Среда, 15.05.2024, 17:10
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обучение и воспитание » 1. Опережающее воспитание и образование в современных педагогических процессах.

Методы и средства обеспечения качества ключевых профессиональных компетенций социального педагога

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА КЛЮЧЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

 

Е.Н. Афанасьева, преподаватель,

Мценского филиала Госуниверситета-УНПК, г.Мценск

 

Формами обучения в педагогическом учебном заведении среднего профессионального образования традиционно являются лекции, семинарские и практические занятия. Все они имеют как ряд достоинств, так и недостатков. Например, лекция позволяет решать большое количество информационных задач. Включение в лекцию элементов дискуссии позволяет изменить позицию студента из пассивно воспринимающего и затем воспроизводящего информацию в активного участника лекционного процесса (когда он думает, анализирует факты, делает выводы, определяет свое отношение к изучаемому предмету). Необходимость аргументации своей позиции побуждает студента к активному самообразованию, поиску дополнительной литературы по изучаемой проблеме. Однако присутствие на лекции большого количества студентов не позволяет всем им быть активными участниками лекции. Но, тем не менее, лекции в учебном процессе необходимы, так как именно данная форма обучения дает возможность студентам "увидеть всю широту изучаемого вопроса, его взаимосвязь с другими проблемами курса, почувствовать связь педагогики с другими науками [2]. Поэтому лекционный курс, специально организованный, дает студенту направление в профессиональном становлении, позволяет ему увидеть пути и задуматься над способами своего профессионального роста, способствует выработке потребности в профессиональном педагогическом самосовершенствовании.

При использовании практических форм обучения будущему социальному педагогу предоставляется возможность познакомиться со своими особенностями, поскольку без самопознания себя невозможно и саморазвитие, которое предполагает и успешную самореализацию молодого социального педагога.

Для занятий по курсу «Социальная педагогика» и «Социальная психология» нами была разработана определенная их структура, которая основывается на структуре социально-педагогической, социально-психологической, социально-перцептивной компетентности социального педагога. На наш взгляд, целесообразно строить практическое занятие так, чтобы оно содержало три блока: информационный, блок самопознания и практический.

1. Информационный блок. Сведения, излагаемые в этом блоке, носят междисциплинарный характер, так как без фундаментальных исследований в области философии, психологии, педагогики невозможно понимание сущности людей, механизмов перцепции, гуманной природы педагогической деятельности.

В этом блоке информация может включать знания трех видов: концептуальные, фактологические, процедурно-технологические.

Такое построение информационного блока становится возможным благодаря тому, что изучение курса приходится на второе полугодие III курса по специальности 050711 «Социальная педагогика» и к этому моменту курсы по общей психологии и педагогике уже изучены и спецкурс играет роль аккумуляции ранее изученного. Студентам предоставляется возможность соотнести эти знания, увидеть их взаимозависимость в педагогической деятельности.

2. Блок самопознания. Является не менее важным в обеспечения качества формирования ключевых профессиональных компетенций будущего социального педагога, т.е. в решении проблемы самопознания. Понять себя часто бывает труднее, чем правильно оценить других людей. Поэтому необходимо стимулировать самонаблюдение, самоанализ, постоянное уточнение самооценки и развитие её по направлению к адекватности, т.е. все те процессы, которые в сумме составляют самопознание. Для стимулирования самопознания на занятиях по курсу изучения педагогических дисциплин используются задания рефлексивного характера. Способность сравнивать, сопоставлять собственное видение себя с оценками других участников взаимодействия помогает студенту осознать то, как он в действительности воспринимается и оценивается другими людьми, а это как раз и способствует постоянному уточнению самооценки и её движению к адекватности. Проведение разнообразных тестов способствует становлению у будущих социальных педагогов представлений о своих личностных рефлексивных особенностях [9]. Этот блок чрезвычайно интересен студентам. Наряду с профессиональными тестами приходится использовать любительские, но при тщательном отборе они служат выявлению отдельных составляющих компетентности социального педагога, предоставляют непредвзятую информацию к размышлению о себе и, наконец, служат основой для создания важнейших составляющих эффективного преподавателя - необходимого эмоционального тонуса, должной мотивации у студентов и стимулирования их личностного и профессионального роста.

3. Практический блок. На занятиях по курсу изучении педагогических дисциплин профессиональные умения и навыки не могут, да и не должны быть сформированы в полной мере. Здесь лишь закладывается основа для дальнейшего овладения ими в процессе непосредственной педагогической деятельности будущего социального педагога.

Методика практического блока предполагает реализацию на практике некоторых условий.

Во-первых, это создание положительного психоэмоционального состояния студента. Это может быть достигнуто при условии доверительных отношений между преподавателем и студентами, что будет являться одной из предпосылок стимулирования его личностного роста, его саморазвития.

Следующее условие касается упражнений, которые предлагаются студентам для выполнения в практическом блоке. Эти упражнения должны способствовать становлению у будущего педагога таких рефлексивно-перцептивных умений и навыков, которые позволяют ему и адекватно понимать, и самому грамотно передавать не только особенности своего характера, но и образ мыслей, отношение к различным социальным ценностям (нравственным, художественным, гражданским), его отношение к детям и другим людям.

Знание и владение навыками вербального и невербального общения будущими социальными педагогами  является очень важными еще и ввиду заряжающего действия экспрессии. В процесс понимания включается механизм сопереживания, в результате чего и возникает не простое понимание, а особое, эмоциональное понимание происходящего. Яркий, эмоционально насыщенный экспрессией педагог «заражает» ученика, включает его (через сопереживание) в общий процесс развития. При таком подходе к отбору упражнений практического блока они будут способствовать самораскрытию студента.

Обеспечение качества формирования ключевых профессиональных компетенций может приобретаться будущим социальным педагогом вне системы специально организованных занятий, а благодаря средствам массовой информации, опыту обыденного взаимодействия и т. д. Поэтому каждый студент обладает определенным уровнем профессиональной компетентности [1]. Этот уровень будет оказывать значительное влияние на процесс профессионального саморазвития будущего социального педагога, поэтому на занятиях необходимо учитывать личностные особенности каждого студента и в соответствии с ними выстраивать взаимодействие с ним. Кроме того, основной задачей формирования ключевых профессиональных компетенций  становится помощь студенту в осознании им своих личностных особенностей, стимулировании его самопознания, актуализации субъектного опыта студента в социальной сфере.

Особое значение и смысл на занятиях по курсу изучения педагогических дисциплин, на наш взгляд, приобретает оценка студентов. Она должна строиться по принципу «произошло совершенствование умений или не произошло» [8]. Такой подход позволяет создать благоприятные условия для профессионального саморазвития будущего социального педагога, т. к. студент будет заинтересован во внутреннем своем росте, самосовершенствовании. Кроме того, целесообразно максимальное сближение оценки и самооценки как одной из предпосылок успешного саморазвития.

Большим потенциалом в стимулировании профессионального саморазвития обладает педагогическая практика, т.к. способствует актуализации личностной и профессиональной зрелости будущего социального педагога.

В Мценском филиале ФГБОУ ВПО Госуниверситет-УНПК студенты четвертого курса среднего профессионального образования «Индустриально-педагогического факультета» по специальности 050711 «Социальная педагогика» проходят педагогическую практику и участвуют в практикуме «Основы профессионально-педагогического общения», где предусмотрено обеспечение качества формирования ключевых профессиональных компетенций будущего социального педагога средствами педагогических дисциплин. Одной из задач практики является совершенствование профессиональных навыков студентов. На данной практике студенты выступают в роли сначала помощников социальных педагогов, а затем и в роли социальных педагогов. Достоинством практики является возможность для будущего социального педагога сосредоточиться на общении с детьми, родителями, педагогами. Практика длится шесть недель, каждая из которых посвящена выполнению определенного задания. Так, например, первая неделя практики посвящена знакомству с дошкольным учреждением, группой детей, составлению психолого-педагогической характеристики группы, знакомству с медицинскими картами детей. Все это помогает лучше узнать детей, их индивидуальные особенности, прогнозировать дальнейшее взаимодействие с ними. Именно на эту неделю практики приходится большая часть посещаемых студентами занятий. Встречи с молодыми и опытными специалистами, изучение их инновационной деятельности, анализ достоинств и недостатков традиционного педагогического опыта в процессе практики, что активизирует личностно-профессиональное самоопределение студента, его адекватное самоутверждение.

Следующие недели практики посвящены педагогическому и психологическому анализу занятий, а также анализу уровня социальной компетентности педагогов дошкольного, школьного образовательных учреждений. Именно такая организация педагогической практики позволяет обеспечить необходимое качество  формирования ключевых профессиональных компетенций будущему социальному педагогу среднего профессионального образования.

Особенно значимой является коллективная рефлексия будущего педагога после практики, а также и по отдельным ее этапам и моментам. Именно рефлексия, особенно совместная с коллегами, уже получившими неповторимый опыт педагогической деятельности, представляет собой благоприятное условие для превращения совокупности знаний и чувств в профессиональные убеждения, созвучные идеям гуманизма.

Интенсивное эмоциональное переживание в ходе коллективной рефлексии создает уникальные, нигде больше не возникающие (ни на лекции, ни на семинаре, ни на экзамене) внутренние условия для самоанализа, переживания и удовлетворенности одновременно хотя бы от отдельных своих действий, и неудовлетворенности той или иной стороной своей деятельности, и значит для приобретения стойкого убеждения в ценности собственного саморазвития.

 

Литература

1.      Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя [Текст] / В.А. Адольф // Педагогика, 1998, № 1. - С. 72-75

2.     Вазина, К.Я. Педагогические основы развивающих технологий в профессиональных учебных заведениях инновационного типа [Текст]: автореф. дис… докт. пед. наук / Вазина К.Я. - Екатеринбург, 1998. –35 с.

 

3. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. - М., 1995. - 27 с.

4.      Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя // Матер к первому заседанию методологического семинара 20 мая 2004 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004

5. Иванова, Т.В. Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебном процессе ( на материале дисциплин педагогического цикла) [Текст]: / Т.В. Иванова: автореф. дис. канд.пед. наук.- Волгоград, 1991- с.12

6.  Куличенко Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. [Текст] / Р.М. Куличенко— М.; Тамбов, 1998

7. Куликова Л.Н. Взаимосвязь саморазвития и общения личности в воспитательной системе учебного заведения. Общение и саморазвитие. [Текст] / Л.Н. Куликова - Хабаровск, 1995., с. 71

8. Прозорова Е.В. Педагогические условия развития коммуникативной компетентности будущего учителя в процессе высшего профессионального образования. [Текст] / Е.В. Прозорова Дисс. канд. пед. наук. -Хабаровск, 1998.

9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. [Текст] / Е.И Рогов - М.: Владос, 1996. - 529 с., с. 267

 

 

Категория: 1. Опережающее воспитание и образование в современных педагогических процессах. | Добавил: Zvyagina (17.12.2012)
Просмотров: 1094 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика