ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ
РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ
О.А. Степаненкова, преподаватель
Е-mail: solg2@yandex.ru
Российская молодежь в настоящее время переживает
«духовный кризис», обусловленный явлениями, происходящими в политической,
экономической и социальной сферах. Духовно-нравственное развитие и
воспитание молодежи являются первостепенной задачей современной образовательной
системы. Современный человек, а особенно
молодое поколение находится в беспредельном информационном и огромном
социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и внутренних границ. На него
воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению,
компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда
позитивное) этих и других источников информации нередко является главными в
процессе воспитания.
Хотя большая роль в духовно-нравственном
сплочении общества отводится образованию, но ценности личности, конечно, в
первую очередь формируются в семье. Однако системно, последовательно и глубоко
духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере
образования. Поэтому именно здесь должна быть сосредоточена не только
интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь студента.
Задача духовно-нравственного воспитания
состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества мы превратили во
внутренние стимулы личности каждого студента, такие как долг, честь, совесть,
достоинство, которые воспитывались у них еще в школе.
На сегодняшний день у наших студентов мы видим ясно
выраженную систему ценностных приоритетов, на первом месте в которой находится материальное
обеспечение. Причиной этому послужили крупные социально-экономические перемены,
произошедшие в стране. В сознании людей на первое место стал приоритет
материальных интересов над духовными, ощущается распад морально-этических норм
в обществе. Общество в целом утратила нравственные ценности, и появился
духовный вакуум, безразличие к судьбе своей страны, своих соотечественников,
жестокость, разбой и т.д. В создавшихся условиях становится затруднительным
дальнейшее поступательное развитие страны во всех сферах её жизнедеятельности.
Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и
многогранный процесс. На его становление и развитие оказывают существенное
влияние четыре группы факторов: природные (или биологические),
социально-культурные, педагогические, духовные.
Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что внешние
воздействия, как правило, не вызывают у молодых людей личностной реакции, существеннее
для них влияние внутреннее – влияние личности педагога, богатство его духовного
мира. Условия эффективной деятельности педагога по духовно-нравственному
воспитанию молодежи включают его личные качества и профессиональные умения.
Смена ценностных
ориентиров современного общества, расширение информационного пространства,
снижение эффективности традиционных методов обучения заставляют нас искать
новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения. Благодаря замечательной науке Информатике мы можем
общаться на больших расстояниях, делиться своими мыслями и мнениями, быстро
решать сложные задачи, не стоять в очередях, чтобы в очередной раз оплатить
ежемесячные услуги, находить и покупать товары и услуги по оптимальной цене,
удобно вести разнообразный учет и многое-многое другое. Никогда ранее у человека не было таких замечательных
условий для развития и жизни!
Ливенская молодежь, имея доступ к Интернету может ознакомится с духовными ценностями многих городов, стран, а духовных
ценностей своего региона не знать. Поэтому их необходимо знакомить с культурными
и духовным ценностям города и района.
На сайте Свято–Сергиевского Кафедрального собора можно
ознакомиться с историей храма, Ливенскими святыми, нашей маленькой святыней
города ПЕЩЕРКОЙ, храмах нашего благочиния. Здесь также представлена информация
о воскресной школе, событиях собора и благочиния. Эти и другие материалы
расположены в соответствующих разделах сайта. В социальных сетях создана группа
православной молодежи.
На сайте Ливенского филиала также имеется информация о
мероприятиях по духовно-нравственному воспитанию.
В нашем городе духовное воспитание
получают дети, посещая занятия воскресных школ при Свято-Сергиевском
Кафедральном соборе и храме Георгия Победоносца. Юноши и девушки продолжают
свое духовное развитие в православных молодежных организациях при храмах
города. Руководитель организации при Свято-Сергиевском Кафедральном соборе
диакон Виталий Вихров на встречах с молодежью обсуждает социальные, политические
и нравственные проблемы, но главным направлением встреч является изучение
священнописания.
Студенты филиала принимали участие в организованном
православными организации города молодежном велосипедном кроссе, посвященном
ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ.
Студенты активно участвуют в акциях
«МИЛОСЕРДИЯ», участливы в судьбе стариков, детей-сирот.
В городе также работает военно-патриотический
клуб «Ливенский рубеж» под руководством Воронова А.В., в котором воспитываются следующие нравственные качества:
- стремление к
здоровому образу жизни,
- приобщение к
общечеловеческим ценностям,
- гуманистическое
отношение к миру,
- любовь к Родине,
- осознание
ответственности за судьбу своих близких, родного города.
Духовно-нравственное воспитание в колледже
осуществляется через работу краеведческого клуба «Родник», на занятиях литературы,
истории, обществознания. Хочется отметить, что преподаватели специальных
дисциплин также уделяют внимание нравственному воспитанию молодежи, особенно
при том, что в современной молодежной среде отмечается рост индивидуализма и
кризис коллективизма.
Преподаватели в тесном союзе с общественностью,
священнослужителями работают над приобщением студентов к христианским принципам
любви, гармонии, красоты в устроении мира, человека и общества через
внеклассные мероприятия, круглые столы.
Большой популярностью в филиале пользуются экскурсии
по святым местам: Задонский монастырь Липецкой области, монастыри в Ярославле и
т.д., которые организует зам. директор по воспитательной работе Дорохова Г.Д.
В основе духовно-нравственного воспитания в нашем филиале
лежит удовлетворение потребности каждого студента в стремлении к гармоничному
развитию через приобщение к богатейшему духовному опыту национальной культуры,
своему краю, городу, отношению к близким и друг к другу.
|