ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Е.А.Мацнева ,
преподаватель,
Ливенский филиал
Госниверситета-УПНК, г.Ливны,
Е-mail: aleks-elena07@rambler.ru
Глобальные процессы,
происходящие в современном
информационном обществе, диктуют новые подходы в современном образовании. В результате
чего к системе образования выдвигаются весьма высокие требования: она должна
готовить специалистов к жизни и деятельности в быстро меняющемся мире, где
перед человеком постоянно возникают необходимость стратегических изменений при
решении нестандартных задач. Для достижения поставленной цели в Федеральной
целевой программе развития образования на 2011 – 2015 годы особый акцент был
сделан на обеспечение инновационного характера системы образования в
соответствии с социально-экономическими вызовами и инновационным характером
экономики [2]. Ведущее место в такой системе занимают инновационные методы
подготовки обучающихся в системе высшего образования, которые в будущем будут
непосредственно причастны к формированию и обеспечению реализации
инвестиционной и инновационной политики.
Основу инновационных
образовательных технологий, применяемых в учебном процессе, должен составлять
социальный заказ, профессиональные интересы будущих специалистов, учет индивидуальных,
личностных особенностей студентов. Использование преподавателями инновационных
методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в преподавании
различных дисциплин, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям,
развитию творческих, креативных способностей студентов.
Эффективными формами
учебной работы по внедрению в образовательный процесс инновационных процессов и
формированию ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов
является применение различных активных форм и методов обучения: создание
проектов, подготовка публичных выступлений, дискуссионное обсуждение
профессионально важных проблем, обучение в сотрудничестве, создание проблемных
ситуаций, подготовка профессионально направленных видеофильмов и презентаций и
т. д. Переход от информационно-объяснительного обучения к
инновационно-действенному связан с применением в учебном процессе новых
компьютерных и различных информационных технологий, электронных учебников,
видеоматериалов, обеспечивающих свободную поисковую деятельность, а также предполагает
развитие и личностную ориентацию. Исходя из этого, на сегодня можно отметить
различные инновационные методы обучения студентов, в частности, это проблемная
и игровая технологии, технологии коллективной и групповой деятельности,
имитационные методы активного обучения, методы анализа конкретных ситуаций,
метод проектов, обучение в сотрудничестве, креативное обучение, инновационная
образовательная проектная деятельность, лекция-пресс-конференция,
лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция-диспут и т. д.
Далее более подробно будут рассмотрены
методы, используемые автором в своей работе.
Игровое имитационное моделирование.
Данный метод представлен различными
видами игр: аттестационные, организационно-деятельностные, поисково-апробационные, рефлексивные игры. Игры
проводятся с целью повышения мотивации к обучению, тренировки навыки
самостоятельной работы студентов, усиления коммуникативных процессов в группе,
выявления лидеров (командная игра). Для обучающих игр характерны
многовариантность и альтернативность решений, из которых нужно сделать выбор
наиболее рационального.
Метод проектов.
Данный метод относится к исследовательским. В его основе лежит развитие
познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои
знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического
мышления и творческих способностей. Метод проектов главным образом ориентирован
на самостоятельную работу. Он всегда предполагает решение некоторой проблемы,
которая предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов и
средств обучения, а с другой, интегрирование знаний и умений из различных
областей науки, техники, технологии, творческих отраслей. Выполняются проекты в
индивидуальном порядке (завершающий этап обучения по данной дисциплине) или в
группе (научная деятельность студентов).
Креативное обучение.
Этот метод базируется на следующих принципах:
- создание студентом определенного
образовательного продукта (реферат с презентацией,
web-сайт),
который в дальнейшем используется в образовательном процессе;
- соответствие внешнего образовательного
продукта студента его внутренним потребностям;
- интерактивность занятий, осуществляемых
с помощью телекоммуникаций.
Как показывает
практика, инновационные методы дают возможность более быстрыми темпами получить
нужный результат. Постепенный отход от традиционного
объяснительно-иллюстративного метода к использование инновационных методов в
профессионально ориентированном обучению и на современном этапе развития
образовательных технологий является необходимым условием для подготовки
высококвалифицированных специалистов. Использование разнообразных методов и
приемов активного обучения пробуждает у студентов интерес к самой
учебно-познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу
мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс
учебных, воспитательных, развивающих задач.
Литература:
1. Скрипко Л.Е. Внедрение
инновационных методов обучения: перспективные возможности или непреодолимые
проблемы? // Менеджмент качества. — 2012. — № 1. — С. 76—84.
2. Федеральная целевая программа развития
образования на 2011—2015 URL: http://old.mon.gov.ru/dok/prav/obr/8311/
(дата обращения: 27.10.2012)
3. Черкасов М.Н. Инновационные методы
обучения студентов // Материалы XIV Международной заочной научно-практической
конференции «Инновации в науке» (19 ноября 2012 г.); Новосибирск: Изд.
«СибАК», 2012. – 154 с. URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/5010-2012-11-26-13-41-40
|