Суббота, 04.05.2024, 18:10
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 1. Применение инновационных методов обучения для реализации компетентностного подхода

Использование инновационных образовательных технологий в учебном процессе

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Е.А.Мацнева , преподаватель,

Ливенский филиал Госниверситета-УПНК, г.Ливны,

Е-mail: aleks-elena07@rambler.ru

 

Глобальные процессы, происходящие  в современном информационном обществе, диктуют новые подходы в современном образовании. В результате чего к системе образования выдвигаются весьма высокие требования: она должна готовить специалистов к жизни и деятельности в быстро меняющемся мире, где перед человеком постоянно возникают необходимость стратегических изменений при решении нестандартных задач. Для достижения поставленной цели в Федеральной целевой программе развития образования на 2011 – 2015 годы особый акцент был сделан на обеспечение инновационного характера системы образования в соответствии с социально-экономическими вызовами и инновационным характером экономики [2]. Ведущее место в такой системе занимают инновационные методы подготовки обучающихся в системе высшего образования, которые в будущем будут непосредственно причастны к формированию и обеспечению реализации инвестиционной и инновационной политики.

Основу инновационных образовательных технологий, применяемых в учебном процессе, должен составлять социальный заказ, профессиональные интересы будущих специалистов, учет индивидуальных, личностных особенностей студентов. Использование преподавателями инновационных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в преподавании различных дисциплин, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих, креативных способностей студентов.

Эффективными формами учебной работы по внедрению в образовательный процесс инновационных процессов и формированию ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов является применение различных активных форм и методов обучения: создание проектов, подготовка публичных выступлений, дискуссионное обсуждение профессионально важных проблем, обучение в сотрудничестве, создание проблемных ситуаций, подготовка профессионально направленных видеофильмов и презентаций и т. д. Переход от информационно-объяснительного обучения к инновационно-действенному связан с применением в учебном процессе новых компьютерных и различных информационных технологий, электронных учебников, видеоматериалов, обеспечивающих свободную поисковую деятельность, а также предполагает развитие и личностную ориентацию. Исходя из этого, на сегодня можно отметить различные инновационные методы обучения студентов, в частности, это проблемная и игровая технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, имитационные методы активного обучения, методы анализа конкретных ситуаций, метод проектов, обучение в сотрудничестве, креативное обучение, инновационная образовательная проектная деятельность, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция-диспут и т. д.

Далее более подробно будут рассмотрены методы, используемые автором в своей работе.

Игровое имитационное моделирование.

Данный метод представлен различными видами игр: аттестационные, организационно-деятельностные,  поисково-апробационные, рефлексивные игры. Игры проводятся с целью повышения мотивации к обучению, тренировки навыки самостоятельной работы студентов, усиления коммуникативных процессов в группе, выявления лидеров (командная игра). Для обучающих игр характерны многовариантность и альтернативность решений, из которых нужно сделать выбор наиболее рационального.

Метод проектов.

Данный метод относится  к исследовательским. В его основе лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и творческих способностей. Метод проектов главным образом ориентирован на самостоятельную работу. Он всегда предполагает решение некоторой проблемы, которая предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой, интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих отраслей. Выполняются проекты в индивидуальном порядке (завершающий этап обучения по данной дисциплине) или в группе (научная деятельность студентов).

Креативное обучение.

Этот метод  базируется на следующих принципах:

- создание студентом определенного образовательного продукта (реферат с  презентацией, web-сайт), который в дальнейшем используется в образовательном процессе;

- соответствие внешнего образовательного продукта студента его внутренним потребностям;

- интерактивность занятий, осуществляемых с помощью телекоммуникаций.

Как показывает практика, инновационные методы дают возможность более быстрыми темпами получить нужный результат. Постепенный отход от традиционного объяснительно-иллюстративного метода к использование инновационных методов в профессионально ориентированном обучению и на современном этапе развития образовательных технологий является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов. Использование разнообразных методов и приемов активного обучения пробуждает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.

 

Литература:

1. Скрипко Л.Е. Внедрение инновационных методов обучения: перспективные возможности или непреодолимые проблемы? // Менеджмент качества. — 2012. — № 1. — С. 76—84.

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 URL: http://old.mon.gov.ru/dok/prav/obr/8311/ (дата обращения: 27.10.2012)

3. Черкасов М.Н. Инновационные методы обучения студентов // Материалы XIV Международной заочной научно-практической конференции «Инновации в науке» (19 ноября 2012 г.); Новосибирск: Изд. «СибАК», 2012. – 154 с.  URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/5010-2012-11-26-13-41-40

Категория: 1. Применение инновационных методов обучения для реализации компетентностного подхода | Добавил: Zvyagina (15.04.2013)
Просмотров: 9396 | Рейтинг: 3.4/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика