Суббота, 18.05.2024, 12:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 1. Применение инновационных методов обучения для реализации компетентностного подхода

Применение инновационных методов обучения для реализации компетентностного подхода в системе профессионального образования

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

А.В.Дорофеева, преподаватель математики,

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, Ливны,

e-mail: anc68@mail.ru

 

Современная система российского профессионального образования должна быть ориентирована на результаты, эффективность и качество. Радикальные преобразования уже произошли, например: изменилась структура высшего профессионального образования, появились модульные технологии, балльно-рейтинговая система и зачетные единицы, вступили в силу ФГОС, ориентированные на формирование компетенций у студентов. Кроме этого, Правительство России подготовило план дальнейшей крупномасштабной модернизации всех уровней российского образования (11.10.2012 года Правительство России утвердило Государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы).

Переходный период в системе профессионального образования требует нестандартного, творческого и инновационного подхода в решении организационных, методических и технологических задач. При этом не существует однозначных и типовых решений для этих задач в силу многих объективных причин: происходят комплексные преобразования в структуре всей системы образования, меняется процесс взаимоотношения учебных заведений с профессиональными сообществами и внешним миром.

Сущность компетентностного подхода заключается в том, что весь процесс образования должен быть спроектирован под определенный результат, основанный на компетенциях и требованиях рынка труда. Если раньше результатом профессионального образования считалось получение квалификации, после освоения определенного количества знаний, умений и навыков, то теперь результатом считается определенный набор компетенций и соответствующий уровень профессиональной компетентности после оценки профессиональным сообществом или работодателями. Квалификация присваивается всем, кто успешно выполнил учебный план, и она обезличена, так как у всех одинаковая, и продемонстрировать ее можно наличием диплома. Для приобретения набора компетенций и демонстрации определенного уровня профессиональной компетентности необходимо наличие таких личностных качеств как: способности к получению знаний и умений, мотивы, установки и ценности, а так же определенные условия организации учебного процесса для обеспечения формирования профессиональной компетентности.

Обозначу проблемы, которые возникают из выделенных выше противоречий:

- оперируя одними и теми же понятиями (компетенции, компетентность, результаты обучение и др.), исследователи вкладывают в эти понятия различное содержание, что затрудняет эффективную реализацию компетентностного подхода;

- методическая подготовка преподавателей не позволяет в полной мере трансформировать возможности педагогики в эффективные инновационные технологии, без которых невозможна практическая реализация компетентностного подхода;

- отсутствие механизмов, обеспечивающих эффективное сотрудничество образовательных учреждений, рынка труда и профессиональных сообществ, для достижения единой цели – получение конкурентоспособных, востребованных, владеющих современными технологиями и способными постоянно повышать свой профессиональный уровень выпускников.

Анализ публикаций, а также реализация практических шагов, направленных на внедрение компетентностного подхода в систему профессионального обучения (ФГОС, обновление учебно-методической документации, и т.д.), позволяет сделать вывод о существовании на сегодняшний день трех вариантов перехода на обучение, основанное на компетенциях:

- вариант замены понятий – когда происходит подмена старого понятия «навыки» на новое модное «компетенции», при отсутствии четкого понимания сущности компетентностного подхода, а содержание, цели, методы и технологии остаются старыми;

- вариант применения инноваций – когда в методах, средствах и организации учебного процесса используются такие инновационные технологии, как проблемные ситуации, метод проектов, e-learning, практико-ориентированные задания, активные методы познания, привлечение преподавателей практиков, неформальная организация производственной практики, исследовательские задания. Такая интеграция знаний, умений и личностных качеств может способствовать формированию необходимых компетенций;

- вариант системного подхода – интеграция усилий образовательных учреждений, профессиональных сообществ и рынка труда для создания и выработки единого подхода к понятиям, принципам, методам и технологиям формирования необходимого набора компетенций и оценки их уровня.

По моему мнению, вариант системного подхода для перехода к образованию, основанному на компетенциях, является более перспективным, но при этом необходимо учитывать тип учебного заведения, направление и уровень подготовки, существование профессиональных сообществ, структуру рынка труда.

Если в качестве экспериментальной площадки для отработки механизма перехода системы профессиональной подготовки на компетентностную модель использовать дополнительное профессиональное образование. На сегодняшний день система дополнительного профессионального образования является самой мобильной и приближенной к реальному сектору экономики и рынку труда. Короткий образовательный цикл в системе профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации позволяет разработать и довести до совершенства модель подготовки, основанную на компетенциях с использованием различных инновационных технологий (например – модульные). Даже в сегодняшних условиях у системы дополнительного профессионального образования существует достаточный потенциал для сотрудничества с работодателями, рынком труда, социальными службами и многие учебные заведения используют этот потенциал в полной мере.

Я считаю, что для российской системы образования компетентностный подход необходимо воспринимать как инновационный, базирующийся на фундаментальной, традиционной составляющей.

Рассматривая компетентностный подход как инновационный процесс, необходимо выбрать оптимальную модель инновационной системы для российского профессионального образования.

В современных условиях для всех направлений развития постиндустриального общества необходимы инновационные процессы. Можно выделить две модели инновационного развития:

-·европейско-американская модель, которая состоит из законченного цикла, в основе которого фундаментальные исследования («от фундаментальной идеи через прикладные исследования и разработки до получения готового изделия»);

-·японская модель, основанная на внешних заимствованиях научно-технической информации (патентов и лицензий) без развитой системы фундаментальных исследований.

На мой взгляд, российской системе профессионального образования подходит европейско-американская модель инновационной системы, так как можно сохранить все лучшее, чего достигла советская и российская системы образования и, внедряя новые методы и технологии, создать современную инновационную образовательную систему. Копирование иностранных технологий без учета своих достижений и особенностей российского менталитета может привести к нежелательным системным последствиям в такой сложной системе, как образование.

 

Таблица 1 – Перспективы участников образовательного процесса при внедрении компетентностного подхода:

Выпускник

Профессиональное сообщество

Образовательное учреждение

Рынок труда

Воплотить в жизнь принцип: «Образование не на всю жизнь, а через всю жизнь».

Определить направление развития своей квалификации, оценив достигнутый уровень.

Обозначить цель для дальнейшего развития.

Построить корпоративную систему управления квалификацией в компании на основе профессиональных стандартов, отраслевых рамок квалификаций, моделей компетенций, методик и инструкций для оценки компетенций.

Адекватно оценивать результаты обучения, разрабатывать образовательные программы и модули обучения для получения обозначенных результатов.

Осуществлять независимую оценку квалификации и уровня владения компетенциями для рентабельного и эффективного подбора кадров

 

Итак, компетентностный подход, который отражает основные аспекты процесса модернизации образования, позволит разумно распорядиться наследием системы российского образования и эффективно внедрить современные достижения инновационных технологий в образование.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Байденко В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения / В.И.Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 112 с.

2. Доклад международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: скрытое сокровище» [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.ifap.ru/library/book201.pdf.

3. Михайлов Ф.Т. Философия образования: ее реальности и перспективы/ Ф.Т.Михайлов // Вопросы философии. – 1999. – № 8. - С. 102 – 116.

Категория: 1. Применение инновационных методов обучения для реализации компетентностного подхода | Добавил: Zvyagina (09.04.2013)
Просмотров: 1038 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика