Суббота, 18.05.2024, 13:25
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 1. Применение инновационных методов обучения для реализации компетентностного подхода

Использование деловых игр при преподавании общепрофессиональных дисциплин

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Л.И.Коршунова, Л.Ф.Логачева, преподаватели,

Факультет среднего профессионального образования,

ТИ им. Н.Н. Поликарпова ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», г. Орёл,

Е-mail: fspo-ti@rambler.ru

 

Содержание дисциплин  «Безопасность жизнедеятельности» и «Охраны труда» направлено на формирование у студентов мнения о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованием обеспечения безопасности и защищенности работников.

В процессе обучения эффективны такие педагогические приемы и методы, при которых студенты включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активной  познавательной деятельности, переживают состояние успеха.

Имитационный тренинг позволяет моделировать производственно-технологические процессы. Мотивацию такого моделирования создает игровая ситуация. Решение ситуационных профессиональных задач и ролевые игры («погружение в профессиональную деятельность») выполняют функцию, как методов обучения, так и методов контроля знаний и умений.

Для достижения поставленных учебных целей на своих занятиях по предметам «БЖД» и «Охраны труда»  используем различные модификации деловых игр, имитационных и ролевых. Их отличительными свойствами являются: моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций; поэтапное развитие игры; наличие конфликтных ситуаций; обязательная совместная деятельность студентов; использование описания объекта игрового имитационного моделирования; контроль игрового времени; элементы состязательности между группами и участниками; оценка хода и результатов игры.

Игра может применяться как для закрепления одной темы, так и для целого блока. Например, при изучении темы «Расследование несчастных случаев на производстве» используются игровые технологии для выработки практических, профессиональных навыков. Модель деловой игры включает: правила, цели, рекомендации, роли и функции игроков. Студенты разбиваются на микро группы, и каждая из них получает исходные данные по ситуации, нормативно правовые документы, акты по форме Н-1. В группе распределяют роли, и каждый участник знакомится со своими функциональными обязанностями.  В процессе игры, необходимо используя нормативно-технические и законодательные документы самостоятельно провести расследование несчастного случая и заполнить  документацию. Каждая группа представляет отчет по расследованию. Очередность выступления каждой группы определяется жеребьевкой. Исполнение ролей происходит в присутствии всех микро групп, которые потом оценивают действия участников, принимаемые ими самостоятельные решения в зависимости от условий заданной ситуации и в зависимости от ранее ими же принятых решений, т.е. при разыгрывании ролей нельзя полностью предсказать ситуации, в которых оказывается тот или иной студент. Оценивается работа как группы в целом, так и ее участников отдельно. Каждый может получить дополнительные бонусы и тем самым повысить свою оценку, дополняя и высказывая свое мнение по сложившейся ситуации в выступающей группе. Деловая игра – частично в азартной форме – позволяет студентам интеллектуально и эмоционально раскрепоститься, проявляя творческую инициативу.

При игре « Проведение инструктажа по охране труда» вырабатываются практические действия и установки. Познавательная активность студента зависит, от его способности к самостоятельной деятельности. При подготовке к деловой игре часть материала студенты должны изучить самостоятельно. Важнейшей частью является отработка алгоритма поступления информации от одной группы студентов к другой и обучение их в соответствии этим принятию оптимальных решений.

 

Блок схема данной игры:

1.Ознакомление с правилами игры

2.Выдача исходной информации производственной ситуации

3.Распределение по ролям и группам

4.Изучение  типовой программы инструктажа на рабочем месте

5.Поиск недостающей информации

6.Составление инструкций по охране труда для данного вида работ

7.Проведение инструктажей на рабочем месте

8.Анализ и обсуждение проведения инструктажей на рабочем месте.

9. Подведение итогов и подсчет баллов.

Правила игры:

1.      Все участники игры должны изучить методические указания по проведению игры.

2.      Все участники игры должны знать теоретический материал лекций по «Охране труда».

3.      Все участники игры должны соблюдать временный регламент игры,

4.      Деятельность членов групп оценивается «главными», а деятельность «главных», руководителем игры.

5.      «Главные» имеют право поощрять каждого участника игры за разработку предложений по решениям (от 1 до 3 баллов). Если «главный» поощрил  ошибочные решения, то руководитель игры наказывает «главного». Штрафом от 2 до 4 баллов.

6.      Все участники игры имеют право на запрос информации у руководителя игры, но при этом каждый запрос, имеющийся в распоряжении участников игры, наказывается штрафом -1 балл.

7.      Все «Главные» поощряются за умение руководить коллективом от 1 до 3 баллов.

8.      За недисциплинированное поведение в процессе игры – штраф – 2 балла.

9.      Участники игры, набравшие максимальное количество баллов, объявляются победителями.

Что дает студентам использование игр в учебном процессе?

- Эмоциональную насыщенность процесса обучения.

- Формируются знания, умения, навыки, происходит подготовка к профессиональной деятельности, т.е. студент учится применять свои знания.

- Игровое обсуждение способствует закреплению знаний.

- Достигаются комплексные педагогические цели: познавательные, воспитательные, развивающие.

Познавательная эффективность: усваиваются профессиональные функции на личном примере.

Воспитательная функция: коллективное обсуждение и принятие общих решений формируют уважение к иному мнению, вниманию к коллегам, сдержанность.

Развивающая эффективность: развиваются мышление, речь, умение участвовать в дискуссии.

Использование различных форм и методов обучения, так и методов контроля знаний и умений  позволяет избежать однообразия, которое снижает ценность проверки и делает занятия монотонными и малоинтересными. Разнообразие форм контроля на занятии активизирует мыслительную и познавательную деятельность студентов.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.      Соколов Е.А. Технологии проблемно-модульного обучения. Теория и практика: Издательство Логос, 2012.

2.      Шаронова С.А. Деловые игры. Учебное пособие. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2004. – 166с.

3.      Орлова С.Н. Развитие творческого мышления в процессе когнитивной деятельности: Монография. – Красноярск, 2001.

 

Категория: 1. Применение инновационных методов обучения для реализации компетентностного подхода | Добавил: Zvyagina (09.04.2013)
Просмотров: 2027 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика