Среда, 15.05.2024, 08:21
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обучение и воспитание » 1. Опережающее воспитание и образование в современных педагогических процессах.

Инженерное образование - приоритет глобального развития

ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ПРИОРИТЕТ

ГЛОБАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

 

О.В. Болотская, преподаватель,

Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, Ливны

 

Инженер - человек особенный, он становится ключевой фигурой современности, а само инженерное дело вновь (как в далекие времена) превращается в гармоничное одухотворенное творчество, в котором равноправны наука и искусство, теория и эксперимент, логика и интуиция.

Инженерная профессия уникальна. Используя свою коммуникативную и межпредметную сущность, она объединяет междисциплинарное знание, инновационные представления, образы среды с собственными возможностями синтеза разнородной информации для создания новой  предметной реальности. Инженерная деятельность требует целостного представления об объекте проектирования сформированного «многоэкранного» мышления, знания языка формул чертежей и схем, сочетание научного и художественного стилей мышления, обоснованной смелости и дара предвидения.

Процесс инженерной деятельности начинается с формирования потребности в искусственном механизме или процессе. Изучив эту потребность, инженер должен сформировать замысел решения, которому необходимо придать определённую форму — проект. Проект нужен, чтобы замысел инженера (группы инженеров), существующий как идея, стал понятен другим людям. Проект в дальнейшем воплощается в реальность с помощью строительных материалов.

При решении стоящей перед ним задачи инженер может использовать уже наработанные решения. В частности, широкое распространение с самых ранних времён получило типовое проектирование. Применяя специализированные знания инженер должен создать объект, придумать способ, каких ещё ранее не существовало. Профессиональное мышление инженера представляет сложный психический процесс, который, как и любое искусство, трудно поддаётся формализации.

Современные производственные технологии являются «короткоживущими». Они быстро прогрессируют, непрерывно наращивая наукоемкость и интеллектоемкость, требуя от всех инженеров, включенных в технологический процесс, не только соответствующего уровня развития интеллекта, а обязательно опережающего, дающего возможность увидеть и оценить возможные варианты последующих витков технологического, научного и социального развития.

Способность прогнозирования процессов технологического и социального развития становится жизненно необходимой для обеспечения конкурентоспособности инженерно - технических специалистов. Она требует непрерывной профессиональной и психологической  самоподготовки к успешной деятельности в условиях новой предметной среды.

В настоящее время поле профессиональной деятельности инженеров приобрело многофункциональный характер и интегрированное научно- техническое и социальное содержание.

Инновационная инженерная деятельность ориентируется не на выполнение определенных заданий, а на решение проблем и управление проектами, что в свою очередь требует формирования способности мыслить категориями процесса и определить цель «по ходу дела».

Приоритеты выбора конкретного решения профессиональных проблем, возникающих в непрерывно изменяющихся условиях, оказываются зачастую существенно зависящими от системы ценностей специалиста, от уровня его духовности.

В условиях рыночной экономики для инженера, наряду с творческим техническим мышлением, становятся необходимые:

– стратегическое экологическое и экономическое мышление;

– высокий уровень коммуникационной компетентности, понимание общих закономерностей цикличности производственно–экономического развития;

– умение правильно оценить фазу цикла, на которой находится процесс инновации в конкретном производстве или на предприятии;

– умение прогнозировать ситуацию на развивающем рынке спроса.

Обязательным условием успешной профессиональной деятельности инженеров стало умение многокритериально мыслить, полифункционально действовать и перестраивать личностную систему профессиональной деятельности с учетом изменяющихся социально значимых целей и ограничений.

В России и в других промышленно развитых странах повышению значимости инженерного образования способствовал ряд обстоятельств, среди которых, в частности можно отметить повышение статуса инженера в условиях «индустриального» общества, усиление роли инженерных кадров в становлении и развитии основных институтов государственной власти и т.д. Однако, современная высшая техническая школа формирует основы профессиональной компетентности инженера, что позволяет ее выпускникам создавать объекты, отвечающие требованиям эффективности, ресурса, экономичности. Это оказывается недостаточным для развития социальной компетентности, которая проявляется, прежде всего, в понимании необходимости проведения оценок последствий создаваемых технических устройств на общество и среду обитания.

Переживаемый Россией исторический этап требует становления и качественно новой системы инженерного образования, подготовки в технических вузах всесторонне развитых и высокоэрудированных специалистов.

Для инженерного образования России наступает время изменений, новых перспектив и возможностей и новых, хотелось бы сказать, только творческих и организационных проблем.

Инженер должен теперь иметь способность (и возможность) к творческому развитию своей сферы деятельности. Его основанное на науке творчество должно идти не позади, а впереди практического опыта мастеров и техников. Именно это изменение, произошедшее не рубеже XIX-XX веков породило долгосрочную тенденцию к развитию прикладной «промышленно–организованной» науки и физико–технического образования.

На этом практическом пути создания адекватного новым запросам времени инженерного образования важно не только знать, что делается вокруг в мире, но и понимать, что не так у нас. Как бы часто не повторялись слова о прошлых успехах российского образования задачи подготовки нового инженерного корпуса ставятся впервые для всех стран мира и аналогов их решения в прошлом нет ни у кого.

Для нашей страны этот вопрос не является вопросом просто нового качества образования. Речь идет ни мало, ни много о будущем страны, о ее долгосрочном проекте развития.

В условиях рыночных отношений особенно важно выбрать верную стратегию и тактику реализации программы развития отечественной высшей технической школы.

Инженер с высшим образованием должен быть одновременно и ученым, и организатором промышленного производства.

Главной инновацией для инженерного отечественного образования является его ориентация на утверждение личностного начала в каждом участнике образовательного процесса. В сфере современного инженерного образования развивается его самостоятельная культуросозидающая функция, открытость к различным инновациям, связям с динамично меняющимся социумом, с экономической ситуацией.

Для нового инженерного мышления характерно видение целостности, взаимосвязанности различных процессов, прогнозирование экологических социальных и этических последствий своей деятельности.

 

Литература

1. Инженерное образование в России: история, концепция, перспективы / Д. Л. Сапрыкин // Высшее образование в России / . – 2012. – № 01. – С. 125-137.

2. Инженерное образование в России: этапы реформирования / С.Б. Никитина // Власть / . – 2009. – № 08. – С. 170-172.

 

Категория: 1. Опережающее воспитание и образование в современных педагогических процессах. | Добавил: Zvyagina (17.12.2012)
Просмотров: 1542 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика