Суббота, 18.05.2024, 06:46
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 1. Применение инновационных методов обучения для реализации компетентностного подхода

Применение инновационных методов обучения для реализации компетентностного подхода в системе профессионального образования

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Г.И.Волченкова, преподаватель,

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК

 

Требования, диктуемые современным развитием общества и научно-техническим прогрессом, состоят в том, что подготовка специалиста должна соответствовать уровню реальных потребностей общества. Вполне закономерным процессом, отражающим требование времени, в современном мире является наметившийся поворот к большей конкретизации, профессионализации образования, к его более тесной увязке с нуждами специальных наук и производства, к большей экономической эффективности образования, в том числе и инженерного.

Современное общество предъявляет непростые требования к личности специалиста: высокий образовательный уровень, гибкое мышление, профессиональная мобильность, умение вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности.

В процессе профессионального обучения большое значение имеет поиск путей совершенствования подготовки высококвалификационных конкурентоспособных специалистов.

Проектирование, изготовление и эксплуатация машин, механизмов, а также современных зданий и сооружений связаны с изображениями: рисунками, эскизами, чертежами. Решение этих задач – обеспечитьт будущих специалистов знаниями общих методов: построения и чтения чертежей; решения большого числа разнообразных инженерно- геометрических задач, возникающих в процессе проектирования, конструирования, изготовления и эксплуатации различных технических и других объектов.

Применение инновационных технологий в инженерной графике позволяет отобрать нужное содержание и средства обучения в соответствии с программой ГОС СПС, современными требованиями производства и требованием профессионально выбранной специальности.

В настоящее время большинство учебных заведений стремится модернизировать систему образования на основе широко использования информационных и коммуникационных технологий, которые сегодня предлагают новые перспективы и поразительные возможности для обучения. Какие бы методы не применялись для повышения эффективности профессионального образования важно создать такие психолого-педагогические  условия, в которых студент заявит о себе как субъект учебной деятельности.

«Инженерная графика» - один из немногих предметов, где перед студентами целенаправленно ставятся задачи, требующие использования наглядно-образного мышления. Огромный круг проблем наиболее оптимально решается именно в образной форме, не требующей перекодирования исходной информации. Кроме того, наглядно-образное мышление включает в себя универсальные элементы для развития различных видов мышления. Инженерная графика имеет большое значение для формирования логического, абстрактного и пространственного мышления студентов в процессе оперирования пространственными образами плоских и объемных предметов, решения творческих задач с конструкторским и проектным содержанием.

За всю историю своего существования человечество придумало всего несколько способов изображения реальных объектов на плоскости. Так архитекторы и художники, которым нужна наглядность, используют для этого тени и перспективу, геологи и географы – числовые отметки, а инженеры и строители всю информацию об объектах закладывают в чертежи, позволяющие точно передать форму и размеры. Знакомство с основными графическими способами хранения и передачи информации, изучение графического языка издревле является основой графической культуры человека, которая закладывается на занятиях инженерной графики.

Однако у многих инженерная графика ассоциируется с нудным, неинтересным построением непонятных линий, окружностей, углов. Что вызывало непонимание и неприязнь к предмету? Нужно разобраться, исправить ошибки, но не отменять инженерную графику как предмет. Тем более сейчас, когда специальные компьютерные программы поинженерной графики открывают широкие просторы для творчества и создания, сводят к минимуму рутинную работу.

Преподаватель должен научить студентов не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике, при этом уметь ориентироваться в мире информации, добывать её самостоятельно, усваивать в виде знаний, т. е. научить учиться.

Решить поставленные перед собой задачи преподаватель может через применение активных форм и методов обучения, в том числе и через метод учебных проектов.

В современной педагогике отмечается, что метод проектов возможен при осуществлении деятельностно-личностного подхода, который предполагает:

  • связь обучения с жизнью;
  • развитие самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе;
  • развитие умения адаптироваться к действительности;
  • умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.

Метод учебных проектов, применяемый в преподавании графических дисциплин, позволяет студентам не только получить новые и закрепить уже имеющиеся знания, применить их на практике, совершенствовать графические умения и навыки, но и реализовать элементы профессиональной деятельности.

Выполнение проекта осуществлялось при изучении темы "Эскизы деталей".

Основные цели:

- развитие творческих способностей студентов;

- формирование прочных знаний о выполнении эскизов деталей;

- формирование умений самостоятельно разрабатывать и выполнять эскизы предложенных деталей для эскизирования;

- развитие графических умений и навыков;

- воспитание самостоятельности и творческой активности;

- формирование коммуникативных умений.

Постановка перед студентами проблемной задачи: разработать конкурентоспособный документ, в виде эскиза деталей.

План работы над проектом:

1) Создание групп, сообщение и обсуждение проблемы, составление плана работы над проектом. На этом этапе обсуждение проблемы проводится преподавателем как фронтально со всеми студентами, так и самостоятельно внутри групп, при этом преподаватель может предложить рассмотреть различные варианты.

2) Выполнение эскизов сборочной единицы для выбранной группы.

3) Подбор по учебной и справочной литературе необходимых данных для выполнения эскиза.

На втором и третьем этапе студенты работают самостоятельно, при незначительном участии преподавателя, который исполняет роль консультанта.

4) Выступая перед аудиторией студентов, студенты рассказывают о том, как обсуждалась поставленная проблемная ситуация, рождалась идея, аргументируя принятое решение, о том, как были использованы полученные на уроках знания, житейский опыт. Каждая группа предъявляет самоанализ своей деятельности. На этом этапе преподаватель определяет глубину знаний по изучаемой теме, как студенты справились с применением этих знаний, отмечает то, какие практические умения они приобрели.

Оценивают проект не только преподаватель, но и студенты. Наблюдение показало, что оценка студентами результатов своих одногруппников вполне объективна и имеет большое воспитательное значение.

Инженерная графика дает студентам умения и навыки, позволяющие излагать технические идеи с помощью чертежа, а также понимать по чертежу объекты машиностроения и принцип действия изображаемого технического изделия.

Основная цель дисциплины- выработка знаний и навыков, необходимых специалистам для выполнения и чтения технических чертежей, выполнения эскизов деталей, конструкторской и технической документации производства.

Инженерная графика - первая ступень обучения студентов, на которой изучают основные правила выполнения и оформления конструкторской документации.

Таким образом, полное овладение чертежом как средством выражения технической мысли и производственными документами, достигается в результате усвоения комплекса технических дисциплин соответствующего профиля, подкрепленного практикой самостоятельного выполнения курсового и дипломного проектирования.

Успешность деятельности специалиста вбудущем определяется не только знаниями и умениями, но и степенью сформированности его профессиональных качеств. Для инженера - это, как правило, инженерно-техническая грамотность, творческий подход к выполняемой работе, развитое пространственное мышление, умение ориентироваться в конструкторской и технологической документации, использование возможностей компьютерной техники, готовность к постоянному самообразованию.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Боголюбов С. К. Инженерная графика./С.К. Боголюбов.: – М.: Машиностроение, 2000.

2.     Боголюбов С. К. Задачник по черчению. С.К. Боголюбов.: – М.: Машиностроение, 1965.

3.     Ковалевский, И. Организация самостоятельной работы студента./  И. Ковалевский.:  Высшее образование в России № 1, 2000,- 114-115с.

4.     Коджастирова, Г.М.  Словарь по педагогике./ Г.М. Коджастирова, – М.: ИКЦ "МарТ”; Ростов н/Д: Изд. центр "МарТ”, 2005, – 448 с.

5.     Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под редакцией Е.С. Полат, и др. – М.: "Академия”, 2005,- – 272 с.

6.     Педагогические технологии / под общей редакцией В.С. Кукушкина.- М.: ИКЦ "МарТ”: - Ростов н/Д: изд. центр "МарТ”, 2006. – 336 с.

 

 

Категория: 1. Применение инновационных методов обучения для реализации компетентностного подхода | Добавил: Zvyagina (12.04.2013)
Просмотров: 869 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика