Суббота, 18.05.2024, 14:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 1. Применение инновационных методов обучения для реализации компетентностного подхода

Продуктивные методы обучения, применяемые на уроках специальных и профилирующих дисциплин

ПРОДУКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ,

ПРИМЕНЯЕМЫЕ  НА УРОКАХ СПЕЦИАЛЬНЫХ И

ПРОФИЛИРУЮЩИХ  ДИСЦИПЛИН

 

Н. Е.Анисимова, преподаватель спец. и проф. дисциплин,

Многопрофильный колледж ФГБОУ ВПО Орел ГАУ

 

Реализация  экономической реформы предусматривает решение проблем подготовки кадров всех уровней. Задача учебных заведений, в том числе и нашего Многопрофильного колледжа,  существенно изменить систему обучения, и не просто передать готовые знания студентам, а выработать практические навыки применения этих знаний.

В сложных реальных условиях, когда развивается многообразие форм собственности, важным является вопрос адаптации наших студентов к новой ситуации, к новому подходу в решении задач, вырабатывать пути их решения.

Для наших выпускников крайне необходим профессионализм в момент принятия управленческих, экономических и социальных решений, с которыми они столкнуться  на своём жизненном пути.

В большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает выпускников  к готовности и способности выявлять и анализировать проблемы и определять самостоятельно пути их разрешения.

Требуется совершенно иной подход к организации обучения, попробовать разбудить в студенте мыслящего, умного, в будущем компетентного специалиста.

Преподаватель  должен  стать квалифицированным консультантом по разрешению различных проблем, а студент должен превратиться в союзника преподавателя. Только так мы можем повлиять на развитие интеллекта наших подопечных.

Преподаватели нашего колледжа, чтобы достучаться до каждого студента, применяют ряд активных методов, чередуя  их  и  наблюдая, какой метод наиболее приемлем в той или иной ситуации.

Причём одни и те же методы в разных группах, на разных курсах, дают иногда совершенно противоположные результаты. Цель преподавателя, изучив контингент в группе,  найти те методы, которые будут самыми продуктивными в данный момент и на данном этапе развития учебного коллектива.

На протяжении  многих  лет работы со студентами, я испробовала десятки активных  методов на различных предметах – бухучете, финансах, налогах, аудите, менеджменте, основах бухучета. 

В основном все методы построены на логическом мышлении студентов. И если сначала учащиеся  с трудом выполняют задания, то со временем они начинают осмысливать материал и  пытаются  его выполнить.

На уроках по основам бухгалтерского учета часто применяю логические цепочки по составлению корреспонденций.  Например, даются в цепочке  первая и последняя  цифра (шифр счета), а в середине учащиеся пробуют различные варианты составления бухгалтерских записей:

(Д 50 - … - … - … -… - К68).  Этот пример может выглядеть следующим  образом:  Д 50  К 51- с расчетного счета в кассу получены денежные средства

Д 51  К 62 – на расчетный счет поступила выручка от  покупателей

Д 62  К 90 – начислена выручка за реализованную продукцию

Д 90  К 68 – начислен НДС по реализованной продукции,

т.е. цепочка выглядит следующим образом:

Д50 – 51 -  62 – 90 – К 68

Эта же самая цепочка может  приобретать и другой  вид:

Д 50 - 90 - 43- 20 – 70 – К 68, то есть студенты составят  совершенно другие корреспонденции счетов. Более слабые студенты за  отведенное время составляют одну цепочку, сильные учащиеся за этот же промежуток времени составляют 3-4 цепочки.

Для разнообразия и развития логического мышления студентов, корреспонденции могут составляться  по  принципу «Домино». Выглядит это следующим образом:

 

 

 

 

 

50

 

 

 

 

                                           

На всех  преподаваемых мною дисциплинах  я использую составление  сканвордов,  кроссвордов, используя терминологию изучаемой дисциплины. Студенты с удовольствием пытаются разгадать слова, так как каждое угаданное слово приносит баллы, которые  в дальнейшем влияют на их оценку. Кроссворды составляются  как в обычном виде, так и в игровой форме. Так, например, кроссворд по менеджменту назывался «Паутинка» (рис.1).



Рисунок 1. Кроссворд по менеджменту «Паутинка»

Задание кроссворда: Впишите термины в соответствующие клеточки. Все определения заканчиваются на букву «Е», которая вписана в туловище паучка. УДАЧИ!

1.  Знания, воплощенные в решение конкретных проблем.

2.            Осознанная цель, к которой стремится человек.

3.            Неосознанное стремление и отсутствие понимаемой цели.

4.            Воздействие на личность с целью побуждения к действию.

5.            Направленность психической деятельности и сосредоточенность на объекте.

6.            Целенаправленность и систематическое воздействие на обучаемого с целью передачи ему знаний.

7.            Отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущие к получению новых знаний.

8.            Отражение предметов и явлений, воздействующих на органы чувств.

9.            Знания, в истинности которых человек не сомневается.

10.Отражение отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих в данный момент на органы чувств.

Учащиеся, у которых по окончании семестра, не получается итоговой  результат, самостоятельно готовят рефераты, доклады, кроссворды по конкретным темам или предметам, тем самым улучшая свою успеваемость.

На таких предметах, как налоги и финансы, очень часто провожу опрос под названием «Найди пару». Это значит, что учащиеся каждому понятию или определению должны подобрать расшифровку или конкретную характеристику.  Это  целенаправленно  действует  на  студентов, так как они механически запоминают необходимую терминологию.

Периодически на предметах, по которым изучаются сложные для понимания студентами темы, задания составляю  таким образом, что учащиеся должны за короткий промежуток времени ответить на вопрос всего одним  словом -  «да» или «нет». Называются такие опросы «Веришь ли ты?»

При проведении открытого урока по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит» в декабре 2012 года  со студентами третьего курса  мною было использовано мультимедийное  устройство. В конце урока был проведён опрос, по которому средний балл ответов составил 4,1. Это говорит о том, что зрительная и звуковая информация улучшает эффективность восприятия  совершенно нового материала.

На  практических занятиях  по  предметам  используются такие методы обучения, как ситуационные и практические задачи,  развивающие и игровые моменты, модульное обучение, элементы взаимной проверки. Студенты, написав опрос или тест, обмениваются листами, проверяют их и выставляют оценки. По началу учащихся это смущало, но постепенно они научились объективно оценивать друг друга.  Причем проверяя листок своего соседа, студент ещё раз акцентирует свое внимание на правильном ответе, что  помогает быстрому  запоминанию необходимого материала.

Я считаю, что все методы, применяемые мною на занятиях, являются продуктивными и направлены на эффективность обучения. На мой взгляд, инновационные методы можно применять  только тогда, когда студенты освоили «азы»  специальных и профилирующих  дисциплин  и им  заложена фундаментальная основа знаний по выбранной профессии. Преподаватель для студентов должен быть другом,  консультантом, но  обязательно профессионалом.

 

 

Категория: 1. Применение инновационных методов обучения для реализации компетентностного подхода | Добавил: Zvyagina (09.04.2013)
Просмотров: 1777 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика