ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ КАК ФОРМА
КОНСТРУКТИВНОГО ДИАЛОГА МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СВЕТЕ
ФГОС НОО
Л.А. Букаева, учитель начальных классов,
МБОУ «Лицей им. С.Н.Булгакова», г. Ливны
Е-mail:
ludmila.liv@yandex.ru
ФГОС вносит радикальные изменения в
начальное образование: меняются его цели, содержание, технологии, формы
контроля знаний ученика.
ФГОС возвращает в школу принципы
государственного воспитания. Базисный
образовательный план включает в себя программы воспитания и социализации,
которые проходят сквозной нитью через учебную, внеурочную, внешкольную
деятельность.
Изменились и функциональные обязанности
участников системы образования, порядок взаимодействия между ними. На
практическом уровне наблюдаются изменения в деятельности учителя, обучающихся,
во взаимодействии между педагогами и родителями.
В основу ФГОС заложена идея «Стандарт как
общественный договор», которая определяет взаимоотношения образовательного
учреждения и семьи. Так, в соответствии с требованиями стандарта родители
(законные представители) обучающихся являются полноправными заказчиками и
участниками образовательного процесса. Изучая запросы родителей, школа
разрабатывает часть ООП, в процессе
разработки и реализации которой, семья и школа становятся полноправными
партнерами.
Однако современная действительность
такова, что даже при наличии желания родителей быть активными участниками
образовательного процесса, нехватка времени, территориальная удалённость места
работы, скользящий график занятости и многие другие факторы не позволяют им
уделять достаточно внимания школе и проблемам собственных детей. Решением
данной проблемы может быть использования интернет-пространства для организации
взаимодействия между школой и семьёй с целью проектирования и конструирования социально-информационной среды развития
обучающихся в системе образования и семейного воспитания.
На начальном этапе решения данной проблемы
были проведены анкетирование и беседы с родителями, изучались обеспеченность
семей компьютерами, запросы и пожелания детей и их родителей.
В результате было выявлено следующее:
98 % -семей имеют компьютеры;
85% -являются пользователями Интернета;
50%-имеют свой электронный почтовый ящик;
80% - готовы взаимодействовать с учителем через
Интернет.
Таким образом, возникла потребность в создании
интернет-ресурса, который имеет название: «Школьные годы чудесные »
(http://bukaeva.ucoz.ru/)
Перелистываю странички сайта, родители имеют
возможность ближе познакомиться с педагогическим опытом учителя, наиболее
значимыми достижениями практической деятельности (Портфолио, Мастерская
учителя, где представлены анализы педагогической деятельности, резюме,
педагогическая философия).
В разделе «Творчество детей» родители имеют возможность видеть выставку творческих
работ учеников в различных форматах, что способствует повышению уровня
совместной творческой активности.
В портрете выпускника начальной школы указано:
«Любящий свой край и свою Родину», и не случайно на сайте есть страничка: «Моя
малая родина. Традиции Лицея », где можно окунуться в историческое прошлое
нашего города, учебного заведения, познакомиться с традициями лицея, символикой
: гимном, флагом, эмблемой.
На странице « Родителям на заметку» размещается
информация в соответствии с их
запросами, выявленными в процессе анкетирования, личного общения, общения через
блог и форум.
Востребованными и актуальными для родителей моего
класса стали темы:
- Федеральные
государственные образовательные стандарты второго поколения на I ступени обучения.
- Адаптационный
период первоклассника.
- Как вырастить
книголюба. Рекомендации по ведению Дневника чтения с указанием перечня
литературы.
- Проблемы школьной
адаптации леворуких детей.
- Консультации в
предметных областях учебных дисциплин.
- Профилактика
простудных заболеваний, значение вакцинации.
- Рекомендации
школьного психолога.
«Блог» - одна из самых востребованных страниц: здесь
объявления, приглашения к участию на родительские собрания, тренинги,
консультации с указанием темы и вопросов для совместного обсуждения, указаны
даты внеклассных мероприятий,
праздников, дней открытых дверей.
На страничке «Методические наработки по теме: "
ФГОС второго поколения на I ступени обучения" можно познакомиться с
алгоритмом действий учителя при переходе на ФГОС, задачами педагогической
деятельности по введению и реализации Стандарта. Здесь же размещаются учебные
рабочие программы по предметам УМК « Гармония».Родителей интересует раздел:
результаты изучения учебных предметов: личностных, предметных и метопредметных,
требования к уровню подготовки детей.
Возвращаясь к портрету выпускника начальной школы: «Ученик,
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни», создана страничка «Заботимся
о здоровье». Комплексы физ. минуток, спортивных игр, упражнений для пальчиковой, дыхательной гимнастики, профилактике
нарушения зрения, большое внимание уделено и правилам безопасного пользования
детьми и родителями средств Интернета, дан адрес веб-сайта интерактивного курса
«Безопасность в Интернете».
Игровая деятельность в возрасте 6-7 лет является ведущей.
Для детей созданы странички «Затейники», где ребята с удовольствием и пользой
проводят время: развивающие игры, ссылки интернет сайтов, детских порталов, где
каждый может реализовать свой
познавательный потенциал. Самыми востребованными стали: «Детская игровая
комната», «Золотой век радиотеатра», где дети вместе с родителями слушают
лучшие образцы литературных фонограмм со старых виниловых пластинок, записанных
с радиоэфира.
Важнейшей ключевой компетентностью младших школьников
считаю информационную, так как умение работать с информацией становится ключевым
интеллектуальным умением, и моя задача, как учителя, формировать умение
работать с информацией разных видов: текстовой, иллюстративной, графической,
звуковой, мультимедийной. Так на страничке « Готовимся к праздникам, урокам,
совместным проектам», размещается большой объём
дополнительного материала, которым дети могут воспользоваться.
Осуществляя тесный контакт с учителями- предметниками,
работающими в моём классе, прислушиваясь к их рекомендациям по размещению
материалов художественного, музыкального искусства. Это картины известных
художников, тексты песен с музыкальным сопровождением.
На странице «Полезные ссылки» размещены адреса интернет - ресурсов интеллектуальных
игр, викторин, конкурсов, дистанционных олимпиад. Совместно родители и дети
могут познакомиться с заданиями, взвесить свои силы и возможности, повысить
уровень интеллектуального развития.
Элементы дистанционной поддержки обучения размещены на
страничке «Учимся учиться». Это примерные образовательные маршруты по
предметам, виртуальные уроки с использованием интерактивных учебных пособий.
Положительные результаты:
1. повышение уровня тесного
взаимодействия всех субъектов образовательного процесса;
2.повышение уровня
компетентностей (педагогической – для родителей, методической – для учителей,
образовательной – для детей)
3.формирование
единого ценностно-смыслового пространства взрослых и детей, педагогов и родителей, школы и семьи в
целом.
С помощью сетевого взаимодействия учителя, дети,
родители могут сделать намного больше,
чем кажется на первый взгляд, ведь речь идет о приложении совместных усилий
людей разного жизненного и профессионального опыта, объединения людей разных возрастных групп. Интернет – ресурс как раз такое средство, где возраст не
играет решающей роли, а значит, велика возможность создать «префигуратирный тип
культуры» (М.Мид), согласно которому взрослые учатся у детей и так называемый
«конфликт поколений» превращается в реальное сотрудничество.
Литература
1. Бедулина, Г.Ф. Современные
информационно-коммуникационные технологии идеологической и воспитательной
работы в общеобразовательном учреждении / Г.Ф.Бедулина // М.: Просвещение –
2010. – № 6. – С. 45–52.
2. Полат, Е.С. Современные педагогические и
информационные технологии в системе образования / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина. –
М.: Издательский центр «Академия», 2011.
3. ФГОС НОО. Утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373
|