ПРИМЕНЕНИЕ
КЕЙС-МЕТОДА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ВУЗЕ
Е.О.Лебедев, к.э.н.,
Мценский филиал
Госуниверситета-УНПК, г.Мценск
Е-mail: LEO83@mail.ru
Компетентностный подход стал результатом новых
требований, предъявляемых к качеству образования. Стандартной схемы «знания —
умения — навыки» для определения соответствия выпускника школы запросам
общества уже недостаточно.
Понятие «компетентностный подход» пришло в сферу
отечественного образования в 90-х годах XX в. в ходе освоения Россией Европейского
пространства высшего образования (ЕПВО).
Компетентностный
подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора
содержания образования, организации образовательного процесса и оценки
образовательных результатов.
Бочарникова М.А. приводит следующее сравнение
традиционного и компетентностного подходов в образовании.
При традиционном подходе под образовательными
целями понимаются личностные новообразования, которые формируются у студентов.
Цели обычно формулируются в терминах, которые описывают эти новообразования:
студенты должны освоить такие-то понятия, сведения, правила, умения, у них
необходимо сформировать такие-то взгляды, качества и т.д. Такой подход к постановке
образовательных целей достаточно продуктивен, особенно по сравнению с
распространённой практикой отождествления педагогических целей и педагогических
задач, когда цели формулируются в терминах, описывающих действия преподавателя
(раскрыть, объяснить, рассказать и т.п.) [2].
Однако определение образовательных целей через
описание личностных новообразований учащихся вступает в противоречие с новыми
социальными ожиданиями в сфере образования. Традиционный подход к определению
целей образования ориентирует на сохранение экстенсивного пути развития
образования. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл студент, тем
лучше, тем выше уровень его образованности [1].
При традиционном подходе к определению целей
образования педагогические цели на практике концентрируются на непосредственных
результатах обучения — усвоении сведений, понятий и т.д. Эти результаты могут и
не иметь особой ценности для учеников, поэтому их цели могут концентрироваться
на достижении некоторых формальных показателей.
Компетентностный подход к определению целей
образования даёт возможность согласовать ожидания преподавателей и студентов.
Определение целей вузовского образования с позиций компетентностного подхода
означает описание возможностей, которые могут приобрести студенты в результате
образовательной деятельности [2].
С позиций компетентностного подхода необходимо
менять не только способ обучения но и программы обучения. Действующие программы
определяют главным образом последовательность изучения определённого
содержания, меру конкретизации этого содержания. Они ориентируют на достижение
в первую очередь «объёмных» образовательных результатов — на усвоение
определённого объёма знаний.
Компетентностный подход к обновлению содержания
образования рассматривается как очередной шаг в естественном процессе
следования вуза за требованиями меняющегося мира. Успешность человека в будущей
профессиональной и социальной жизни определяется уровнем развития ключевых компетенций.
Внедрение компетентностно-ориентированного
подхода в практику образования требует поиска особых организационных форм,
адекватных для формирования ключевых компетенций. Встраивание в методическую
систему личностно-ориентированных методов обучения, индивидуализация,
дифференциация, применение проектно-исследовательских методов способствует
развитию ключевых компетенций.
В современном вузе используют различные
технологии, включающие активные методы обучения. Одной из таких технологий
является кейс-технология.
Кейс-метод – техника обучения, использующая
описание реальных экономических и социальных ситуаций.
Он может
быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста:
для организации обучения используются описания конкретных ситуаций. Учащимся
предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно
отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует
определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной
проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Суть
кейс-метода заключается в создании и комплектации специально разработанных
учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче
(пересылке) обучающимся.
Каждый
кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов
разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся
навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных
задач.
Хороший
кейс должен максимально достоверно описывать практическую сторону предмета
обучения. В рамках одного образовательного курса целесообразно использовать
несколько кейсов, разделяя курс на относительно независимые блоки, каждый из
которых сопровождается своим кейсом [3].
Использование
«кейсового» подхода имеет явные преимущества перед простым изложением
лекционного материала.
Кейс
активизирует слушателей и позволяет выполнить практическую работу, развивая
аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых «один на один»
с реальными ситуациями.
Использование
кейсов при изучении экономических наук позволяет научиться организовывать
обследования объекта, работать с входными и выходными документами, уметь
понимать, создавать, анализировать и обрабатывать их, а также работать с
неструктурированной информацией – ее поиском, проверкой, формализацией,
обработкой и хранением. У обучаемых быстро развиваются необходимые навыки,
позволяющие им осуществлять действия и процедуры в сфере тех экономических
технологий, с которыми им придется сталкиваться во время своей практической
деятельности.
Преимуществом
кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что
представляется достаточно важным при подготовке специалистов. Применение
кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками
информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – творческий процесс
познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности.
Метод обеспечивает имитацию творческой деятельности студента по производству
известного в науке знания, его можно также применять и для получения
принципиально нового знания. В западных странах кейс-метод используется не
только как педагогический метод, но и как эффективный метод исследования.
Кейсы
применяются в педагогике, психологии, медицине. Наиболее широко метод используется
в обучении экономическим наукам. Гуманитарное образование является естественной
сферой применения данного метода, в то время как его применение в обучении
естественнонаучным и техническим дисциплинам, вызывает затруднения. Наиболее
эффективным представляется включение в обучение мультимедиа- и видео-кейсов.
Внедрение кейс-метода при обучении экономике позволяет на практике реализовать
компетентностный подход, что развивает методическую систему предмета, обогащает
содержание дисциплины [3].
ЛИТЕРАТУРА
1. Бершадский, М.Е.
Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе / М.Е.
Бершадский // Педагогические технологии. – 2009. – №4. – С. 89-94.
2. Бочарникова, М.А.
Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации / М.А.
Бочарникова // Начальная школа. – 2009. – №3. – С. 86-92.
3. Земскова, А.С.
Использование кейс-метода в образовательном процессе / А.С. Земскова // Совет
ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.
|