Среда, 15.05.2024, 12:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обучение и воспитание » 1. Опережающее воспитание и образование в современных педагогических процессах.

Коммуникативная компетентность как фактор реализации опережающего обучения

Коммуникативная компетентность как фактор реализации опережающего обучения

 

И.С. Евсеева, преподаватель,

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г.Ливны

 

Идея опережающего обучения понимается в рамках классического мировидения и знаниево-ориентированной дидактики как опережение по времени программной последовательности и сроков изучения определенных тем. Однако опережающее обучение содержит в себе и более глубокий смысл в педагогике сотрудничества и личностно ориентированной педагогике, в которых находят свое отражение элементы неклассической картины мира. При этом опережающее обучение личностно ориентированного типа предполагает и обеспечивает приоритет собственного образовательного продукта в условиях освоения внешне заданного предметного содержания.

Опережающее обучение в рамках профессионального учебного заведения – это на наш взгляд, процесс формирования специалиста на основе постоянно меняющихся требований к нему, в связи с быстрым развитием техники, технологии, организации и других аспектов производства, то есть способного к постоянному повышению квалификации.

Сегодня требования к молодому специалисту очень высоки. В свою очередь, сложилась система социальных, образовательных и личностных ценностей, которую стремится воплотить в жизнь опережающее образование: 1) ответственность перед настоящим и будущим; любовь к истине, добру, красоте, родине, людям, жизни, миру, природе, труду, науке, познанию, искусству, творчеству, технике, конструированию и проектированию; 2) практически действенное, конструктивное мировоззрение; модернизированные научные и технические знания, способность ориентироваться в новейших технологиях; информационная грамотность; 3) стойкая склонность и способность к напряженному продуктивному труду и переменам видов труда; навыки коллективной трудовой и познавательной деятельности; высокая культура труда; 4) склонность и способность к непрерывному образованию, к сотрудничеству со сверстниками, старшими и младшими поколениями; к осознанному выбору профессии; к полноценному творческому досугу; 5) умение корректировать свою деятельность, готовность к трудностям и испытаниям, способность справляться с противоречиями действительности; 6) глубокое и прочное правосознание; умение ценить, рационально организовать и использовать время; владение методами технического, производственного и общественного управления; опыт принятия ответственных решений и их проведения в жизнь; 7) дисциплинированность и эмоциональная насыщенность мыслительной деятельности, умственные способности.

Достижению этих целей способствуют такие средства опережающего образования, как обеспечение системного нравственного, эстетического и научного мировосприятия, мироощущения, мировоззрения; внедрение развивающегося обучения; обращение к рефлексии, самопознанию и саморазвитию обучаемых; организация их практической деятельности, общения, взаимопомощи и сотрудничества; развитие и компенсация способностей; применение в учебно-воспитательном процессе новых информационных технологий.

Подготовка такого рода специалиста – основная и весьма непростая задача в современных условиях кризиса образования и качества жизни. Одной из причин такого положения профессионального образования является нестабильное положение современной российской школы (особенно после введения ЕГЭ). Фактически выпускники школ имеют потребительское отношение к учебному процессу, что не соответствует основной концепции  опережающего обучения. Неспособность первокурсников к конструктивному взаимодействию между собой и с преподавателями, проблемы с поиском, анализом и обработкой информации снижают эффективность процесса обучения.

Опережать – значит быть способным к постоянному, целенаправленному и систематическому усвоению знаний, умений и навыков (или базовых компетенций), отношений, норм поведения, способов и форм общения  для осуществления эффективной коммуникации.

Для эффективной коммуникации характерно:

1) Достижение взаимопонимания партнеров;

2) Лучшее понимание ситуации и предмета общения.

Процесс достижения большей определенности в понимании ситуации, способствующий разрешению проблем, обеспечивающий достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов принято называть коммуникативной компетентностью.

Коммуникативная компетентность равна: коммуникативная способность + коммуникативное знание + коммуникативное умение. Эти компоненты должны быть адекватны коммуникативным задачам и достаточны для их решения.

Наиболее подробное описание коммуникативной компетенции принадлежит Л. Бахману. Он использует термин "коммуникативное языковое умение" и включает следующие ключевые компетенции:

• языковую /лингвистическую/ (осуществление высказываний на родном/иностранном языке возможно только на основе усвоенных знаний, понимания языка как системы);

• дискурсную (связанность, логичность, организация);

• прагматическую (умение передать коммуникативное содержание в соответствии с социальным контекстом);

• разговорную (на основе лингвистической и прагматической компетенций, уметь говорить связно, без напряжения, в естественном темпе, без затяжных пауз для поиска языковых форм);

• социально-лингвистическую (умение выбирать языковые формы, "знать когда говорить, когда нет, с кем; когда, где и в какой манере");

• стратегическую (умение использовать коммуникативные стратегии для компенсации недостающих знаний в условиях реального языкового общения);

• речемыслительную (готовность к созданию коммуникативного содержания в результате речемыслительной деятельности: взаимодействие проблемы, знания и исследования).

Итак, успешное применение компетентностного подхода в обучении означает, что обучаемые знают языки (родной, иностранный), демонстрируют коммуникативные умения и способны успешно действовать вне учебного заведения, т.е. в реальном мире. Это является одним из шагов в реализации опережающего обучения.

В свете вышеобозначенных проблем,  нам представляется необходимым начинать работу со студентами первого курса с диагностики и самодиагностики уровня сформированности  тех или иных навыков. Уже традиционным на кафедре гуманитарных дисциплин Ливенского филиала стало входящее тестирование по иностранному языку. Оно позволяет выявить уровень знаний студентов, их иноязычной компетентности на момент начала работы, а также условно разделить группу по уровням обученности, согласно разработанным критериям. Эти приёмы позволяют осуществлять дифференцированный подход к обучению студентов. Помимо всего прочего, нам видится целесообразным проводить самодиагностику студентов. Для этого им предлагается заполнить листы самодиагностики, с имеющимися возможными вариантами ответов.





Перечень вопросов в листах может варьироваться преподавателем.  Эти мероприятия нацелены на избавление студентов от потребительского взгляда на процесс учения.  Принцип сознательности при получении профессионального образования, на наш взгляд, является ключевым. Важно, чтобы учение было максимально осознанным, чтобы студент реально оценивал свои возможности и был способен к саморефлексии. Осознанность происходящего существенно повышает уровень мотивации к учению, позволяет студентам выработать собственную стратегию получения профессиональных знаний, конструктивно выстраивать отношения с преподавателями и одногрупниками  по принципу сотрудничества. В итоге студенту следует наметить перед собой следующие задачи:1) овладеть общеучебными навыками и способами познавательной деятельности, обеспечивающими успешное изучение соответствующих дисциплин; 2) научиться сотрудничать, работать в группе, овладеть разными социальными ролями, научиться добывать информацию; 3) развивать креативное мышление при решении поставленных задач в урочной  и неурочной деятельности.

Соответственно задачи преподавателя - научить студентов получать информацию из различных источников, представлять и цивилизовано отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении, демонстрируя уважительное отношение к ценностям других людей (религиозным, этическим, профессиональным, личным и т. п.). Иными словами, необходимо научить студента учиться и сформировать такие качества личности, которые обеспечат его ликвидность на рынке труда. В этом нам и видится основная идея опережения в образовании и воспитании.  Добиться подобной цели, не сформировав у студента основы коммуникативной компетентности невозможно.

 

Литература

Дидактика [Текст] : учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.

Новиков, А.М. Возможно ли опережающее образование? Отечественное образование: тенденции и перспективы развития [Текст] / А.М. Новиков // Педагогика. -1998. - № 8. - С. 10-12.

Меняев, А.Ф. Преподавание и учение в техническом вузе: учеб. пособие по курсу «Педагогические и психологические основы организации учебного процесса в высшей школе» [Текст] / А.Ф. Меняев. - М.: Изд-во МЭИ, 1993.

 

Категория: 1. Опережающее воспитание и образование в современных педагогических процессах. | Добавил: Zvyagina (17.12.2012)
Просмотров: 1476 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика