ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
О.А. Чаплыгин, к.э.н., доцент,
Е.И.Соколова, преподаватель,
Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, г.Ливны,
Е-mail: kafEiM@yandex.ru
В современной педагогической науке закрепляется
точка зрения, что именно компетентностный подход наиболее глубоко отражает основные процессы
модернизации образования. Введение компетентностного подхода в учебный процесс
требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного
процесса, и в практике работы педагога.
Компетентность представляет собой
культурное новообразование личности, т.е. совокупность ценностей, убеждений,
знаний, дорастающих до полноценных деятельностей [2].
Личностная
культурно-образовательная компетентность – это элемент личности,
развивающейся под воздействием
образования и самообразования, личности самостоятельно образовывающейся.
Компетентность-инструмент, позволяющий
личности быть автором, инициативным преобразователем самого себя и внешнего мира.
Современное образование должно обеспечить
освоение позиции соавтора, соучастника, что приводит к снятию психологических
препятствий к усвоению материала, деятельностного освоения знаний.
Идея компетентностно-ориентированного
образования – один из ответов системы образования на целостный социокультурный
заказ.
Многие знакомы с перечнем
компетенций, предложенным известным дидактом А.В.Хуторским «Ключевые
компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования»:
- ценностно-смысловая;
- общекультурная;
- учебно-познавательная;
- информационная;
- коммуникативная;
- социально-трудовая;
- компетентность личностного
самосовершенствования [1].
Набор ключевых образовательных
компетентностей, в том числе и при преподавании экономических дисциплин, может
варьироваться, оставаясь более-менее постоянным:
- компетентность в сфере самостоятельной
познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения
знаний из различных источников информации;
- компетентность в сфере гражданско-общественной
деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
- компетентность в сфере
социально-трудовой деятельности (умение анализировать ситуацию на рынке труда,
оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и
этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
- компетентность в бытовой сфере (включая
аспекты собственного здоровья, семейного бытия);
- компетентность в сфере
культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования
свободного времени) [2].
Компетентностный подход при преподавании
экономических дисциплин предполагает
освоение учащимися различного рода умений, позволяющим им в будущем действовать
эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.
Задача преподавателя - развивать у
студентов способности эффективно действовать в ситуациях, когда может
возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, поиске
новых способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов.
Наиболее типичные методы формирования и
развития ключевых компетенций:
- обращение к прошлому опыту;
- решение и обсуждение проблемных задач и
ситуаций;
- дискуссия студентов, столкновение их
субъектных позиций;
- деловые и ролевые игры, лабораторные и
практические работы;
- проектная деятельность:
исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные мини-проекты и
проекты - практические работы, имеющие жизненный контекст.
Следует помнить, что некоторые формы и
методы, не обеспеченные специальными дополнениями (самооценка, групповое
целеполагание) не способствуют развитию ключевых компетенций, например, монолог
преподавателя, фронтально-индивидуальный опрос, проверочная работа в традиционной форме, демонстрация
видеофильма, самостоятельная работа с учебником по заданиям, указанным учителем.
Таким современный преподаватель должен
научить студентов обучаться самостоятельно, планировать свою работу,
рационально - использовать свое и чужое время, работать со справочной и
дополнительной литературой, писать тезисы, рефераты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции
как компонент личностно-ориентированного
образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2007. - №2. – С.58-64.
2. Осмоловская, И. Ключевые компетенции в
образовании: их смысл, значение и способы формирования / И. Осмоловская // Директор
школы.-2006.-№8.- С.64-69.
|