Четверг, 16.05.2024, 03:37
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обучение и воспитание » 1. Опережающее воспитание и образование в современных педагогических процессах.

Компетентностный подход как инновационная доминанта инженерного образования

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ИННОВАЦИОННАЯ ДОМИНАНТА ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Е.М.Харькова, преподаватель,

Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, г.Ливны

 

В программе модернизации российской экономики особое внимание уделяется развитию и внедрению инноваций, в первую очередь, в сфере техники и технологий. Для реализации этой задачи необходимы люди, обладающие соответствующими компетенциями, как в сфере инженерной деятельности, так и в сфере предпринимательства. В России решение проблем качества инженерно-технического образования и подготовки инновационных научно-педагогических кадров относится к числу приоритетов государственной политики. Рассматривая вопрос развития инновационного инженерного образования с позиций обеспечения его качества, необходимо отметить, что проблема качества подготовки специалистов является центральной в вопросе их востребованности национальной экономикой.

Инновационное инженерное образование определяют как процесс и результат целенаправленного формирования определенных знаний, умений и методологической культуры, а также как комплексную подготовку специалистов в области техники и технологии к инновационной инженерной деятельности за счет соответствующих содержания, методов и технологий обучения. Инновационное обучение ориентировано на создание условий для готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, к неопределённому будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления, к сотрудничеству с другими людьми. Специфику инновационного обучения определяют его открытость, предвосхищение результатов на основе постоянной переоценки ценностей, способность к совместным действиям в новых ситуациях.

Сегодня в инженерном образовании развиваются и реализуются следующие инновационные процессы:

·    подготовка по интегрированным образовательно-научным программам, реализуемым вузом совместно с научными и инновационно-техническими организациями;

·    целевая подготовка специалистов к практической инженерной деятельности по интегрированным образовательно - производственным программам, реализуемым вузом совместно с ведущими производственными объединениями и предприятиями;

·    формирование единой высокоразвитой информационной среды системы высшего профессионального образования; организация крупномасштабных подсистем «открытого» образования, дистанционного обучения, телеконференций и т.д.;

·    разработка, апробация и внедрение в учебный процесс передовых педагогических методов и технологий, высоких информационных технологий и широкого спектра программных продуктов;

·    развитие инновационных процессов различного назначения, формирование региональных, муниципальных, межотраслевых, отраслевых, межвузовских и вузовских инновационных структур с участием в их деятельности преподавателей, научных работников, аспирантов и студентов вузов;

·    обновление структуры высшего технического образования;

·    развитие спектра и перечня образовательных программ по направлениям и специальностям высшего технического образования;

·    обновление содержания основных программ высшего профессионального образования в соответствии с развитием требований к выпускнику вуза, обусловленное появлением и использованием новых научных знаний, прикладных разработок, технических достижений;

·    разработка широкого спектра дополнительных образовательных программ для удовлетворения потребностей студентов, работников предприятий и организаций в получении новых знаний.

Инновации в технике и технологиях в настоящее время формируются на междисциплинарной основе в результате передачи знаний из одной области в другую. В этой связи все активнее применяются проблемно-ориентированные методы и проектно-организованные технологии обучения. Одним из перспективных методов, используемых в инновационном инженерном образовании, является контекстное обучение, когда мотивация к усвоению знания достигается путем выстраивания отношений между конкретным знанием и его применением. Этот метод является достаточно эффективным, так как аспект применения является для студентов критически важным. Не менее важным является обучение на основе опыта, когда студенты имеют возможность ассоциировать свой собственный опыт с предметом изучения.

Данные методы считаются методами активного обучения, поскольку в центре внимания находится студент, приобретающий знания через деятельность и на основе опыта. Проблемно-ориентированный подход к обучению позволяет сфокусировать внимание студентов на анализе и разрешении какой-либо конкретной проблемной ситуации, что становится отправной точкой в процессе обучения. При этом иногда важно не столько решить проблему, сколько грамотно ее поставить и сформулировать. Проблемная ситуация максимально мотивирует студентов к осознанному получению знаний, необходимых для ее решения. Междисциплинарный подход позволяет научить студентов самостоятельно «добывать» знания из разных областей, группировать их и концентрировать в контексте конкретной решаемой задачи. Весьма эффективным и перспективным является использование так называемых case- studies, основанных на анализе реальных жизненных ситуаций в инженерной практике, на исследовании организации производства и выработке соответствующих предложений и решений.

Особую значимость в инновационном инженерном образовании имеют проектно-организованные технологии обучения работе в команде. При этом создаются условия, практически полностью идентичные реальной инженерной деятельности и позволяющие студентам приобрести опыт комплексного решения задач инженерного проектирования с распределением функций и ответственности между членами коллектива.

Инновационно-ориентированный подход в инженерном образовании предполагает подготовку компетентного специалиста, который способен комплексно сочетать исследовательскую, проектную и предпринимательскую деятельность, ориентированную на создание высокоэффективных производящих структур, стимулирующих рост и развитие различных сфер социальной деятельности. 

Развитие инновационного подхода к инженерному образованию в проекции педагогической практики требует актуализации теоретического материала с первого семестра обучения, т.е. уже в первый год обучения студентам необходимо показывать связь предлагаемого учебного материала с их будущей инженерной деятельностью, перспективами технического, технологического, экономического и социального развития общества. Такой педагогический прием позволяет выработать у студентов столь необходимую мотивацию к обучению, большую восприимчивость к теории при освоении ее через практику.

Университеты мира совершенствуют образовательные программы и учебные планы, показывая связь предлагаемого учебного материала с будущей инженерной деятельностью, перспективами технического, технологического, экономического и социального развития общества. Новое содержание, а также проблемно- ориентированные методы и проектно-организованные технологии обучения в инженерном образовании позволяют обеспечить его новое содержание, основанное на комплексе компетенций, включающих фундаментальные и технические знания, умения анализировать и решать проблемы с использованием междисциплинарного подхода, владение методами проектного менеджмента, готовность к коммуникациям и командной работе.

Таким образом, в качестве одного из перспективных методов, используемых в инновационном инженерном образовании, является «контекстное обучение», когда мотивация к усвоению знания достигается путем выстраивания отношений между конкретным знанием и его применением. Этот метод является достаточно эффективным, так как аспект применения является для студентов критически важным.

 Не менее важным является «обучение на основе опыта», когда студенты имеют возможность ассоциировать свой собственный опыт с предметом изучения. Данные методы считаются методами активного обучения, поскольку в центре внимания находится студент, приобретающий знания через деятельность и на основе опыта.

Проблемно-ориентированный подход к обучению по инженерным специальностям в рамках инновационно-ориентированного подхода позволяет сфокусировать внимание студентов на анализе и разрешении какой-либо конкретной проблемной ситуации, что становится отправной точкой в процессе обучения. Проблемная ситуация максимально мотивирует студентов осознанно получать знания, необходимые для ее решения, а междисциплинарный подход к обучению позволяет научить студентов самостоятельно «добывать» знания из разных областей, группировать их и концентрировать в контексте конкретной решаемой задачи.

Рассматривая программно-целевые методы подготовки в качестве условий обеспечения инновационного вектора инженерного образования, отметим, что реализуются они в процессе трудоустройства студентов и выпускников, особенно на ранних курсах обучения.

Это позволит осуществить на практике синхронизацию целей профессиональной подготовки и стратегических задач развития промышленности через участие в совместном решении промышленно-экономических задач. В таком ключе вуз выступает образовательно-инновационной площадкой для предприятий региона и при этом эффективно решает задачи не только трудоустройства выпускников, но и переподготовки промышленных кадров, воспитания кадрового резерва.

Предприятия имеют возможность сформулировать для образовательных учреждений задачи, связанные с частными или общими тенденциями развития предприятий, и соответственно конкретизировать программы подготовки специалистов.

Конкретизация задач инновационной деятельности бакалавра техники и технологии позволяет определить перечень компетенций, которыми должен овладеть студент в процессе обучения: способность к поиску технических и технологических инноваций; готовность к проведению экспериментальных работ по проверке и освоению технических и технологических инноваций по утвержденным методикам; готовность к выполнению отдельных стадий и этапов инновационных проектов в команде с другими специалистами; готовность к использованию возможностей информационно- коммуникационных технологий при разработке или внедрении инновационных продуктов.

Результатом освоения выпускниками инновационно- ориентированных образовательных программ должно быть овладение ими инновационной культурой, как общей, включающей знание основ инноватики, так и специальной - подтвержденной на практике готовностью использовать личностный потенциал для успешной инновационной деятельности в определенной научно-технической области.

Категория: 1. Опережающее воспитание и образование в современных педагогических процессах. | Добавил: Zvyagina (17.12.2012)
Просмотров: 1133 | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика