Суббота, 18.05.2024, 12:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 1. Применение инновационных методов обучения для реализации компетентностного подхода

Интерактивные формы обучения в системе профессионального образования

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

И.Ю. Буярова, преподаватель экономических дисциплин,

Г.В. Ульянова, преподаватель спец. дисциплин,

Многопрофильный колледж ФГБОУ ВПО Орёл ГАУ, г.Орел,

Е-mail: buyarowa@mail.ru

 

Модернизация образования в учреждениях, осуществляющих профессиональное обучение и профессиональную подготовку в настоящее время, связана с реализацией компетентностного подхода. В рамках данного подхода предусмотрены профессионализм и конкурентоспособность личности. Компетентностный подход ориентирован на такой результат образования, в качестве которого рассматривается не только сумма усвоенной информации, а способность выпускника действовать в различных профессиональных и жизненных ситуациях. Таким образом, основной целью обучения становится овладение обучающимися различного рода компетенциями[2].

Компетенции занимают центральное место в системе мониторинга качества образования. В целом управление качеством образования начинается с состава компетенций, которые должны быть сформированы в результате учебно-профессиональной деятельности и степень сформированности которых должна быть оценена по окончанию обучения[1].

Изучение качества подготовки и ее систематический мониторинг позволяют своевременно производить коррекцию методов, средств, форм и технологий обучения.

Для реализации компетентностного подхода в образовании, и в профессиональном образовании в частности, разрабатываются методические, дидактические и др. компоненты, внедряются определенные педагогические технологии и инновации направленные на достижение единой цели образования. Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него (инновационных) компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. Система образования, существующая ранее, имела ряд неоспоримых достижений, что признано во всем мире, и поэтому новая Россия, создавая свою систему образования, объективно не может отказаться от положительного наследства. Создавая новую систему образования, необходимо определить, что и прошлый опыт должен иметь место в новой образовательной системе[5].

 В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению учащегося в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки преподавателей. Сегодня преподаватель по-прежнему остается критичным звеном процесса обучения, однако интеграция информационных технологий и образования способствует формированию новой роли учителя. Преподаватель в высокотехнологичной среде является не только источником информации и академических фактов — он помогает учащимся понять сам процесс обучения. Педагог помогает ученикам найти необходимую им информацию, выяснить, соответствует ли она заданным требованиям, а также понять, как использовать эту информацию для ответа на поставленные вопросы и решения сложных проблем. Для образовательных проектов сегодня особенно актуальны мультимедийные, интерактивные, мобильные, беспроводные классы.

Инновационная образовательная проектная деятельность является эффективной формой организации учебного процесса, направленной на индивидуальное развитие познавательных интересов и творческих способностей студентов. Данный метод предполагает овладение технологией презентации различных творческих работ (отчетов, обзоров, рефератов, докладов на профессионально ориентированные темы). Смысл и цель педагогических инноваций заключается в осуществлении нового видения методологии обучения, привлечении новых методов, технологий, мультимедийных средств обучения в интересах развития личности будущего специалиста [3].

Хотелось бы остановиться на интерактивной форме обучения. Интерактивные формы обучения  предполагают наличие современных средств организации процесса, которые позволяют преподавателям сохранять и дорабатывать учебный материал, побуждая к новым инновационным методам преподавания. Например,  интерактивная доска как средство формирования комплексной визуально-тактильной рабочей среды для ученика,  признана учителями как поистине революционное изобретение.    

Интерактивные формы обучения были введены в учебный процесс с целью подготовки учащихся к жизни в информационном обществе, которое постоянно изменяется и динамично развивается. Слово «интерактивный» происходит от слова «интеракция» - взаимодействие (учителя со студентами, студентов друг с другом). Новые знания появляются в нашем обществе каждый день, постоянно появляется потребность в освоение новых навыков. Ключевая роль в решении этих задач принадлежит коммуникационным и информационным технологиям. В связи с этим особенно важным становится процесс информатизации образовательной системы в Многопрофильном колледже[5].

Интерактивные формы обучения призваны обеспечивать новые возможности реализации педагогических задач, которые определяют перспективы развития образования. Сегодня актуален вопрос соотношения между полиграфическими образовательными изданиями  и электронными. Книга, безусловно, удобна и абсолютно незаменима. Однако учебный процесс требует не только теоретической информации, но и включения в задания практических элементов в различной форме. Практическое обучение — компонент педагогического процесса, основной целью которого является формирование основ профессионального мастерства учащихся в области квалифицированных специалистов, например, по специальности «Земельно-имущественные отношения». Развитие профессиональных компетенций, которая включает в себя способность мобильно действовать в определенной ситуации, применяя свой профессиональный опыт самостоятельного решения возникших задач [5].

Развитие форм организации практического обучения  на уроках  возможно при условии, если: формы практического обучения предусматривают развитие индивидуальных способностей и творческой активности учащихся; в будущем можно разработать модель внедрения инновационных форм практического обучения, провести анализ их эффективности; разработать методическое обеспечение инновационных форм обучения. Поэтому нам  необходим выход на более динамичный уровень обучения. Такую динамику могут обеспечить только компьютерные технологии. Даже видео материалы, по-моему мнению, не носят характер интерактивности. Поэтому преимущество электронных ресурсов очевидно. Электронные ресурсы способны представлять мир в виде виртуальной реальности, которую вполне можно исследовать.

Уроки с использованием интерактивных форм обучения значительно повысят интерес учащихся к изучению предмета, позволят им участвовать в творческом процессе и наблюдать своими глазами результаты собственной работы. В результате чего повысится посещаемость на  занятиях. Интерактивные методы обучения в  нашем колледже помогли бы разнообразить уроки. Очень эффективными являются уроки  с использованием компьютерных технологий. Как показала практика, особенно актуальны такие занятия при преподавании  дисциплин, относящихся к специальности «Земельно-имущественные отношения», а именно «Техническая инвентаризация объектов недвижимости», «Осуществление кадастровых отношений». Структура комбинированного урока может позволить отвести на компьютер около 10%  учебного времени, сочетая с фронтальными методами работы. Использовать информационные технологии можно для демонстрации видео фрагментов, выполнения заданий в режиме реального времени (online). Кроме того компьютер очень полезен для выполнения индивидуальных заданий, например, если студент пропустил занятия или для отработки, также если студент считает, что оценка поставлена не объективна,  у него будет возможность проверить свои знания без  привлечения преподавателя (тесты, диктанты). Для подготовки к таким урокам используют разные программы и  источники. Огромные возможности в этом плане предоставляет интернет[3].

Апеллируя высказыванием Конфуция «Скажи мне – и я забуду, покажи мне может быть – я запомню, вовлеки меня и я пойму», можно сделать вывод что, интерактивный урок - это оптимальный опыт активного сотрудничества студента и преподавателя. Я думаю, что  использование интерактивного преподавания, предоставит возможность привить учащимся интерес к обучаемым дисциплинам, создаст положительное отношение к их изучению, активизирует самостоятельную умственную деятельность, а также стимулирует интеллектуальную активность. Предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке. На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, я, как преподаватель получаю  возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит мне проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения студентов к обучению.

И в завершении я бы хотела процитировать премьер-министра  РФ Дмитрия Медведева, который  отметил что «Осуществление задач образования на этапе формирования информационного общества – актуальная проблема современного поколения педагогов. Обновление содержания образования сегодня неотделимо от внедрения современных педагогических, в том числе информационных технологий  в образовательный процесс, их методически грамотного и обоснованного применения».

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного      подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.

2.Болтенков Н. В. Формирование готовности учителя к профессиональной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2009. № 2. С. 87–90.

3.Гульчевская В. Г. Современные педагогические технологии. Ростов н/Д, 1999.

4.Игнатенко А.А. Компетентностный подход в системе ВПО. 2009

5.Сергеева М. Г. Перспективные технологии обучения в профессиональном образовании // Специалист. 2009. №1. С. 26–31.

 

 

 

Категория: 1. Применение инновационных методов обучения для реализации компетентностного подхода | Добавил: Zvyagina (09.04.2013)
Просмотров: 3248 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика