ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ
МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Г.И.Волченкова, преподаватель,
Ливенский филиал
Госуниверситета – УНПК
Требования,
диктуемые современным развитием общества и научно-техническим прогрессом,
состоят в том, что подготовка специалиста должна соответствовать уровню
реальных потребностей общества. Вполне закономерным процессом, отражающим
требование времени, в современном мире является наметившийся поворот к большей
конкретизации, профессионализации образования, к его более тесной увязке с
нуждами специальных наук и производства, к большей экономической эффективности
образования, в том числе и инженерного.
Современное
общество предъявляет непростые требования к личности специалиста: высокий
образовательный уровень, гибкое мышление, профессиональная мобильность, умение
вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности.
В процессе
профессионального обучения большое значение имеет поиск путей совершенствования
подготовки высококвалификационных конкурентоспособных специалистов.
Проектирование,
изготовление и эксплуатация машин, механизмов, а также современных зданий и
сооружений связаны с изображениями: рисунками, эскизами, чертежами. Решение этих задач – обеспечитьт
будущих специалистов знаниями общих методов: построения и чтения чертежей;
решения большого числа разнообразных инженерно- геометрических задач,
возникающих в процессе проектирования, конструирования, изготовления и
эксплуатации различных технических и других объектов.
Применение инновационных технологий в инженерной
графике позволяет отобрать нужное содержание и средства обучения в соответствии
с программой ГОС СПС, современными требованиями производства и требованием
профессионально выбранной специальности.
В настоящее время большинство учебных заведений
стремится модернизировать систему образования на основе широко использования
информационных и коммуникационных технологий, которые сегодня предлагают новые
перспективы и поразительные возможности для обучения. Какие бы методы не
применялись для повышения эффективности профессионального образования важно
создать такие психолого-педагогические
условия, в которых студент заявит о себе как субъект учебной
деятельности.
«Инженерная графика» - один из немногих предметов, где
перед студентами целенаправленно ставятся задачи, требующие использования
наглядно-образного мышления. Огромный круг проблем наиболее оптимально решается
именно в образной форме, не требующей перекодирования исходной информации.
Кроме того, наглядно-образное мышление включает в себя универсальные элементы
для развития различных видов мышления. Инженерная графика имеет большое
значение для формирования логического, абстрактного и пространственного
мышления студентов в процессе оперирования пространственными образами плоских и
объемных предметов, решения творческих задач с конструкторским и проектным
содержанием.
За всю историю своего существования человечество
придумало всего несколько способов изображения реальных объектов на плоскости.
Так архитекторы и художники, которым нужна наглядность, используют для этого
тени и перспективу, геологи и географы – числовые отметки, а инженеры и
строители всю информацию об объектах закладывают в чертежи, позволяющие точно
передать форму и размеры. Знакомство с основными графическими способами
хранения и передачи информации, изучение графического языка издревле является
основой графической культуры человека, которая закладывается на занятиях
инженерной графики.
Однако у многих инженерная графика ассоциируется с
нудным, неинтересным построением непонятных линий, окружностей, углов. Что
вызывало непонимание и неприязнь к предмету? Нужно разобраться, исправить
ошибки, но не отменять инженерную графику как предмет. Тем более сейчас, когда
специальные компьютерные программы поинженерной графики открывают широкие
просторы для творчества и создания, сводят к минимуму рутинную работу.
Преподаватель должен научить
студентов не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на
практике, при этом уметь ориентироваться в мире информации, добывать её
самостоятельно, усваивать в виде знаний, т. е. научить учиться.
Решить поставленные перед
собой задачи преподаватель может через применение активных форм и методов
обучения, в том числе и через метод учебных проектов.
В современной педагогике
отмечается, что метод проектов возможен при осуществлении
деятельностно-личностного подхода, который предполагает:
- связь обучения с жизнью;
- развитие самостоятельности и
активности учащихся в учебном процессе;
- развитие умения адаптироваться
к действительности;
- умение общаться, сотрудничать
с людьми в различных видах деятельности.
Метод учебных проектов,
применяемый в преподавании графических дисциплин, позволяет студентам не только
получить новые и закрепить уже имеющиеся знания, применить их на практике,
совершенствовать графические умения и навыки, но и реализовать элементы профессиональной
деятельности.
Выполнение проекта
осуществлялось при изучении темы "Эскизы деталей".
Основные цели:
- развитие
творческих способностей студентов;
- формирование прочных знаний
о выполнении эскизов деталей;
- формирование умений
самостоятельно разрабатывать и выполнять эскизы предложенных деталей для
эскизирования;
- развитие графических умений
и навыков;
- воспитание самостоятельности
и творческой активности;
- формирование коммуникативных
умений.
Постановка перед студентами проблемной
задачи: разработать конкурентоспособный документ, в виде эскиза деталей.
План работы над проектом:
1) Создание групп, сообщение и
обсуждение проблемы, составление плана работы над проектом. На этом этапе
обсуждение проблемы проводится преподавателем как фронтально со всеми
студентами, так и самостоятельно внутри групп, при этом преподаватель может
предложить рассмотреть различные варианты.
2) Выполнение эскизов
сборочной единицы для выбранной группы.
3) Подбор по учебной и справочной
литературе необходимых данных для выполнения эскиза.
На втором и третьем этапе
студенты работают самостоятельно, при незначительном участии преподавателя,
который исполняет роль консультанта.
4) Выступая перед аудиторией
студентов, студенты рассказывают о том, как обсуждалась поставленная проблемная
ситуация, рождалась идея, аргументируя принятое решение, о том, как были
использованы полученные на уроках знания, житейский опыт. Каждая группа
предъявляет самоанализ своей деятельности. На этом этапе преподаватель
определяет глубину знаний по изучаемой теме, как студенты справились с
применением этих знаний, отмечает то, какие практические умения они приобрели.
Оценивают проект не только
преподаватель, но и студенты. Наблюдение показало, что оценка студентами
результатов своих одногруппников вполне объективна и имеет большое
воспитательное значение.
Инженерная
графика дает студентам умения и навыки, позволяющие излагать технические идеи с
помощью чертежа, а также понимать по чертежу объекты машиностроения и принцип
действия изображаемого технического изделия.
Основная
цель дисциплины- выработка знаний и навыков, необходимых специалистам для
выполнения и чтения технических чертежей, выполнения эскизов деталей,
конструкторской и технической документации производства.
Инженерная
графика - первая ступень обучения студентов, на которой изучают основные
правила выполнения и оформления конструкторской документации.
Таким образом, полное овладение чертежом как
средством выражения технической мысли и производственными документами,
достигается в результате усвоения комплекса технических дисциплин
соответствующего профиля, подкрепленного практикой самостоятельного выполнения
курсового и дипломного проектирования.
Успешность деятельности специалиста вбудущем определяется не только
знаниями и умениями, но и степенью сформированности его профессиональных
качеств. Для инженера - это, как правило, инженерно-техническая грамотность, творческий
подход к выполняемой работе, развитое пространственное мышление, умение
ориентироваться в конструкторской и технологической документации, использование
возможностей компьютерной техники, готовность к постоянному самообразованию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боголюбов С. К. Инженерная графика./С.К. Боголюбов.: –
М.: Машиностроение, 2000.
2. Боголюбов С. К. Задачник по черчению. С.К. Боголюбов.:
– М.: Машиностроение, 1965.
3. Ковалевский, И. Организация самостоятельной работы
студента./ И. Ковалевский.: Высшее образование в России № 1, 2000,-
114-115с.
4. Коджастирова, Г.М.
Словарь по педагогике./ Г.М. Коджастирова, – М.: ИКЦ "МарТ”; Ростов н/Д:
Изд. центр "МарТ”, 2005, – 448 с.
5. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования/ Под редакцией Е.С. Полат, и др. – М.: "Академия”, 2005,- –
272 с.
6. Педагогические технологии / под общей редакцией В.С.
Кукушкина.- М.: ИКЦ "МарТ”: - Ростов н/Д: изд. центр "МарТ”, 2006. – 336 с.
|