ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И.Ю. Буярова, преподаватель экономических
дисциплин,
Г.В. Ульянова, преподаватель спец. дисциплин,
Многопрофильный колледж ФГБОУ ВПО Орёл ГАУ, г.Орел,
Е-mail: buyarowa@mail.ru
Модернизация образования в учреждениях,
осуществляющих профессиональное обучение и профессиональную подготовку в
настоящее время, связана с реализацией компетентностного подхода. В рамках
данного подхода предусмотрены профессионализм и конкурентоспособность личности.
Компетентностный подход ориентирован на такой результат образования, в качестве
которого рассматривается не только сумма усвоенной информации, а способность
выпускника действовать в различных профессиональных и жизненных ситуациях.
Таким образом, основной целью обучения становится овладение обучающимися
различного рода компетенциями[2].
Компетенции занимают центральное место в системе
мониторинга качества образования. В целом управление качеством образования
начинается с состава компетенций, которые должны быть сформированы в результате
учебно-профессиональной деятельности и степень сформированности которых должна
быть оценена по окончанию обучения[1].
Изучение качества подготовки и ее
систематический мониторинг позволяют своевременно производить коррекцию
методов, средств, форм и технологий обучения.
Для реализации компетентностного подхода в
образовании, и в профессиональном образовании в частности, разрабатываются
методические, дидактические и др. компоненты, внедряются определенные
педагогические технологии и инновации направленные на достижение единой цели
образования. Современный период развития общества характеризуется сильным
влиянием на него (инновационных) компьютерных технологий, которые проникают во
все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение
информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное
пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является
компьютеризация образования. Система образования, существующая ранее, имела ряд
неоспоримых достижений, что признано во всем мире, и поэтому новая Россия,
создавая свою систему образования, объективно не может отказаться от
положительного наследства. Создавая новую систему образования, необходимо
определить, что и прошлый опыт должен иметь место в новой образовательной
системе[5].
В
настоящее время в России идет становление новой системы образования,
ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное
пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической
теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением
корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны
современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению
учащегося в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не
дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного
образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки преподавателей.
Сегодня преподаватель по-прежнему остается критичным звеном процесса обучения,
однако интеграция информационных технологий и образования способствует
формированию новой роли учителя. Преподаватель в высокотехнологичной среде
является не только источником информации и академических фактов — он помогает
учащимся понять сам процесс обучения. Педагог помогает ученикам найти
необходимую им информацию, выяснить, соответствует ли она заданным требованиям,
а также понять, как использовать эту информацию для ответа на поставленные
вопросы и решения сложных проблем. Для образовательных проектов сегодня
особенно актуальны мультимедийные, интерактивные, мобильные, беспроводные
классы.
Инновационная
образовательная проектная деятельность является эффективной формой организации
учебного процесса, направленной на индивидуальное развитие познавательных
интересов и творческих способностей студентов. Данный метод предполагает
овладение технологией презентации различных творческих работ (отчетов, обзоров,
рефератов, докладов на профессионально ориентированные темы). Смысл и цель
педагогических инноваций заключается в осуществлении нового видения методологии
обучения, привлечении новых методов, технологий, мультимедийных средств
обучения в интересах развития личности будущего специалиста [3].
Хотелось бы остановиться на интерактивной форме
обучения. Интерактивные формы обучения
предполагают наличие современных средств организации процесса, которые
позволяют преподавателям сохранять и дорабатывать учебный материал, побуждая к
новым инновационным методам преподавания. Например, интерактивная доска как средство формирования
комплексной визуально-тактильной рабочей среды для ученика, признана учителями как поистине революционное
изобретение.
Интерактивные формы обучения были введены в
учебный процесс с целью подготовки учащихся к жизни в информационном обществе,
которое постоянно изменяется и динамично развивается. Слово «интерактивный»
происходит от слова «интеракция» - взаимодействие (учителя со студентами,
студентов друг с другом). Новые знания появляются в нашем обществе каждый день,
постоянно появляется потребность в освоение новых навыков. Ключевая роль в
решении этих задач принадлежит коммуникационным и информационным технологиям. В
связи с этим особенно важным становится процесс информатизации образовательной
системы в Многопрофильном колледже[5].
Интерактивные формы обучения призваны
обеспечивать новые возможности реализации педагогических задач, которые
определяют перспективы развития образования. Сегодня актуален вопрос
соотношения между полиграфическими образовательными изданиями и электронными. Книга, безусловно, удобна и
абсолютно незаменима. Однако учебный процесс требует не только теоретической
информации, но и включения в задания практических элементов в различной форме.
Практическое обучение — компонент педагогического процесса, основной целью
которого является формирование основ профессионального мастерства учащихся в
области квалифицированных специалистов, например, по специальности
«Земельно-имущественные отношения». Развитие профессиональных компетенций,
которая включает в себя способность мобильно действовать в определенной
ситуации, применяя свой профессиональный опыт самостоятельного решения
возникших задач [5].
Развитие форм организации практического
обучения на уроках возможно при условии, если: формы
практического обучения предусматривают развитие индивидуальных способностей и
творческой активности учащихся; в будущем можно разработать модель внедрения
инновационных форм практического обучения, провести анализ их эффективности;
разработать методическое обеспечение инновационных форм обучения. Поэтому
нам необходим выход на более динамичный
уровень обучения. Такую динамику могут обеспечить только компьютерные технологии.
Даже видео материалы, по-моему мнению, не носят характер интерактивности.
Поэтому преимущество электронных ресурсов очевидно. Электронные ресурсы
способны представлять мир в виде виртуальной реальности, которую вполне можно
исследовать.
Уроки с использованием интерактивных форм
обучения значительно повысят интерес учащихся к изучению предмета, позволят им
участвовать в творческом процессе и наблюдать своими глазами результаты
собственной работы. В результате чего повысится посещаемость на занятиях. Интерактивные методы обучения
в нашем колледже помогли бы
разнообразить уроки. Очень эффективными являются уроки с использованием компьютерных технологий. Как
показала практика, особенно актуальны такие занятия при преподавании дисциплин, относящихся к специальности
«Земельно-имущественные отношения», а именно «Техническая инвентаризация
объектов недвижимости», «Осуществление кадастровых отношений». Структура
комбинированного урока может позволить отвести на компьютер около 10% учебного времени, сочетая с фронтальными
методами работы. Использовать информационные технологии можно для демонстрации
видео фрагментов, выполнения заданий в режиме реального времени (online).
Кроме того компьютер очень полезен для выполнения индивидуальных заданий,
например, если студент пропустил занятия или для отработки, также если студент
считает, что оценка поставлена не объективна,
у него будет возможность проверить свои знания без привлечения преподавателя (тесты, диктанты).
Для подготовки к таким урокам используют разные программы и источники. Огромные возможности в этом плане
предоставляет интернет[3].
Апеллируя высказыванием Конфуция «Скажи мне – и я
забуду, покажи мне может быть – я запомню, вовлеки меня и я пойму», можно сделать
вывод что, интерактивный урок - это оптимальный опыт активного сотрудничества
студента и преподавателя. Я думаю, что
использование интерактивного преподавания, предоставит возможность
привить учащимся интерес к обучаемым дисциплинам, создаст положительное
отношение к их изучению, активизирует самостоятельную умственную деятельность,
а также стимулирует интеллектуальную активность. Предоставление анализа причин
ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции
учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.
На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается
компьютеру, я, как преподаватель получаю
возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся,
как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний,
интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный
поиск. Это позволит мне проектировать собственную деятельность по управлению и
постепенному развитию творческого отношения студентов к обучению.
И в завершении я бы хотела процитировать премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, который отметил что «Осуществление задач образования
на этапе формирования информационного общества – актуальная проблема
современного поколения педагогов. Обновление содержания образования сегодня
неотделимо от внедрения современных педагогических, в том числе информационных
технологий в образовательный процесс, их методически грамотного и
обоснованного применения».
ЛИТЕРАТУРА
1.Бермус
А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал
«Эйдос». URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
2.Болтенков
Н. В. Формирование готовности учителя к профессиональной деятельности //
Педагогическое образование и наука. 2009. № 2. С. 87–90.
3.Гульчевская
В. Г. Современные педагогические технологии. Ростов н/Д, 1999.
4.Игнатенко А.А. Компетентностный подход в системе ВПО.
2009
5.Сергеева
М. Г. Перспективные технологии обучения в профессиональном образовании //
Специалист. 2009. №1. С. 26–31.
|