Среда, 15.05.2024, 16:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обучение и воспитание » 1. Опережающее воспитание и образование в современных педагогических процессах.

Многоуровневая система образования: особенности и перспективы

МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ:

ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Е.А. Лущик, преподаватель,

Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, Ливны,

E-mail: tam538@yandex.ru

 

Многоуровневое образование…Модернизация высшей и средней школы…Что хорошо и что плохо? С чего начинать?

Последние годы эти вопросы постоянно обсуждаются педагогическим сообществом. Вот и сейчас на курсах повышения квалификации мы касаемся этих тем. Но по-прежнему вопросов больше чем ответов.

На традиционный вопрос «Преподаватель учит или студент учится» первокурсники почти хором отвечают, что они поступили в вуз, чтобы им преподаватели дали качественные знания. Такой стиль потребительского поведения сложился десятилетиями-с начала 20 века. Поэтому переход на качественное многоуровневое высшее образование пока в принципе в России проблематичен при нынешних полумерах и явной пробуксовке реформ образования, прежде всего и в условиях среднего образования. Требуется кардинально поменять мышление ребят, начиная уже с младших классов. Необходимо понять, что знания каждый должен добывать сам, накапливая опыт, умения и навыки.

В условиях, когда государственное руководство высшей школы не в состоянии определить количественные и качественные требования к выпускникам, содействовать трудоустройству молодых специалистов должны сами вузы.

Образование как общественная функция должно следовать за изменениями в обществе и при этом влиять на него и его развитие.

От образования всегда требуется, чтобы оно решало жизненно важные проблемы общества.

Анализ складывающейся в России социально-экономической ситуации, а также зарубежный опыт высшего образования показывает, что в наших условиях оптимальной должна быть многоуровневая система.

Преимущество многоуровневой системы подготовки состоит в более основательной профориентации и осознанном выборе профессии, а так же в овладении несколькими профессиями, что дает выпускнику  специального учебного заведения запасные варианты для трудоустройства в сложных экономических условиях, позволяет студенту прервать обучение на любой ступени, получив завершенное образование по 1-2 профилям.

Вот почему многоуровневая система образования принята в мире как наиболее эффективная.

Многоуровневая система образования, удачно сочетающая интересы личности и потребности общества в квалифицированных кадрах, предпочтительна при относительно стабильном состоянии экономики. В условиях же нестабильности в период проведения реформ она становится не только предпочтительной, но и единственно возможной в силу своей вариативности.

Помимо всего прочего следует отметить и психологический аспект, который оказывает немаловажное влияние на формирование современного специалиста и человека. Многоуровневая система образования кроме всего прочего формирует в человеке способность и готовность продолжать образование в течение всей своей профессиональной деятельности. Эта система позволяет формировать свои профессиональные навыки как конструктор внося изменения в зависимости от меняющейся обстановки.

Многоуровневая система образования позволяет будущему специалисту быть гораздо более адаптированным к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям, быть готовым к резким изменениям.

Одними из главных факторов, тормозящих развитие многоуровневой системы, являются психологические барьеры. К ним относятся организационно-психологические барьеры, возникающие вследствие неприятия нововведений из-за несоответствия ценностных ориентаций личности инновационным процессам, а также социально-психологические барьеры.

Советская система образования была адаптирована к тем условиям плановой экономики, при которой человек имел гарантию на трудоустройство и, как правило, работал по одной специальности всю жизнь.

Сегодня это приводит к тому, что человек имеет гораздо более ограниченные возможности при трудоустройстве, в силу наличия только одной специальности, и связанной с этим неуверенности в завтрашнем дне.

Последствия такого мировоззрения можно наблюдать и посей день, а особенно наглядно это проявилось в начале 90-х годов, когда многие предприятия продолжали формально существовать, а работникам не платили заработную плату, но люди все равно продолжали ходить на работу и не пытались искать новую работу только именно в силу того, что они не были готовы к смене обстановки.

Система образования по своей форме должна как можно точнее повторять процессы в обществе, главным из которых является быстрая смена условий.

Следует признать справедливым мнение, что главным в реформе образования необходимо считать изменение содержания обучения, его новое наполнение и перевод от массово-репродуктивного к активно-деятельностному, позволяющему создать необходимые условия для выявления и формирования творческой индивидуальности будущего специалиста. Конвертировать следует не диплом (или не только диплом), а содержание образования, соотнеся его с существующими мировыми стандартами. Вместе с тем, делать это необходимо осторожно, не допуская бездумного разрушения фундаментальности, глобальности действующей национальной образовательной системы, отрицания или игнорирования накопленного положительного опыта, а, наоборот, максимально учитывая и используя его, сохраняя сложившиеся отечественные традиции.

Многоступенчатая система создает благоприятные условия для взаимодействия непрерывного, периодического и систематического образования, предоставляя широкие возможности для гибкого подхода к содержанию образовательных программ заключающих в себе необходимую свободу для реализации новых идей открытости и вариативности в формировании содержания и организации процесса обучения с учетом целого ряда факторов: специфики региона (республики), национально (регионально)-культурных особенностей; уровня довузовской подготовки контингента, творческих возможностей преподавательских коллективов (кадровый состав), учебно-материальной базы вузов и т.д.

Выявляя и изучая составляющие спроса потенциальных работодателей, корректируя на этой основе учебные программы, вуз укрепляет свое положение в системе "институт - студент - предприятие", подготавливая конкурентоспособных на рынке труда специалистов. Такая деятельность приобретает особую значимость в условиях переориентации российской высшей школы на многоуровневую систему подготовки специалистов и внедрения образовательных стандартов.

В соответствии с современными социально-экономическими условиями, это позволяет:

-сформировать сам вуз инновационным учреждением как новую или изменившуюся организационную структуру;

- сделать инновационным  сам педагогический процесс в связи с изменением содержания, форм и методов обучения, необходимостью инновационных подходов к системе воспитательной работы в вузе;

-способствовать соединению возможности и необходимости вести разработку, научное руководство и внедрение инновационных процессов во все сферы в областях своей деятельности в регионе, территории;

- обучать студентов (как будущих менеджеров) технологиям инновационной деятельности;

- развиваться студенту как субъекту настоящего и будущего инновационного процесса, совершенствуя и развивая необходимые для этого качества.

-благодаря новой многоуровневой системы, готовить специалистов высшей квалификации, наиболее адаптированных к региональным потребностям.

Многоуровневая система образования делает человека не только более адаптированным с точки зрения трудоустройства.

На сегодняшний день наличие профессиональных навыков в некоторых областях является просто необходимым.  Например, что в настоящих условиях представляется совершенно необходимым для современного специалиста, это обладания управленческими навыками и знаниями. Потому что, каждый инженер сегодня должен быть ещё и менеджером, т.е. управленцем, в задачу которого входит не только инженерная деятельность, но и организаторская, начиная с оптимизации своей деятельности и заканчивая деятельностью руководимого им подразделения. В нашей стране этому вопросу, как правило, уделялось недостаточное внимание.

Анализ складывающейся в России социально-экономической ситуации, а также зарубежный опыт высшего образования показывает, что в наших условиях наиболее оптимальной должна быть многоуровневая система образования, позволяющая выполнить поставленные перед ней задачи.

 

Литература

1. Анисимов П.Ф. Проблема модернизации среднего профессионального образования / П.Ф. Анисимов// Среднее профессиональное образование. - М., 2002. - № 7.

2. Артюхов М.В., Ракитных М.Б., Цукер А.А. Выпускник среднего общеобразовательного учреждения конца XX века: Социальный портрет. - Новокузнецк: Из-во ИПК, 2000. - 138 с.

3. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общеобразовательного анализа. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.

4. Ильмушкин Г.М. Концепция единого педагогического пространства в системе «школа - колледж - вуз» / Г.М.Ильмушкин. -- Самара, 2001. -144с.

5. Кальней В.А., Кузнецов В.М., Роговский Ю.М. Подготовка молодежи к труду в системе непрерывного образования. - М., 1994. - 160 с.

6. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому / В.В. Краевский. -- М.: Педагогическое общество России, 2001. -- 36 с.

Категория: 1. Опережающее воспитание и образование в современных педагогических процессах. | Добавил: Zvyagina (17.12.2012)
Просмотров: 9984 | Рейтинг: 4.9/25
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика