Вторник, 21.05.2024, 06:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 1. Применение инновационных методов обучения для реализации компетентностного подхода

Инновационные образовательные технологии- это что-то новое или хорошо забытое старое?

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ-

ЭТО ЧТО-ТО НОВОЕ ИЛИ ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ?

 

Е.А.Лущик, преподаватель спецдисциплин,

Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, Ливны,

Е-mail: tam538@yandex.ru

 

Эффективными формами учебной работы, по внедрению в образовательный процесс инновационных процессов, является применение различных активных форм и методов обучения. Переход от информационно-объяснительного обучения к инновационно-действенному, связан с применением в учебном процессе новых компьютерных и различных информационных технологий. Исходя из этого, на сегодня можно отметить различные инновационные методы обучения студентов, в частности, это проблемная и игровая технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, имитационные методы активного обучения, методы анализа конкретных ситуаций, метод проектов, обучение в сотрудничестве, креативное обучение, инновационная образовательная проектная деятельность, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция-диспут и т. д.

Вот некоторые  из представленных методов.

Переход от информационно-объяснительного обучения к инновационно-действенному.



Метод проектов

Относится к исследовательским. В его основе лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и творческих способностей.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых — индивидуальную, парную или групповую, которую студенты выполняют в течение определенного промежутка времени.

С вашего позволения, я прерву перечисление всех инновационных методов. Их достаточно много.

Когда я выбрала для сообщения эту тему, я надеялась найти что-то новое для себя, что можно применить в общении с ребятами на уроке? Как заинтересовать их в условиях, когда постоянно падает интерес к учебе вообще? Нет, интерес к получению диплома о среднем и тем более высшем образовании присутствует, но, к сожалению, это не одно и то же, что интерес к учебе. Я просмотрела многие источники информации по этому вопросу, и пришла к выводу, что «все новое это хорошо забытое старое». Да, появились новые возможности, интернет, компьютерные технологии, позволяющие в условиях аудитории проводить эксперименты различной сложности, возможность использования мультимедийных установок. Но все это приносит пользу только при умелом и обдуманном подходе. В различных источниках приводится много инновационных методов работы со студентами на занятиях, каждому методу дано свое название. Но, когда я анализировала суть каждого метода, мне показалось все до боли знакомое. Да, это уже было, было давно, когда еще меня учили в школе мои Учителя. Наверное, тогда эти методы назывались иначе, а, может быть, и не назывались ни как.  Просто нас хотели научить учиться, дать знания всем и каждому и каждый урок сделать интересным и незабываемым. Поэтому, (да простят меня новаторы педагогического труда) я хочу поведать то, что можно применить на наших занятиях, для повышения интереса  к учебе, вовлечения в этот процесс всех, или хотя бы почти всех. И это опыт из далекого прошлого.

Основное внимание я хочу уделить работе со студентами средней школы.

Задача педагога - научить учиться, дать знания всем и каждому и сделать каждый урок  интересным и незабываемым.

Я думаю, таким должен быть принцип работы каждого педагога.

Следует принять во внимание то, что при поступлении к нам практически нет конкурсного отбора. То есть приходят в основном ребята, которые не смогли бы осилить 10-11 классы. У большинства из них не только слабые знания и неумение учиться, но, и что, пожалуй, самое главное, отсутствие какого либо желания учиться вообще. В этой ситуации необходимо в первую очередь попробовать пробудить у ребят этот интерес. Надо четко понимать, что должен студент на первом этапе.


И в этом ему должен помочь педагог. Не хочу учиться! Почему? Нет стимула. Зачем что-то учить, если при ответе учитель все равно скажет, что ты, (Иванов, Петров) опять несешь чушь. На первом этапе надо сделать так, что бы любая, даже мизерная деятельность студента была оценена положительно.

   

Добиться этого можно, применяя различные методы при проверке домашнего задания.

 

 

Как правило, слабые ребята не в состоянии сразу осилить большой объем учебного материала. В этой ситуации можно предложить ребятам заранее подготовить вопросы друг другу. Разбить ребят по парам и предложить заранее подготовить друг другу примерно по три вопроса. Два вопроса, на которые можно ответить устно и один написать на доске. Конечно, ребята предупреждаются, что они не должны говорить заранее, какие вопросы они подготовят, и они не должны сидеть за одним столом. И конечно для первого раза будет просто отлично, если они договорятся друг с другом, что хотят спросить. И вот, уже какая-то капля знаний осядет в их головах. Они будут что-то отвечать и слышать похвалу в свой адрес. (Ты сегодня просто молодец, Сережа! Вот видишь, Саша, ты прекрасно справился с этим вопросом.) Понятно, что за такой отрепетированный ответ сразу ставить оценку не следует. Но в такой ситуации можно ввести систему «плюсов». И тогда ребята будут стремиться отвечать, что бы набрать необходимые плюсы. И это не обязательно сразу, и если ответил не верно, то это не два, а только не добавится «плюсов».

Интересен для ребят опрос в виде игры в лото. Здесь тоже очень важно, что работа ребят не выносится напоказ и они не боятся ошибиться, не боятся сказать глупость, над которой будут смеяться или за которую будут ругать. Кроме того, при опросе в виде игры в лото присутствует элемент удачи. А вдруг мне достанется легкая карточка? А вдруг первыми будут именно мои вопросы? И опять, какая то информация остается в головах ребят. Они слышат формулировку вопроса, задаваемого преподавателем, видят на карточке лото формулы, определения. И опять нет плохих. Просто кто-то успел быстрее других.

При объяснении  нового материала необходимо принимать во внимании слабый уровень начальной подготовки студентов. Им трудно сразу усвоить большой объем нового материала. Механическая  подача информации в течении 15-20 минут приводит к быстрому падению интереса к происходящему и в дальнейшем преподаватель вынужден будет просто призывать ребят к порядку. Но, увы и ах! Как правило, это уже бесполезно. Что бы такого не произошло, подачу нового материала надо тоже разнообразить.

И большую помощь в этом оказывает мультимедийная установка. Подготовленная презентация урока существенно помогает преподавателю и повышает интерес к предмету у студентов. Но  и в этой ситуации, если действовать бездумно, можно положительного результата не добиться.  Подготовленные слайды должны содержать интересную информацию, результаты экспериментов, заготовленные  в виде рисунков проблемные ситуации, которые с помощью ребят разрешаются по ходу изучения материала. По теме целесообразно подготовить видеоролик. Кстати в настоящее время, имея доступ в интернет, это не представляет особого труда. Можно показать опыт, используя возможности виртуальных лабораторных работ. Но ни в коем случае использование мультимедийной установки не должно сводиться к выведению на экран текстового материала. Ребята стразу  воспринимают это, как учебник и это вызывает не интерес,  а отторжение. Содержание текстового материала на экране не должно превышать 10-15%.

 


Хороший результат на занятиях дают работы в командах. Это эффективно и при проверке домашнего задания и при закреплении новой темы. Группы не следует делать более четырех человек. Здесь не нужна дополнительная перегруппировка ребят. Просто ребята двух ближайших столов поворачиваются друг к другу. При этом работа с карточками может быть организована и как разрешение проблемной ситуации, и как проверка формул (по заготовкам на карточках собрать предложенную преподавателем формулу) и как нахождения на карточках ответа на вопрос, заданный преподавателем. Такая работа так же раскрепощает ребят, активизирует их и,  опять же, они не боятся ошибиться и показаться смешными, так как преподаватель не слышит их обсуждений, а видит уже результаты коллективного труда. И, конечно же, при любых результатах надо похвалить всех. Да, что-то не получилось, что-то не верно, но ведь они старались и это уже плюс и ребятам и преподавателю.

И конечно по всем темам следует использовать тестовый контроль. Это и проверка знаний и обеспечение достаточного количества оценок, а это не маловажно в условиях средней школы. Но и тестовый материал надо постоянно обновлять,  с учетом конкретной группы. Благо в настоящее время сделать это не сложно (все сохранено в компьютере и может быть изменено в любое время).

Я остановилась лишь на некоторых методах работы со студентами на уроках. Возможно, они устарели, возможно, не имеют таких громких названий, как современные, но они  помогают заинтересовать ребят, научить их учиться, поверить в себя. А разве ни в этом состоит наша миссия, как преподавателей? Я думаю, что именно в этом. А значит и не важно, что и как называется. Можно назвать их методами, позволяющими научить ребят учиться.

И, конечно, важно самому педагогу не терять интерес к  своей работе. Ведь чтобы зажечь огонек в глазах у ребят, просто необходимо, чтобы горели глаза и у педагога, чтобы он не был безразличен к тому, что он делает и в первую очередь к самим ребятам и их судьбам. Мне кажется, что здесь, как нельзя уместны слова Андрея Дементьева. И с вашего позволения ими я и закончу свое сообщение.

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живет в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть нашей жизни оправдание.

Категория: 1. Применение инновационных методов обучения для реализации компетентностного подхода | Добавил: Zvyagina (12.04.2013)
Просмотров: 3966 | Рейтинг: 4.9/34
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика