РОЛЬ
ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ
ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
И.П. Говорова,
преподаватель,
Ливенский
филиал Госуниверситета – УНПК, г. Ливны
Гуманитарные науки изучают человека, его
взаимоотношения с природой, обществом, друг с другом, наконец, с самим собой.
Именно поэтому мы и говорим о гуманитарной стороне образования и воспитания, но
не в смысле ее отнесенности к гуманитарным наукам и дисциплинам, а в чисто
человеческом смысле. Слово «образование» само по себе, прежде всего, означает,
что нечто и некто образуется, то есть создается, сотворяется. Так что в
некотором смысле речь идет о формировании человека как человека: человек
образуется. Разумеется, речь идет о человеке культурном, воспитанном,
интеллигентном.
Проблема воспитания культурного человека
существовала всегда. Например, в Эпоху Античности одним из условий культурного
человека была его образованность. Конечно, это было уделом не каждого,
поскольку требовало способности, предрасположенности к нелегкому и
целенаправленному умственному труду. Именно в такой способности и заключалась
некая избранность, неординарность культурного человека.
Каждая новая эпоха предъявляла к человеку свои
требования. Это и специализация в какой-либо области знания, и выход на
политическую арену, и общественная деятельность, и специализация, и планетарное
мышление. Но всегда главными и очень ценными качествами человека были и
остаются образованность, нравственность, самообладание и профессионализм.
В наше время даже рядовому гражданину просто
необходимо иметь большой запас знаний. Университетское образование стало
потребностью каждого человека, необходимым условием его достойного
существования, а не привилегией ограниченного круга избранных. Однако человеку
нужны не только профессиональные знания. Разве человек в обществе – всего лишь
работник? Тогда откуда берется его гражданственность? Мы же говорим о
гражданском обществе! А оно вышло из школы, из образования, из людей
просвещенных, которые понимали свои права в этом мире и свои обязанности,
причем не только производственные и технические.
Человек живет в обществе, а значит,
взаимодействует с другими людьми. Задача высшего учебного заведения – не только
подготовка хороших специалистов, но еще и подготовка людей, способных
чувствовать себя, как дома, в мире непрестанных технологических изменений и
переворотов, в мире, где придется сталкиваться с ситуациями выбора и принятия
решений, затрагивающих жизненные интересы как их самих, так и многих других
людей.
В таких условиях задачей учебного заведения
становится подготовка человека, способного ориентироваться и в мире новых
социальных технологий, порой весьма агрессивных и настроенных на
манипулирование этим самым человеком.
Поэтому на долю профессионального образования
выпадает две роли: первая, традиционная, связанная с подготовкой специалиста, и
вторая – тоже с подготовкой, но уже другого рода, - человеческой. И эта, вторая
роль образования, не является вторичной, она не менее важна, чем первая.
Современный человек живет в изменяющемся мире, поэтому должен быть готов к
множеству социальных и профессиональных ролей, к гражданской и личной
ответственности. Отсюда – важность изучения гуманитарных дисциплин.
Высшее образование давно перестало быть только
профессией. Оно является элементом общей культуры. Более того, университетское
образование – это не просто получение специальности и диплома, это еще и
вхождение в культурную элиту общества. Поэтому очень важно в подготовке
специалиста-профессионала формирование его мировоззрения, возможностей
позитивного взаимодействия с другими людьми.
Значительная роль в решении такой задачи
принадлежит преподавателям гуманитарных дисциплин. Именно педагоги-гуманитарии
создают условия для развития личностных способностей студентов, формирования их
интеллектуальных, эстетических и нравственных качеств. В центре внимания должны
быть интересы каждого человека. Нравственность, воспитанность и интеллект
характеризуют современного человека.
Когда-то известный философ, лорд Честерфилд
писал: «Если ты обнаружил, что незаметно для себя проникся симпатией к
человеку, у которого нет ни высоких достоинств, ни каких-либо выдающихся
талантов, задумайся над этим и проследи, чем именно человек этот произвел на
тебя столь хорошее впечатление, и ты увидишь, что это – приятность манер,
обходительность, умение держать себя».
Безусловно, хорошие манеры нужны всем людям,
ведь они подчеркивают другие достоинства человека, без них никакое знание,
никакое совершенство не предстанут в должном свете. К тому же, хорошие манеры –
одно из слагаемых вежливости, воспитанности, а значит, и культуры личности.
Нравственности, человечности, умению
взаимодействовать с другими людьми учат эстетика, этика, культурология и литература.
Культурология, например, имеет целью адаптацию студента в системе межличностных
и социальных отношений, повышение уровня самореализации, развитие
ассоциативного мышления, творческого воображения, расширение культурного
кругозора. В рамках этой дисциплины студенты познают феномен культуры, ее роль
в человеческой жизнедеятельности, изучают формы и типы культур. Особое внимание
уделяется изучению Отечественной культуры. Однако не менее важным является
постижение практической культурологии, культуры повседневности, а также
культуры поведения. Следует отметить, что большинство студентов понимают, что
социальные и культурологические знания пригодятся в их будущей профессиональной
деятельности. Многие из них рассматривают культуру на уровне культурности, связывают
ее с особым стилем общения. Среди основных признаков культуры выделяют
тактичность, вежливость, терпимость, способность понимать другого человека. Но
культура – это и творчество кругозора, и эрудиция, и приобщение к достижениям
мировой культуры, это вся совокупность материальных и духовных ценностей,
созданных человечеством и, конечно же, их сохранение и приумножение.
Значительная роль в формировании личности
студента принадлежит эстетике, философской науке о прекрасном – в природе,
искусстве, обществе. Но эстетика – это и сама красота, которую важно уметь
видеть и создавать. Человек должен быть художником. Это вовсе не означает, что
нужно уметь писать пейзажи, портреты, сочинять музыку. Быть художником –
значит, стремиться и уметь выполнять свое дело искусно, с любовью, красиво,
мастерски, профессионально. Безусловно, полезным для студентов является знание
признаков красоты. А это гармония, целесообразность, чувство меры и другие.
В любой сфере деятельности человека необходимо
речевое общение. Очень важным элементом общей культуры личности является
логическая культура, или культура мышления, а значит, и культура речи. Конечно,
языком и речью владеют все люди, но педагогическое умение как раз и заключается
в том, чтобы соединить живую непосредственность мышления студента с
целенаправленным освоением им знаний, навыков и умений. Саморазвитие ученика и
осуществление педагогических действий должно слиться воедино. Важно воспитывать
речевую культуру студентов, обращать внимание на речь учеников, следить за тем,
как они выражают свои мысли и чувства, как рассказывают о своих делах.
Любовное, уважительное отношение к слову нельзя воспитывать в отрыве от других
сторон воспитания личности. Речевая культура – составная часть общей культуры
человека, его визитная карточка в обществе. Общее эстетическое воспитание,
формирование логической культуры позволяют обогатить и словарный запас
человека.
Нельзя не сказать о роли слова педагога, слова
живого, эмоционального, выразительного, грамотного. Грубая, бестактная речь
недопустима. По мнению Л.Н. Толстого, грубое слово может убить, а иногда
сделать зло хуже смерти.
И наконец – воспитание дисциплины, внутренней
собранности. Дисциплины сознательной. Именно она является критерием воспитания
в целом. Для этого можно использовать все средства: и убеждение, общественное
мнение и даже принуждение.
Однако лучшим примером всегда является
корректное поведение самого педагога, его отношение к окружающим. Фигура
преподавателя, его эстетический и интеллектуальный опыт были и остаются главным
условием и средством образования, а также воспитания культуры личности.
|