Вторник, 21.05.2024, 04:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 1. Применение инновационных методов обучения для реализации компетентностного подхода

Использование компетентностного подхода при преподавании экономических дисциплин

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

О.А. Чаплыгин, к.э.н., доцент,

Е.И.Соколова, преподаватель,

Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, г.Ливны,

Е-mail: kafEiM@yandex.ru

 

В современной педагогической науке закрепляется точка зрения, что именно компетентностный подход  наиболее глубоко отражает основные процессы модернизации образования. Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.

Компетентность представляет собой культурное новообразование личности, т.е. совокупность ценностей, убеждений, знаний, дорастающих до полноценных деятельностей [2].

Личностная  культурно-образовательная компетентность – это элемент личности, развивающейся под воздействием  образования и самообразования, личности самостоятельно образовывающейся.

Компетентность-инструмент, позволяющий личности быть автором, инициативным преобразователем самого себя  и внешнего мира.

Современное образование должно обеспечить освоение позиции соавтора, соучастника, что приводит к снятию психологических препятствий к усвоению материала, деятельностного освоения знаний.

Идея компетентностно-ориентированного образования – один из ответов системы образования на целостный социокультурный заказ.

Многие знакомы  с перечнем  компетенций, предложенным известным дидактом А.В.Хуторским «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования»:

- ценностно-смысловая;

- общекультурная;

- учебно-познавательная;

- информационная;

- коммуникативная;

- социально-трудовая;

- компетентность личностного самосовершенствования [1].

Набор ключевых образовательных компетентностей, в том числе и при преподавании экономических дисциплин, может варьироваться, оставаясь более-менее постоянным:

- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;

- компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

- компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);

- компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия);

- компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени) [2].

Компетентностный подход при преподавании экономических дисциплин  предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющим им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.

Задача преподавателя - развивать у студентов способности эффективно действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, поиске новых способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов.

Наиболее типичные методы формирования и развития ключевых компетенций:

- обращение к прошлому опыту;

- решение и обсуждение проблемных задач и ситуаций;

- дискуссия студентов, столкновение их субъектных позиций;

- деловые и ролевые игры, лабораторные и практические работы;

- проектная деятельность: исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные мини-проекты и проекты - практические работы, имеющие жизненный контекст.

Следует помнить, что некоторые формы и методы, не обеспеченные специальными дополнениями (самооценка, групповое целеполагание) не способствуют развитию ключевых компетенций, например, монолог преподавателя, фронтально-индивидуальный опрос, проверочная  работа в традиционной форме, демонстрация видеофильма, самостоятельная работа с учебником по заданиям, указанным учителем.

Таким современный преподаватель должен научить студентов обучаться самостоятельно, планировать свою работу, рационально - использовать свое и чужое время, работать со справочной и дополнительной литературой, писать тезисы, рефераты.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент  личностно-ориентированного образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2007. - №2. – С.58-64.

2. Осмоловская, И. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования / И. Осмоловская // Директор школы.-2006.-№8.- С.64-69.

 

Категория: 1. Применение инновационных методов обучения для реализации компетентностного подхода | Добавил: Zvyagina (12.04.2013)
Просмотров: 2128 | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика