Вторник, 21.05.2024, 05:37
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 1. Применение инновационных методов обучения для реализации компетентностного подхода

Интерактивные методы обучения иностранному языку

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

 

Г.Д. Захарова, ст.преподаватель,

Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, г.Ливны

 

На сегодняшний день перед преподавателями иностранного языка в неязыковом вузе остро стоит проблема поиска путей повышения познавательного интереса студентов к изучению языка, укрепления их положительной мотивации в учении. Одной из возможностей решения данной проблемы является использование технологии интерактивного обучения. Ключевым понятием, определяющим смысл интерактивных методов, является «взаимодействие». Взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.

Педагогическое взаимодействие — это обмен деятельности между педагогом и учащимися, в котором деятельность одного обусловливает деятельность других.

Интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приемов, целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия. Интерактивное педагогическое взаимодействие, реализация интерактивных педагогических методов направлены на изменение, совершенствование моделей поведения и деятельности участников педагогического процесса.

Ведущими признаками и инструментами интерактивного педагогического взаимодействия являются: полилог, диалог, мыследеятельность, межсубъектные отношения, свобода выбора, создание ситуации успеха, позитивность и оптимистичность оценивания, рефлексия и др.

В педагогической интерпретации полилог — это возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме; готовность и возможность для участников высказать эту точку зрения; причем любая точка зрения, какой бы она ни была, имеет право на существование.

Диалог предполагает восприятие участниками педагогического процесса себя как равных партнеров, субъектов взаимодействия.

Мыследеятельность как сущностный признак интерактивных методов заключается в организации интенсивной мыслительной деятельности педагога и учащихся; не трансляция педагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности; организация проблемного обучения; самостоятельное выполнение учащимися разнообразных мыслительных операций, таких, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.; сочетание различных форм организации мыслительной деятельности учащихся (индивидуальной, парной, групповой); процесс обмена мыслями между участниками педагогического взаимодействия.

Свобода выбора учащихся и педагога состоит в их сознательном регулировании и активизации своего поведения.

Создание ситуации успеха заключается в целенаправленном создании педагогом комплекса внешних условий, способствующих получению учащимися удовлетворения, радости, проявления спектра положительных эмоций и чувств. Успех рассматривается как мотив к саморазвитию, самосовершенствованию. Для создания ситуации успеха используются разнообразные педагогические средства, условия, создаваемые педагогом в самом начале организуемого педагогического взаимодействия (в начале урока, занятия, внеклассного дела и т. п.) на этапе введения в атмосферу иноязычного общения для оперативного включения в совместную работу каждого учащегося. («Заверши фразу», «Комплимент», «Подари цветок»).

Методы организации обмена деятельностями предполагают сочетание индивидуальной и групповой совместной работы. Ведущим признаком этих методов является объединение учащихся в творческие группы для совместной деятельности.

Ведущее из условий — позитивность, оптимистичность оценивания учащихся.

Позитивность и оптимистичность оценивания участниками педагогического взаимодействия друг друга проявляется в осуществлении оценки себя и другого как условия саморазвития. Это умение педагога при оценке деятельности учащихся подчеркнуть ценность, неповторимость, значимость достигнутого результата, индивидуальных достижений личности, стремление отметить и подчеркнуть позитивные изменения в состоянии развития учащегося.

Рефлексия есть самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия. Это их потребность и готовность зафиксировать изменения состояния развития, определить причины таких изменений, дать оценку эффективности состоявшегося педагогического взаимодействия, созданных педагогических условий для своего развития. Методы организации рефлексивной деятельности направлены на самоанализ и самооценку участниками педагогического взаимодействия, своей деятельности, ее результатов, обычно организуются на завершающем этапе занятия. Например:  «Цепочка пожеланий», «Заверши фразу».

Успешная интерактивная деятельность планируется и организуется в несколько этапов. Группу студентов целесообразно разделить на 2 группы. Подготовительный этап может включать устные и письменные задания, нацеленные на знакомство студентов с разными аспектами проблемы для предстоящего обсуждения и освоения ими соответствующих разговорных формул. Приведу пример метода «Один – вдвоем – вместе» при работе с тематическим текстом. Он способствует изучению программной лексики, расширению запаса слов, развитию способностей анализа и синтеза информации. Очень действенный для ленивых студентов.

1. Выбор группой текста.

2. Составление списка лексических единиц, необходимых по мнению учащихся для работы с текстом (перевод, транскрипция, выбор просто новых ЛЕ и ЛЕ наиболее значимых терминов по теме, слова, представляющие особую трудность в произношении)

3. Предъявление перевода текста.

4. Выбор наиболее трудных предложений по грамматической структуре, работа по адаптации предложений.

Возможно предложить задание на определение и характеристики опыта интеркультурной деятельности. Выбирается конкретная жизненная ситуация, содержащая проблему межкультурного взаимодействия (проблема может быть связана с будущей профессиональной деятельностью студента). Предлагается диалог, в котором один из собеседников был невежлив. Необходимо исправить реплики этого человека.

Предлагается текст "The Functions of a Bank”. Найти пять основных функций

Текст "Applying for a Job”. Найти необходимые качества претендента на должность при приеме на работу. Выскажите мнение почему.

Студенты получают информацию лингвостановедческого характера (гостиничный сервис, ресторанный бизнес, звонок по телефону и т.д.). Сформулировать свои ответы на реплики партнера.

Учебный процесс протекает таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями. Происходит это в атмосфере взаимной поддержки, что позволяет оценивать разные точки зрения и вырабатывать совместное решение. В данном случае, значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению контактов между учащимися, снимают нервную нагрузку студентов, помогают испытать чувство защищенности и взаимопонимания.

 

Категория: 1. Применение инновационных методов обучения для реализации компетентностного подхода | Добавил: Zvyagina (12.04.2013)
Просмотров: 1947 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика