, до и после. - 2009. - № 11. -с. 10 - 14.
2. Жарковская, Т. Г. Организация духовно -
нравственного образования
средствами
различных учебных дисциплин / Т. Г. Жарковская // Педагогика. -2008. - № 10. - с.
49 - 53.
3. Тетушкина, Л. А. Укрепление духовного
здоровья учащихся на уроках ОБЖ / Л. А. Тетушкина // ОБЖ. Основы безопасности
жизни. - 2008. - № 10. - с. 10 – 17.
4. Угринович, Н. Д. Преподавание курса
«Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие/ Н.Д.
Угринович - М.: БИНОМ, 2009г., с. 235.
5. Якунина, И. В. Духовно - нравственное
воспитание подрастающего поколения / И. В. Якунина // Дополнительное
образование и воспитание. - 2011. - № 1. с. 14 - 19.
6. Янушкявичене, О. Методические приемы духовно
– нравственного воспитания подростков / О. Янушкявичене // Народное
образование. - 2009. - № 1. - с. 221 - 226.
7. Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное
воспитание российских школьников [Электронный ресурс] / А.Я. Данилюк,
А.М.Кондаков, В.А. Тишков. – Режим доступа:
http://www.lomonholding.ru/articles/detail/ .
8. Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
[Электронный ресурс]: Федеральный Государственный образовательный стандарт. –
Режим доступа: http://standart.edu.ru/ .
|