ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ
МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Гревцева И.В., заведующий
научно-методическим центром
Ливенский филиал
Госуниверситета – УНПК, Ливны
e-mail: Grev.irina@list.ru
Происходящие преобразования в системе
высшего образования обусловлены движением в сторону инновационной личностно-развивающей
парадигмы образования, необходимостью использования интеллектуально-творческого
потенциала человека для созидательной деятельности во всех сферах жизни.
Одним из важнейших элементов комплексного
преобразования сферы высшего образования является переход на двухуровневую
систему обучения с обязательной реализацией компетентностного подхода и системы
зачетных единиц. Анализ Федеральных государственных образовательных стандартов,
нормативно-правовых документов показал, что такой переход системы образования
влечет за собой изменения в требованиях к образовательному процессу. Одним из таких
изменений можно считать требование к использованию в процессе обучения
студентов интерактивных методов обучения.
Интерактивные методы обучения являются одним из
важнейших средств совершенствования профессиональной подготовки студентов в
высшем учебном заведении. Преподавателю теперь недостаточно быть просто
компетентным в области своей дисциплины, давая теоретические знания в
аудитории. Необходимо несколько иначе подходить к современному учебному
процессу.
Интерактивные методы («Inter» - это взаимный,
«act» - действовать) – означают взаимодействовать, находится в режиме беседы,
диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов,
интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только
с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся
в процессе обучения.
Суть
интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким
образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс
познания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения
учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный
вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит
это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не
только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность и
навыки взаимодействия, переводит ее на более высокие формы кооперации и
сотрудничества.
Интерактивное обучение подразумевает вполне конкретные
и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных
условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность,
свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс
обучения. При использовании интерактивной стратегии
роль преподавателя резко меняется - перестает быть центральной, он лишь
регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией,
определяет общее направление (готовит заранее необходимые задания и формулирует
вопросы или темы для обсуждения в группах), контролирует время и порядок выполнения намеченного плана
работы, дает консультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае
серьезных затруднений. При этом у учащихся появляются дополнительные источники
информации — книги, словари, энциклопедии, сборники законов, поисковые
компьютерные программы. Они также обращаются к социальному опыту — своему и
своих товарищей, при этом необходимо вступать в коммуникацию друг с другом,
совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие
точки соприкосновения, а при необходимости идти на компромиссы. При этом важно,
чтобы в работе группы были задействованы все ее члены, не было подавления
инициативы или возложение ответственности на одного или нескольких лидеров. Также
для интерактивных методик важно, чтобы между заданиями групп существовала
взаимозависимость, а результаты их работы дополняли друг друга. На схеме
показано, что воздействие преподавателя не прямое, а опосредованное. Студенты
чаще вступают в контакт друг с другом, а взрослые должны заботиться о
направлении их усилий для достижения положительного результата, консультировать
и помогать в организации рефлексии.
Интерактивная деятельность на занятиях предполагает
организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию,
взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника
задач. Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего,
так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения студенты учатся
критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и
соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать
продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для
этого на занятиях организуются индивидуальная, парная и групповая работа,
применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами
и различными источниками информации, используются творческие работы. Место преподавателя
в интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности учащихся на
достижение целей занятия. Главной отличительной чертой
интерактивных методов обучения является инициативность студентов в образовательном
процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнера-помощника.
Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных методов, среди
которых можно выделить следующие:
- творческие задания, работа в малых группах;
- обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые
игры);
- использование общественных ресурсов (приглашение специалиста,
экскурсии);
- социальные проекты;
- интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями,
видео- и аудиоматериалами, «студент в роли преподавателя», «каждый учит каждого»,
мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократический диалог);
- обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и
проблем («Займи позицию (шкала мнений)», ПОПС-формула, проективные техники, «Один
– вдвоем – все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле
телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум, круглый стол);
- разрешение проблем, case-study - анализ определенных
ситуаций («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Брейнсторм», «Анализ казусов»,
«Переговоры и медиация», «Лестницы и змейки»).
Интерактивные методы обучения помогут решить следующие
проблемы:
- формирование у обучающихся интереса к дисциплине;
- оптимальное усвоение рабочего материала;
- развитие интеллектуальной самостоятельности,
поскольку студентам необходимо индивидуально искать пути и варианты решения
проблемы;
- обучение работе в команде, терпимости к чужой точке
зрения;
- обучение уважению права каждого на собственное
мнение, его достоинства;
- установление взаимодействия между учащимися;
- формирование у студентов мнений, отношений,
профессиональных и жизненных навыков.
Существуют принципы работы на интерактивном занятии:
- занятие – не лекция, а общая работа;
- суммарный опыт группы больше опыта преподавателя;
- все участники равны независимо от возраста,
социального статуса, опыта, места работы;
- каждый участник имеет право на собственное мнение по
любому вопросу;
- нет места прямой критике личности (подвергнуться
критике может только идея);
- все сказанное на занятии – не руководство к
действию, а информация к размышлению.
Таким образом, внедрение интерактивных методов
обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов
в современном вузе и обязательное условие эффективной реализации
компетентностного подхода.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кукушкин
В.С. Теория и методика обучения [Текст]/ В.С. Кукушкин. – Ростов н/Д. : Феникс,
2005, - 474 с.
2. Наука
в образовании: Электронное научное издание [Электронный ресурс]: режим доступа:
http://technomag.edu.ru/rub/20155/index.html.
|