Суббота, 18.05.2024, 10:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 1. Применение инновационных методов обучения для реализации компетентностного подхода

Роль гуманитарных дисциплин в формировании культуры личности студенто

РОЛЬ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

И.П. Говорова, преподаватель,

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г. Ливны

Гуманитарные науки изучают человека, его взаимоотношения с природой, обществом, друг с другом, наконец, с самим собой. Именно поэтому мы и говорим о гуманитарной стороне образования и воспитания, но не в смысле ее отнесенности к гуманитарным наукам и дисциплинам, а в чисто человеческом смысле. Слово «образование» само по себе, прежде всего, означает, что нечто и некто образуется, то есть создается, сотворяется. Так что в некотором смысле речь идет о формировании человека как человека: человек образуется. Разумеется, речь идет о человеке культурном, воспитанном, интеллигентном.

Проблема воспитания культурного человека существовала всегда. Например, в Эпоху Античности одним из условий культурного человека была его образованность. Конечно, это было уделом не каждого, поскольку требовало способности, предрасположенности к нелегкому и целенаправленному умственному труду. Именно в такой способности и заключалась некая избранность, неординарность культурного человека.

Каждая новая эпоха предъявляла к человеку свои требования. Это и специализация в какой-либо области знания, и выход на политическую арену, и общественная деятельность, и специализация, и планетарное мышление. Но всегда главными и очень ценными качествами человека были и остаются образованность, нравственность, самообладание и профессионализм.

В наше время даже рядовому гражданину просто необходимо иметь большой запас знаний. Университетское образование стало потребностью каждого человека, необходимым условием его достойного существования, а не привилегией ограниченного круга избранных. Однако человеку нужны не только профессиональные знания. Разве человек в обществе – всего лишь работник? Тогда откуда берется его гражданственность? Мы же говорим о гражданском обществе! А оно вышло из школы, из образования, из людей просвещенных, которые понимали свои права в этом мире и свои обязанности, причем не только производственные и технические.

Человек живет в обществе, а значит, взаимодействует с другими людьми. Задача высшего учебного заведения – не только подготовка хороших специалистов, но еще и подготовка людей, способных чувствовать себя, как дома, в мире непрестанных технологических изменений и переворотов, в мире, где придется сталкиваться с ситуациями выбора и принятия решений, затрагивающих жизненные интересы как их самих, так и многих других людей.

В таких условиях задачей учебного заведения становится подготовка человека, способного ориентироваться и в мире новых социальных технологий, порой весьма агрессивных и настроенных на манипулирование этим самым человеком.

Поэтому на долю профессионального образования выпадает две роли: первая, традиционная, связанная с подготовкой специалиста, и вторая – тоже с подготовкой, но уже другого рода, - человеческой. И эта, вторая роль образования, не является вторичной, она не менее важна, чем первая. Современный человек живет в изменяющемся мире, поэтому должен быть готов к множеству социальных и профессиональных ролей, к гражданской и личной ответственности. Отсюда – важность изучения гуманитарных дисциплин.

Высшее образование давно перестало быть только профессией. Оно является элементом общей культуры. Более того, университетское образование – это не просто получение специальности и диплома, это еще и вхождение в культурную элиту общества. Поэтому очень важно в подготовке специалиста-профессионала формирование его мировоззрения, возможностей позитивного взаимодействия с другими людьми.

Значительная роль в решении такой задачи принадлежит преподавателям гуманитарных дисциплин. Именно педагоги-гуманитарии создают условия для развития личностных способностей студентов, формирования их интеллектуальных, эстетических и нравственных качеств. В центре внимания должны быть интересы каждого человека. Нравственность, воспитанность и интеллект характеризуют современного человека.

Когда-то известный философ, лорд Честерфилд писал: «Если ты обнаружил, что незаметно для себя проникся симпатией к человеку, у которого нет ни высоких достоинств, ни каких-либо выдающихся талантов, задумайся над этим и проследи, чем именно человек этот произвел на тебя столь хорошее впечатление, и ты увидишь, что это – приятность манер, обходительность, умение держать себя».

Безусловно, хорошие манеры нужны всем людям, ведь они подчеркивают другие достоинства человека, без них никакое знание, никакое совершенство не предстанут в должном свете. К тому же, хорошие манеры – одно из слагаемых вежливости, воспитанности, а значит, и культуры личности.

Нравственности, человечности, умению взаимодействовать с другими людьми учат эстетика, этика, культурология и литература. Культурология, например, имеет целью адаптацию студента в системе межличностных и социальных отношений, повышение уровня самореализации, развитие ассоциативного мышления, творческого воображения, расширение культурного кругозора. В рамках этой дисциплины студенты познают феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, изучают формы и типы культур. Особое внимание уделяется изучению Отечественной культуры. Однако не менее важным является постижение практической культурологии, культуры повседневности, а также культуры поведения. Следует отметить, что большинство студентов понимают, что социальные и культурологические знания пригодятся в их будущей профессиональной деятельности. Многие из них рассматривают культуру на уровне культурности, связывают ее с особым стилем общения. Среди основных признаков культуры выделяют тактичность, вежливость, терпимость, способность понимать другого человека. Но культура – это и творчество кругозора, и эрудиция, и приобщение к достижениям мировой культуры, это вся совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством и, конечно же, их сохранение и приумножение.

Значительная роль в формировании личности студента принадлежит эстетике, философской науке о прекрасном – в природе, искусстве, обществе. Но эстетика – это и сама красота, которую важно уметь видеть и создавать. Человек должен быть художником. Это вовсе не означает, что нужно уметь писать пейзажи, портреты, сочинять музыку. Быть художником – значит, стремиться и уметь выполнять свое дело искусно, с любовью, красиво, мастерски, профессионально. Безусловно, полезным для студентов является знание признаков красоты. А это гармония, целесообразность, чувство меры и другие.

В любой сфере деятельности человека необходимо речевое общение. Очень важным элементом общей культуры личности является логическая культура, или культура мышления, а значит, и культура речи. Конечно, языком и речью владеют все люди, но педагогическое умение как раз и заключается в том, чтобы соединить живую непосредственность мышления студента с целенаправленным освоением им знаний, навыков и умений. Саморазвитие ученика и осуществление педагогических действий должно слиться воедино. Важно воспитывать речевую культуру студентов, обращать внимание на речь учеников, следить за тем, как они выражают свои мысли и чувства, как рассказывают о своих делах. Любовное, уважительное отношение к слову нельзя воспитывать в отрыве от других сторон воспитания личности. Речевая культура – составная часть общей культуры человека, его визитная карточка в обществе. Общее эстетическое воспитание, формирование логической культуры позволяют обогатить и словарный запас человека.

Нельзя не сказать о роли слова педагога, слова живого, эмоционального, выразительного, грамотного. Грубая, бестактная речь недопустима. По мнению Л.Н. Толстого, грубое слово может убить, а иногда сделать зло хуже смерти.

И наконец – воспитание дисциплины, внутренней собранности. Дисциплины сознательной. Именно она является критерием воспитания в целом. Для этого можно использовать все средства: и убеждение, общественное мнение и даже принуждение.

Однако лучшим примером всегда является корректное поведение самого педагога, его отношение к окружающим. Фигура преподавателя, его эстетический и интеллектуальный опыт были и остаются главным условием и средством образования, а также воспитания культуры личности.

 

Категория: 1. Применение инновационных методов обучения для реализации компетентностного подхода | Добавил: Zvyagina (12.04.2013)
Просмотров: 2349 | Рейтинг: 3.5/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика