МНОГОУРОВНЕВАЯ
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ:
ОСОБЕННОСТИ
И ПЕРСПЕКТИВЫ
Е.А. Лущик,
преподаватель,
Ливенский филиал
Госуниверситета-УНПК, Ливны,
E-mail: tam538@yandex.ru
Многоуровневое образование…Модернизация высшей и средней
школы…Что хорошо и что плохо? С чего начинать?
Последние годы эти вопросы постоянно обсуждаются
педагогическим сообществом. Вот и сейчас на курсах повышения квалификации мы
касаемся этих тем. Но по-прежнему вопросов больше чем ответов.
На традиционный вопрос «Преподаватель учит или студент
учится» первокурсники почти хором отвечают, что они поступили в вуз, чтобы им
преподаватели дали качественные знания. Такой стиль потребительского поведения
сложился десятилетиями-с начала 20 века. Поэтому переход на качественное
многоуровневое высшее образование пока в принципе в России проблематичен при
нынешних полумерах и явной пробуксовке реформ образования, прежде всего и в
условиях среднего образования. Требуется кардинально поменять мышление ребят,
начиная уже с младших классов. Необходимо понять, что знания каждый должен
добывать сам, накапливая опыт, умения и навыки.
В условиях, когда государственное руководство высшей
школы не в состоянии определить количественные и качественные требования к
выпускникам, содействовать трудоустройству молодых специалистов должны сами
вузы.
Образование как общественная функция должно следовать
за изменениями в обществе и при этом влиять на него и его развитие.
От образования всегда требуется, чтобы оно решало
жизненно важные проблемы общества.
Анализ складывающейся в России социально-экономической
ситуации, а также зарубежный опыт высшего образования показывает, что в наших
условиях оптимальной должна быть многоуровневая система.
Преимущество многоуровневой системы подготовки состоит
в более основательной профориентации и осознанном выборе профессии, а так же в
овладении несколькими профессиями, что дает выпускнику специального учебного заведения запасные
варианты для трудоустройства в сложных экономических условиях, позволяет студенту
прервать обучение на любой ступени, получив завершенное образование по 1-2
профилям.
Вот почему многоуровневая система образования принята
в мире как наиболее эффективная.
Многоуровневая система образования, удачно сочетающая
интересы личности и потребности общества в квалифицированных кадрах,
предпочтительна при относительно стабильном состоянии экономики. В условиях же
нестабильности в период проведения реформ она становится не только предпочтительной,
но и единственно возможной в силу своей вариативности.
Помимо всего прочего следует отметить и
психологический аспект, который оказывает немаловажное влияние на формирование
современного специалиста и человека. Многоуровневая система образования кроме
всего прочего формирует в человеке способность и готовность продолжать
образование в течение всей своей профессиональной деятельности. Эта система
позволяет формировать свои профессиональные навыки как конструктор внося
изменения в зависимости от меняющейся обстановки.
Многоуровневая система образования позволяет будущему
специалисту быть гораздо более адаптированным к стремительно меняющимся
социально-экономическим условиям, быть готовым к резким изменениям.
Одними из главных факторов, тормозящих развитие
многоуровневой системы, являются психологические барьеры. К ним относятся
организационно-психологические барьеры, возникающие вследствие неприятия
нововведений из-за несоответствия ценностных ориентаций личности инновационным
процессам, а также социально-психологические барьеры.
Советская система образования была адаптирована к тем
условиям плановой экономики, при которой человек имел гарантию на
трудоустройство и, как правило, работал по одной специальности всю жизнь.
Сегодня это приводит к тому, что человек имеет гораздо
более ограниченные возможности при трудоустройстве, в силу наличия только одной
специальности, и связанной с этим неуверенности в завтрашнем дне.
Последствия такого мировоззрения можно наблюдать и
посей день, а особенно наглядно это проявилось в начале 90-х годов, когда
многие предприятия продолжали формально существовать, а работникам не платили
заработную плату, но люди все равно продолжали ходить на работу и не пытались искать
новую работу только именно в силу того, что они не были готовы к смене обстановки.
Система образования по своей форме должна как можно
точнее повторять процессы в обществе, главным из которых является быстрая смена
условий.
Следует признать справедливым мнение, что главным в
реформе образования необходимо считать изменение содержания обучения, его новое
наполнение и перевод от массово-репродуктивного к активно-деятельностному, позволяющему
создать необходимые условия для выявления и формирования творческой
индивидуальности будущего специалиста. Конвертировать следует не диплом (или не
только диплом), а содержание образования, соотнеся его с существующими мировыми
стандартами. Вместе с тем, делать это необходимо осторожно, не допуская
бездумного разрушения фундаментальности, глобальности действующей национальной
образовательной системы, отрицания или игнорирования накопленного
положительного опыта, а, наоборот, максимально учитывая и используя его,
сохраняя сложившиеся отечественные традиции.
Многоступенчатая система создает благоприятные условия
для взаимодействия непрерывного, периодического и систематического образования,
предоставляя широкие возможности для гибкого подхода к содержанию образовательных
программ заключающих в себе необходимую свободу для реализации новых идей
открытости и вариативности в формировании содержания и организации процесса
обучения с учетом целого ряда факторов: специфики региона (республики),
национально (регионально)-культурных особенностей; уровня довузовской
подготовки контингента, творческих возможностей преподавательских коллективов
(кадровый состав), учебно-материальной базы вузов и т.д.
Выявляя и изучая составляющие спроса потенциальных
работодателей, корректируя на этой основе учебные программы, вуз укрепляет свое
положение в системе "институт - студент - предприятие", подготавливая
конкурентоспособных на рынке труда специалистов. Такая деятельность приобретает
особую значимость в условиях переориентации российской высшей школы на многоуровневую
систему подготовки специалистов и внедрения образовательных стандартов.
В соответствии с современными социально-экономическими
условиями, это позволяет:
-сформировать сам вуз инновационным учреждением как
новую или изменившуюся организационную структуру;
- сделать инновационным сам педагогический процесс в связи с изменением
содержания, форм и методов обучения, необходимостью инновационных подходов к
системе воспитательной работы в вузе;
-способствовать соединению возможности и необходимости
вести разработку, научное руководство и внедрение инновационных процессов во
все сферы в областях своей деятельности в регионе, территории;
- обучать студентов (как будущих менеджеров)
технологиям инновационной деятельности;
- развиваться студенту как субъекту настоящего и
будущего инновационного процесса, совершенствуя и развивая необходимые для
этого качества.
-благодаря новой многоуровневой системы, готовить
специалистов высшей квалификации, наиболее адаптированных к региональным
потребностям.
Многоуровневая система образования делает человека не
только более адаптированным с точки зрения трудоустройства.
На сегодняшний день наличие профессиональных навыков в
некоторых областях является просто необходимым.
Например, что в настоящих условиях представляется совершенно необходимым
для современного специалиста, это обладания управленческими навыками и
знаниями. Потому что, каждый инженер сегодня должен быть ещё и менеджером, т.е.
управленцем, в задачу которого входит не только инженерная деятельность, но и
организаторская, начиная с оптимизации своей деятельности и заканчивая
деятельностью руководимого им подразделения. В нашей стране этому вопросу, как
правило, уделялось недостаточное внимание.
Анализ складывающейся в России социально-экономической
ситуации, а также зарубежный опыт высшего образования показывает, что в наших
условиях наиболее оптимальной должна быть многоуровневая система образования, позволяющая
выполнить поставленные перед ней задачи.
Литература
1. Анисимов П.Ф. Проблема
модернизации среднего профессионального образования / П.Ф. Анисимов// Среднее
профессиональное образование. - М., 2002. - № 7.
2. Артюхов М.В., Ракитных
М.Б., Цукер А.А. Выпускник среднего общеобразовательного учреждения конца XX
века: Социальный портрет. - Новокузнецк: Из-во ИПК, 2000. - 138 с.
3. Асмолов А.Г. Психология
личности: принципы общеобразовательного анализа. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.
4. Ильмушкин Г.М. Концепция
единого педагогического пространства в системе «школа - колледж - вуз» /
Г.М.Ильмушкин. -- Самара, 2001. -144с.
5. Кальней В.А., Кузнецов
В.М., Роговский Ю.М. Подготовка молодежи к труду в системе непрерывного
образования. - М., 1994. - 160 с.
6. Краевский В.В. Содержание
образования: вперед к прошлому / В.В. Краевский. -- М.: Педагогическое общество
России, 2001. -- 36 с.
|