Суббота, 18.05.2024, 12:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 1. Применение инновационных методов обучения для реализации компетентностного подхода

Организация самостоятельной деятельности студентов при изучении правовых дисциплин

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

В.В. Грязнова, преподаватель,

Факультет среднего профессионального образования

        ТИ им. Н.Н. Поликарпова ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», г. Орёл

 

«Право

есть искусство

добра и справедливости,

оно создано

для пользы человечества»

90-е годы ХХ  века показали значимость правовых знаний для человека. И сейчас, в наше время, трудно представить себе конкурентноспособного специалиста, способного принимать адекватные решения, не обладающего комплексом правовых знаний.

С древнейших времен человек, приобретая определеннее знания и умения,  стремился передать их другим. И уже тогда вставал вопрос – а как это сделать? Это волнует и современных ученых, которые работают в области изучения технологии обучения. Они предлагают нам различные приемы и методы обучения, но какие бы рекомендации не давали нам ученые-специалисты, у каждого преподавателя есть свой набор методов преподавания.

Методика преподавания права – это совокупность приемов и способов обучения, формирования определенных навыков поведения в обществе, воспитание правовой культуры у молодых людей.

Человек, обладающий комплексом правовых знаний, может занять достойное место в обществе, успешно вести бизнес, заниматься политикой, защитить свои права.

Обучение правовым знаниям базируется на требованиях государственного стандарта к преподаванию права, учебного плана, количества часов по предмету.

Существует много разнообразных подходов в области преподавания права, и они реально существуют в практике.  Я полагаю, что  в современной практике преподавания права необходимо сочетать традиционные и инновационные технологии обучения.

Технология, в переводе с греческого языка, - «искусство, умение делать что-либо». Первоначально это понятие употреблялось для обозначения механических, физических и химических процессов. В юридической литературе технологии рассматриваются при обосновании конечного результата, проведении аналогии с другими процессами, сравнительно-правовом анализе.

Этимология слова «инновация» обозначает - введение отдельных компонентов культуры в другую среду. Инновации используются различными науками, как техническими, так и общественными, поэтому педагогические инновации не могли не затронуть и правовое образование, внеся в него различные формы интерактивного обучения.     

Слово «метод»   обозначает (от греч. «methodos» — путь исследования, теория, учение) «способ, с помощью которого познается окружающая действительность или достигаются конкретные цели».

В области правового обучения выработалась своя система методов, позволяющая решать основные задачи правового образования студентов. Из всего многообразия методов в  настоящей работе я хотела бы остановиться на сочетании традиционных и инновационных методах, дающих студенту возможность поиска ответа на поставленную проблему и предоставляющих ему возможность творческого применения правовых знаний, что в комплексе развивает интерес к изучаемой дисциплине.

В современных программах по преподаванию права значительное  место уделяется  организации самостоятельной  деятельности студентов. Эти навыки   используются при работе с нормативными документами, решении практических задач, анализе ситуаций, творческом проектировании и т.д.

Значительное место занимает самостоятельная работа студентов при изучении права.

Прежде чем подвести студентов к самостоятельной деятельности, я обучаю их элементарным приемам самостоятельной работы. Показываю, каким образом он может добыть знания, используя различные источники, проанализировать их, обобщить, сделать выводы. На этом этапе я выступаю в роли консультанта, организатора самостоятельной работы студентов.

На втором этапе, уже имея навыки самостоятельной работы, студент готов к исследовательской деятельности, на основе правовых знаний он способен решать поставленные задачи.

Навыки самостоятельной работы студентов используются при изучении  темы «Административная ответственность несовершеннолетних». После знакомства с нормативной базой в этой области студенты получают задание найти материал по данной теме в средствах массовой информации, проанализировать и обобщить его.

Студенты работают в микрогруппах по 3-4 человека.  Здесь формируются навыки индивидуальной и коллективной работы. Студенты должны:

- назвать причины совершения административных проступков несовершеннолетними,

- указать виды административной ответственности по конкретным случаям,

- внести предложения по профилактике административных правонарушений среди несовершеннолетних.

Студенты могут использовать только местный материал.

На заключительном этапе изучения темы «Административная ответственность несовершеннолетних» проводится «Круглый стол», где участники микрогрупп  презентуют свои доклады и сообщения. Это предполагает:

- оформление стенда с документальными и иллюстративными материалами по теме исследования, их комментарий;

-демонстрацию слайдов, видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе  самостоятельной работы по теме.

Использование такой методики при организации занятия формирует учебные навыки, которые необходимы для успешного освоения программы  учебной дисциплины:

         - навык устного выступления (умение аргументировать свою точку зрения, слушать собеседника, уважать его мнение; вести дискуссию);

         -  умение самостоятельно выделить в теме проблемные вопросы;

         -  умение оценить свое и чужое поведение;

         -  умение работать с  различными источниками;

         -  умение систематизировать знания и делать выводы.

          Кроме этого, студенты учатся грамотно строить свое выступление:

          - должно соответствовать поставленной проблеме, вопросу,

         - быть аргументированным,

         - речь должна быть яркой, выразительной и убедительной,

            - необходимо правильно использовать правовую терминологию,

Все это дает возможность студентам не просто закрепить полученные знания, но и проанализировать факты, дать им правовую оценку.

Из числа студентов создается лекторская группа, которая может с успехом нести правовые знания в студенческие группы младших курсов.

Изучение права невозможно без умения работать с документами.  Слово «документ» происходит от латинского слова «documentium» и означает «материальный носитель какой либо информации», предназначенной для передачи.  

В методике права существуют различные подходы к вопросу об использовании в правовом обучении документов. Сторонники практико-ориентированного подхода считают, что изучение права должно основываться именно на практической работе  студентов с различными документами, в том числе источниками права. По их мнению, студентов необходимо знакомить и с особенностями юридической техники (хотя такая дидактическая единица в обязательном минимуме знаний  студентов не представлена), ведь в реальной жизни они будут часто сталкиваться с юридическими документами и должны уметь свободно в них ориентироваться. Другие же считают, что работа с документами не должна подменять все многообразие методов и приемов обучения праву, ведь мы не готовим профессиональных юристов в системе общего образования, а даем лишь основы представлений о праве вообще. Я полагаю, что комбинированное использование различных приемов и методов в преподавании права дает качественный результат.

При работе с юридическими документами у студентов закрепляются правовые знания теоретического характера, формируется интерес к праву, значимость которого они ощущают предметно. Необходимо обучать студентов работе с документами. Это делается поэтапно. Сначала я даю образец разбора документа, указываю, на что нужно обратить внимание, затем студенты анализируют документ под моим руководством. На следующем этапе студенты разбирают документ самостоятельно под моим руководством и, наконец, самостоятельно  изучают документ на занятии и дома. Впоследствии студенты получают навыки не только изучения, но и самостоятельного составления документов.

Обучающимся создаются комфортные условий обучения,  при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Таким образом, самостоятельная работа в процессе обучения праву оказывает большое влияние на формирование юридических знаний и умений обучаемых. Доказано, что знания, самостоятельно добытые  студентом, более прочно закрепляются в его памяти. Процесс обучения превращается в творческую интересную деятельность.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Певцова, Е.А., Теория и методика преподавания права / Е.А. Певцова – М.: ВЛАДОС, 2003.- 400с.

2. Ивонина А. Современные технологии в преподавании права. //Учитель. 2006, № 2. С. 40-42.

3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. С. 9-10.

4. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 1991. 224 с.

5.  Методические материалы по курсу «Методика преподавания правовых дисциплин». М., Издательство Прометей, 1999.

6. Никитин А.Ф. Право и политика. - М.: Просвещение, 2000.

7. Остапенко А. Современные технологии в преподавании права // Учитель. 2006. № 2. С. 40.

8. Хомерики О.Г. Развитие школы как инновационный процесс. М., 1994.

 

Категория: 1. Применение инновационных методов обучения для реализации компетентностного подхода | Добавил: Zvyagina (09.04.2013)
Просмотров: 2442 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика